БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Система дошкольного образования в Беларуси

Система дошкольного образования в Беларуси

1.История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
2. Совершенствование системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
3. Характеристика современной системы дошкольного образования.
4. Перспективы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Воспитание малолетних детей в период средневековья осуществлялось в семье и было подчинено требованиям своего времени. Познание детьми окружающего мира происходило на основе изучения Библии, традиций, существующих в семье, на народной педагогике. К моменту вхождения Беларуси в состав Российской империи в стране не было дошкольных учреждений, хотя потребность в них была велика. Это обусловливалось наличием большого числа детей-подкидышей, сирот, беспризорных и безнадзорных детей вследствие частых войн, проходивших на территории Беларуси. Государство вынуждено было пойти на открытие небольшого количества детских приютов и воспитательных домов. Так, в 1802 г. Был открыт детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 г. – в Гродно, в 1808 – воспитательный дом для незаконнорожденных детей в Витебске. С этого времени в Беларуси и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции. Однако детские приюты и дома получили более широкую известность только в 30 – 40-х годах XIX столетия.
Распространение общественного дошкольного воспитания в Беларуси связано с деятельностью известного педагога В.Ф. Одоевского. По неполным данным, всего в дореволюционной Беларуси насчитывалось примерно 40 дошкольных учреждений разных типов, среди которых были народные детские дома, приюты, ясли-приюты, очаги, сады и дошкольные группы при школах. В них содержалось свыше 3 тысяч детей. В среднем дошкольное учреждение имело по 2–3 возрастные группы. В каждой из них находилось по 30, а в некоторых даже по 50–60 детей.
В ноябре 1917 г. Совнарком издал декрет об организации Госкомиссии по просвещению. Этим декретом дошкольное воспитание было включено в единую систему народного образования. В нем указывалось, что общественное воспитание детей должно быть бесплатным и неразрывно связанным со школой.
Процесс создания общественных дошкольных учреждений в Беларуси был прерван иностранной интервенцией, которая длилась до 1918 г. В период оккупации все созданные сады прекратили свое существование.
20-е годы XX в. для Беларуси характеризовались определенным подъемом в развитии общественного дошкольного воспитания: открывались дошкольные учреждения разных типов, обучение в них проводилось на родном языке, начала создаваться своя методическая литература, развивалась сеть детских садов, как в городах, так и в сельской местности.
Наряду с ассигнованиями из союзного и республиканского бюджетов на развитие сети дошкольных учреждений значительные средства выделяли ведомства и предприятия.
Созданная в довоенные годы сеть садов, детских домов и площадок была полностью разрушена в годы Великой Отечественной войны. Всего в Белоруссии было полностью уничтожено 2188 дошкольных учреждений и частично – 463.
В послевоенные годы остро встал вопрос об увеличении количества детских домов для детей-сирот, в том числе и дошкольного возраста. В 1945 г. СНК БССР принимает постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». В результате принятых правительством мер сеть дошкольных учреждений и контингент детей в них снова стали возрастать.
Большое значение для развития общественного дошкольного воспитания в Белоруссии имело постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания, медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959 г.). В результате было создано дошкольное учреждение нового типа – ясли-сад, предназначенное для детей от 2 мес. до 7 лет, разработана соответствующая программа, детские сады начали строиться по типовым проектам, проводились научные исследования по совершенствованию содержания, форм и методов воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

2.В конце 80-х годов XX в. в связи с кардинальными политическими и социально-экономическими изменениями в стране был выявлен ряд существенных противоречий в системе общественного дошкольного воспитания. Эти противоречия сводились к следующему:
- детский сад стал главным социальным институтом, заменив семью как примат воспитательно-образовательного процесса;
- создание «закрытой» модели детского сада заведомо способствовало возникновению отчуждения между родителями и педагогами;
-жестко заданная система общественного дошкольного воспитания была построена в основном на использовании единой методологической и методической базы (единая Программа воспитания и обучения в детском саду, фронтальные формы работы с детьми, в основе которых лежала учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагогов с детьми; главным критерием успешности педагогической работы с детьми были ЗУНы).
Необходимо было предпринимать меры по устранению указанных недостатков и совершенствованию системы общественного дошкольного воспитания. На основе всего того ценного, что имелось в существующей системе дошкольного воспитания, ориентации на положительный зарубежный опыт, а также на социальный заказ семьи, школы, общества были определены основные цели преобразования дошкольного воспитания в Беларуси:
1) выведение государственной системы общественного дошкольного воспитания на уровень современных требований, повышение престижа дошкольного воспитания, реальное закрепление за ним статуса приоритетной для общества сферы образования;
2) создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей в обучении и воспитании детей.
Исходя из этих целей, важнейшими направлениями преобразования дошкольного воспитания стали:
- переход на новое содержание и технологии образования дошкольников;
- отказ от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога с детьми и переход на личностно-ориентированную модель;
- дифференциация сети дошкольных учреждений с целью максимального удовлетворения запросов и потребностей родителей и детей;
- развертывание самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности в детских садах (приглашение по договорам специалистов для оказания платных образовательных и оздоровительных услуг, организация дополнительных групп в вечернее время и др.);

3. В Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» (2010 г.) указано, что дошкольное образование является первым уровнем основного образования, направленным на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Система дошкольного образования включает в себя:
• участников образовательного процесса;
• образовательную программу;
• учреждения дошкольного образования;
• органы государственного управления.
Дошкольное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи, общества и государства на разностороннее воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными возможностями и индивидуальными особенностями.
В «Положении об учреждении дошкольного образования» (2011 г.) указывается, что основными задачами учреждения дошкольного образования являются:
• обеспечение дошкольного образования воспитанникам в соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования;
• приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям;
• выявление и развитие индивидуальных склонностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников;
• обеспечение преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования;
• формирование культуры семейных отношений, ценностного отношения к семье;
• создание специальных условий для получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;
• охрана здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни.
Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:
1. ясли;
2. ясли-сад;
3. детский сад;
4. санаторный ясли-сад;
5. дошкольный центр развития ребенка.
Сеть учреждений дошкольного образования в 2014 году:
3972 учреждения, из них: 2783 общего назначения, 89 санаторных, 124 дошкольных центра развития ребенка, 47 специальных дошкольных учреждений, 929 учебно-педагогических комплексов. Общий охват детей — 410,5 тыс. детей

4. Согласно Программе развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 годы целью развития системы дошкольного образования – дальнейшее развитие доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества и государства, обеспечивающего гармоничное, разностороннее, адекватное возрастным особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста.
В настоящее время стратегическими направлениями развития системы дошкольного образования являются:
а) оптимизация сети учреждений дошкольного образования;
б) создание адаптивной здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования;
в) развитие высокотехнологичного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования;
г) повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.
На ближайшее время выделяются следующие актуальные направления дальнейшего развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь (2015-2020)
1. Обеспечение доступности дошкольного образования (Обеспечение строительства новых учреждений дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями, Увеличение числа групп кратковременного пребывания, в том числе на платной основе, Экспериментальная апробация разных форм организации дошкольного образования в условиях семейного воспитания).
2. Совершенствование качества образовательного процесса с учетом принципа преемственности уровней основного образования (разработка концептуальной модели преемственности дошкольного и общего среднего образования, увеличение числа групп по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования, обеспечение учреждений дошкольного образования учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания; повышение профессиональной компетентности педагогических работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования на белорусском языке, посредством курсовой подготовки).
3. Обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования (принятие мер по повышению ответственности руководителей учреждений дошкольного образования за обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников, внедрение в учреждения дошкольного образования компьютерных программ для составления ежедневного меню, меню-требования, анализа выполнения норм питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования, внедрение в учреждения дошкольного образования компьютерных программ для составления ежедневного меню, меню-требования, анализа выполнения норм питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования).
4. Развитие экономической самостоятельности учреждений дошкольного образования (проработка вопроса о переход к нормативному планированию бюджетных средств на дошкольное образование, закрепление в законодательстве норм, устанавливающих возможность получения дошкольного образования на платной основе, закрепление в законодательстве норм, устанавливающих возможность получения дошкольного образования на платной основе).
5. Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования (Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования, Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования, совершенствование системы материального (гранты, конкурсы) и морального стимулирования труда педагогических работников учреждений дошкольного образования).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии