БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Дидактические игры дошкольников

Дидактические игры дошкольников

Автор: Maxvel 7-08-2015, 09:01

1. Роль дидактических игр в развитии дошкольника.
3. Структура дидактической игры.
4. Классификация дидактических игр.
5. Руководство воспитателя дидактическими играми детей дошкольного возраста.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Значение дидактических игр:
- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;
- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формируем у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;
-развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
- своим красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;
- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

2.Структура дидактической игры:
1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду.
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить ее.
3. Игровые действия - основа игры, ее сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

3.Существуют разные классификации дидактических игр.
По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.
По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.
По наличию игрового материала автор (Бондаренко) игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.
В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото; домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать са-мостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли.
А.И.Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка, игра-беседа.

4.Руководство дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях:
1. подготовка к проведению дидактической игры,
2. её проведение
3. анализ.
У детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия. Если в игре есть несколь¬ко правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками. С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей. Правила игры объясняются до ее начала. Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования. В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления: быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению. Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.
Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей е игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии