БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Особенности периода раннего детства и правила их воспитания

Особенности периода раннего детства и правила их воспитания

1. Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве.
2. Взаимодействие педагога с детьми.
3. Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
4. Организация развивающей предметной среды.
5. Планирование педагогической деятельности и наблюдения за развитием детей.
6. Организация совместной работы педагогов и семьи.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Раннее детство, охватывающее три первых года жизни малыша, - уникальный период в его развитии, отличающийся рядом особенностей:
 быстрый темп физического и психического развития;
 малая (слабая) выносливость нервной системы;
 тесная взаимосвязь между физическим и психическим развитием;
 неустойчивость эмоционального состояния;
 несформированность тормозных процессов;
 потребность в движениях;
 взаимосвязанность умений, которыми овладевает ребенок;
 легкая обучаемость;
 несформированность произвольного внимания, отсутствие
 сосредоточенности, а также отвлекаемость;
 отсроченный характер ответных реакций малыша.

2.Для работы с детьми раннего возраста необходимы такие личностные и профессиональные качества педагога:
• позитивное принятие другого человека,
• эмпатия,
• эмоциональность,
• искренность,
• знание закономерностей развития ребенка,
• умение общаться и играть с маленькими детьми.
Цель воспитания – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, развитие гуманного отношения к окружающему миру, поддержка его инициативности и творческих проявлений.
Условия правильно организованной работы с детьми:
1) реализация воспитателями индивидуального подхода к детям, что предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, вкуса и пр.;
2) опора на практическое действие ребенка в конкретной ситуации;
3) учет непосредственности и эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира;
4) выразительность, эмоциональность и «заразительность» воздействий взрослых;
5) учет потребности ребенка во внимании и доброжелательности;
6) организация сотрудничества, участие в играх и занятиях детей в качестве равноправного партнера;
7) поиск и предложение детям позитивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
8) введение необходимых ограничений.

3. Поступление ребенка в ясли сказывается на его психическом и физическом состоянии. Переход из семьи в учреждение дошкольного образования часто протекает с большими трудностями.
Биологическая адаптация – приспособление физиологических систем организма к новым условиям жизни. Социальная адаптация – приспособление поведения ребенка к новым социальным условиям.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность.
Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру.
Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.
Различаются три степени адаптации:
• легкая,
• средняя,
• тяжелая.
Факторы, определяющие характер адаптации:
1) физическое состояние ребенка.
2) возраст.
3) степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.
4) отношение ребенка к ровесникам.
5) психологические особенности родителей, особенно матери, и характер взаимоотношений в семье.
Важнейшее значение для благополучного протекания адаптационного периода имеет отношение педагогов к ребенку, эмоциональная атмосфера в группе и детском учреждении в целом.
Педагогические приемы, способствующие адаптации ребенка к яслям:
— предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями;
— беседа с родителями об особенностях воспитания в семье, знакомство родителей с распорядком дня в яслях;
— правильная организация первой встречи с ребенком, во время которой очень важно наладить контакт с ребенком;
— сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия;
— завоевать доверие ребенка, его привязанность.
Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

4.Необходимо создавать все условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение. С этой целью эстетично оформляется территория учреждения дошкольного образования, создается красивый ландшафт. Все элементы интерьера должны быть со вкусом оформлены, следует избегать мрачных тонов, учитывать особенности детского восприятия.
Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей.
Оборудование туалетной комнаты должно быть приспособлено к нуждам маленьких детей и удобно для воспитателя.
В групповом помещении могут быть организованы следующие зоны для:
• приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
• развития движений;
• сюжетных игр;
• игр со строительным материалом;
• игр с машинками;
• изобразительной деятельности;
• музыкальных занятий;
• чтения и рассматривания иллюстраций;
• игр с песком и водой;
• отдыха (уголок уединения);
• уголка природы (аквариум, фонтанчик, клетка с птичкой).
Предметная среда должна быть:
- динамичной;
- развивающей;
- Безопасной.

 

5.Планирование деятельности педагога необходимо для эффективной реализации педагогического процесса. Оно должно быть долгосрочным и краткосрочным. Первое дает возможность наметить основные мероприятия на год или на несколько лет.
Краткосрочное планирование производится еженедельно и ежедневно;
включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах.
Для отслеживания процесса развития ребенка и планирования своей деятельности педагогу необходимо систематическое НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ. Оно позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой в целом, дает возможность конструктивно взаимодействовать с коллегами и родителями.
Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным, систематическим. Для большей эффективности необходимо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Существуют разные формы фиксации наблюдений:
• карточки, в которые заносятся ситуативные неструктурированные наблюдения, характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей;
• тематические карты-схемы, в которые заносятся данные, полученные воспитателем в ходе ежедневных наблюдений за неделю или месяц.
Поскольку структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления ребенка в детское учреждение, целесообразно в первую очередь использовать карту наблюдения в период адаптации.
По окончании периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с большим временным интервалом, например, раз в месяц. Это зависит от состояния и поведения ребенка.
Результатом наблюдений должна стать конкретизация целей педагогической работы с малышом, их реализация, последующая фиксация изменений в соответствующей сфере его развития.

6. Работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями.
Условия:
1) учреждение дошкольного образования должно быть полностью открыто для семьи и с точки зрения информации, и с точки зрения непосредственного участия семьи е образовательном процессе;
2) сотрудники детского учреждения, в свою очередь, должны иметь представление о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье, его индивидуальных особенностях;
3) педагоги должны вести специальную работу, направленную на формирование партнерских отношений с родителями, на привлечение семьи к сотрудничеству.
Для этого необходимо:
• установление доверительных отношений между педагогами и членами семьи;
• налаживание обратной связи между педагогами и родителями;
• популяризация современных представлений о развитии ребенка и методах воспитания;
•сотрудничество детского учреждения и семьи (родительские собрания, семейные клубы, кружки, совместные праздники, тренинги и пр.).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии