БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Организация труда детей в дошкольном учреждении

Организация труда детей в дошкольном учреждении

1. Формирование представлений о труде взрослых.
2. Виды и содержание труда детей.
3. Формы организации труда детей в разных возрастных группах.
4. Условия организации труда дошкольников.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.Ознакомление с трудом взрослых имеет целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, пробудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызвать желание трудиться добросовестно и старательно.
Формируя у дошкольников представления о труде взрослых, педагог дает детям конкретные, обобщенные и общие сведения.
Конкретные сведения:
1. Трудовые действия и трудовые процессы.
2. Материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов.
3. Конечные результаты.
4. Отношение человека к труду.
5. Качество действий человека.
6. Характер взаимоотношений людей в труде.
Обобщенные сведения:
1. Значение труда каждого человека.
2. Свобода выбора профессии и работы, возможность проявить свои творческие способности.
3. Почетность и важность любой работы и профессии.
Общие сведения:
1. Труд как основа жизни людей.
2. Труд как основа развития страны.
3. Труд как основа благосостояния каждого человека и общества в целом.
4. Труд как основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации.
Решение этих задач осуществляется разными путями:
1-ый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения;
2-ой путь – непосредственная организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых.
Первый путь широко практикуется в дошкольном учреждении – это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения, экскурсии и т. д.
При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно придерживаться постепенности в расширении знаний. Нужно иметь ввиду, что множество впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные знания, которые слабо воздействуют на формирование правильного отношения к труду, на выработку умений и навыков.
Ознакомление с трудом взрослых осуществляется при помощи разных методов:
-Наблюдение;
-Рассказы воспитателя, беседы;
-Чтение художественной литературы.
Другой путь ознакомления дошкольников с трудом взрослых – это организация совместной трудовой деятельности взрослых и детей, когда взрослые выступают не только в качестве организатора труда детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. При отборе видов труда для совместной деятельности следует руководствоваться следующими правилами: труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослого и детей с определенным разделением функций каждого участника.

2. Наиболее приемлемыми для дошкольников являются четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе (или сельскохозяйственный) и ручной труд.
Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и т. д.
Содержание труда по самообслуживанию: трудовые процессы, связанные с умыванием, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и обувью.
Воспитательное значение самообслуживания в его жизненной необходимости, направленности на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.
В самообслуживании перед детьми всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат всегда нагляден и открывает ему перспективы дальнейшей деятельности. В самообслуживании ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия.
Хозяйственно-бытовой труд – направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Содержание хозяйственно-бытового труда: сервировка стола, подготовка к занятиям, уборка групповой комнаты, игрушек, участка.
Хозяйственно-бытовой труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особое значение приобретает в среднем и старшем дошкольном возрасте как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы.
Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность: в его процессе не только повторяются трудовые операции, но и возникают типичные жизненные ситуации. Этот вид труда содействует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательные отношения к сверстникам и др.
Необходимость в хозяйственно-бытовом труде в ДУ возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей.
Труд в природе (сельскохозяйственный труд) – участие детей в делах по уходу за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Содержание труда в природе: подготовка почвы, рыхление, посев семян, посадка и выращивание растений, полив, прополка, подкормка растений, сбор урожая; кормление животных, чистка клеток, вольеров, аквариума.
Этот вид труда создает благоприятные условия для физического развития, совершенствования движений, стимулирует деятельность разных органом и систем организма ребенка, укрепляет нервную систему; имеет большое значение для интеллектуального и сенсорного развития ребенка. В этом виде труда, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель – вырастить овощи, фрукты, цветы – и результаты труда конкретные и понятные детям, но они не могут быть достигнуты быстро, как в ручном труде. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневного кропотливого труда.
Ручной труд – изготовление детьми игрушек и предметов из разных материалов (бумаги, картона, дерева, природного и бросового материала). Содержание ручного труда: ремонт игрушек и пособий, изготовление изделий, игрушек, пособий, подарков, рукоделие. Этот вид труда открывает перед детьми широкие перспективы созидания. Он связан с конструированием.
В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в занимательный мир техники, что имеет большое значение для их дальнейшего развития.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки, формирует интерес к труду, готовность взяться за нее, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе этого труда дети знакомятся с простейшими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережному отношению к материалам, предметам труду, орудиям.

3.Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности зависит, прежде всего, от:
1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;
2) уровня трудового опыта детей;
3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, когда организовывает трудовую деятельность;
4) содержания труда.
Формами организации труда детей в дошкольном учреждении являются поручения, дежурства, коллективный труд.
Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников.
Виды поручений: по сложности (простые и сложные); по характеру выполнения (индивидуальные и совместные); по времени (кратковременные, эпизодические, длительные).
Особенное воспитательное значение трудовые поручения имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.
Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеет особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми.
В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Дежурства – это трудовые обязанности детей. Это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.
Дежурства играют большую роль в воспитании детей: дежурные всегда выполняют труд, имеющий общественную значимость, необходимый для коллектива.
В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств: 1) по столовой; 2) по подготовке к занятиям; 3) по уголку природы. Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется.
Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками.
Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику. Содержание труда зависит от конкретных условий работы УДО.
Чтобы в коллективном труде смогли принять участие все дети одновременно, необходимо учитывать ряд условий:
1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяющие по 5-7 детей, где дети учатся распределять труд, согласовывать друг с другом свои действия).
2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться.
Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд.
3) В содержание общего труда включаются только те его виды, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.
Способы объединения детей в коллективном труде: 1) труд рядом; 2) общий труд; 3) совместный труд.

4.Приобщение дошкольников к труду, решение задач трудового воспитания возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Условиями организации труда дошкольников являются:
• систематическое включение каждого ребенка в труд;
• посильность трудовой нагрузки;
• подбор оборудования для труда;
• создание в группе трудовой атмосферы



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии