БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста

Автор: Maxvel 3-08-2015, 15:40

1. Характеристика сюжетно-ролевой игры.
2. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
3. Закономерности возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.
4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры.
5. Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста. Ей свойственны такие черты:
 эмоциональная насыщенность,
 свобода,
 самостоятельность,
 активность,
 творчество детей.

2.Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
 сюжет,
 содержание,
 роль.
Сюжет игры – это та сфера действительности, которую отображают дети в игре. Сюжеты зависят от эпохи, быта, экономических, географических и других условий. Сюжеты игр разнообразны. Условно делятся на бытовые, производственные, общественные.
Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.

3. Истоки сюжетно-ролевой игры берут начало в младенческом возрасте.
В первом полугодии 1-го года жизни ребенка появляется ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе с взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки.
Во втором полугодии 1-го года жизни появляется отобразительная игра. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т. е. обобщать действия.
Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Для развития сюжетно-отобразительной игры важно:
 совместные игры взрослого и ребенка;
 показы инсценировок;
 обучающие занятия;
 оформление игровой обстановки.

4. Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» выделил 4 этапа, которые проходит игра в своем развитии.

5.В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят основные задачи:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Для решения этих задач важны:
- постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений;
- педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов.
В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.П. Залыгина, Н.Я. Михайленко и др.). Используемые воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия (обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, внесение игрушек и создание игровой обстановки, обновления игровых материалов) и приемы прямого руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).
В теории и практике также ставится вопрос об использовании комплексного метода руководства игровой деятельностью. Четыре компонента комплексного метода:
— ознакомление детей с окружающим в активной деятельности;
— обучение детей способам игрового воспроизведения действительности (игры-загадки, постановка проблемных вопросов, использование предметов-заменителей, игра с воображаемыми предметами);
— организация предметно-игровой среды (оформление игровых эпизодов на съемных панелях, уменьшение количества игрушек, привлечение детей к приготовлению простых предметов для игры и т. д.);
— активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры.
Михайленко Н.М., Короткова Т. выделяют три последовательных этапа развития и руководства сюжетно-ролевой игрой. 
1 этап — обогащение игровых действий
2 этап — развитие ролевого поведения детей в игре
3 этап — обучение сюжетосложению в игре.
В современных исследованиях вводится понятие «педагогическое взаимодействие», как вид поддержки, содействия сюжетно-ролевым играм детей. С этой целью предлагаются три направления работы:
— помощь в организации взаимодействия детей в совместных играх;
—обогащение событийной стороны содержания игры;
—создание игровой среды.
Игровая позиция воспитателя включает умения: коммуникативные (приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные).
Основные требования к организации игровой деятельности предполагают отсутствие авторитаризма, навязывания детям тематики игр, партнеров, предметов; принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение «игрового пространства» (С.Л. Новоселова) вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии