БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка.
2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
3. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Сенсорные процессы (опущения, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущения и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышления, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное развитие составляет, с одной стороны, фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Велика роль сенсорных процессов в художественном творчестве.
Сенсорные процессы имеют большое значение для формирования индивидуальных способностей ребенка. Большинство этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.

2. Многие выдающиеся теоретики дошкольного воспитания прошлого пропагандировали свои системы сенсорного воспитания.
Внимание на данную проблему было направлено еще в 17 столетии Я.А. Коменским.
Большое внимание чувственному опыту уделял и Иоганн Генрих Песталоцци.
Но первую развернутую систему сенсорного воспитания предложил Фридрих Фребель (1 пол. 19 в.).
Итальянский педагог, врач Мария Монтессори (1870-1952) создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, которая и до сих пор является основой программ в д/с за рубежом.
Широко известна теория Овида Декроли (1871-1932), бельгийского педагога.
Огромный вклад в разработку системы сенсорного воспитания внесла Е. И. Тихеева.
В настоящее время в отечественной дошкольной педагогике разработана принципиально новая система сенсорного воспитания, над созданием которой работали А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина, Л.А. Венгер и др.

3. Задачи сенсорного воспитания:
1) формирование у детей систем перцептивных действий;
2) формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3) формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Содержание должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира (многообразия сенсорных эталонов и перцептивных действий, т. е. способов обследования).

4. Содержательная деятельность дошкольников является одним из важных условий сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения.
В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов. Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. На этом этапе основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. На первом году жизни важно помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предметов, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать определенное значение (маленькое то, что можно схватить одной рукой). Известно, что в условиях ограниченности впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущих к значительным задержкам общего развития.
Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках является целью второго этапа сенсорного воспитания. Ребёнка раннего возраста важно знакомить со всеми основными разновидностями свойств — 6 цветов спектра (кроме голубого), белым, черным цветом, формами как квадрат, прямоугольник, круг, овал. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Достаточно чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Величина оценивается как большой – маленький. Для привлечения детей к свойствам предметов целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставлять предметы по форме, величине, устанавливать их совпадение или несовпадение. Такое совпадение дети не могут выполнить зрительно, поэтому им предлагают накладывать предметы друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приёмов сравнения дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Дети третьего года могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозайки, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При таких действиях важно добиваться чтобы ребёнок усвоил что цвет, форма, величина — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых разных действий.
Целью третьего этапа и является формирование представлений об эталонах.
Начиная с 3-х лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорными эталонами цвета служат хроматические («цветные» цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета — белый, серый, черный. Вначале у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном, далее знакомить с оттенками. При ознакомлении с оттенками тонов указывают на их яркость по светлоте, указывая на их название. Для лучшего запоминания можно использовать опредмеченные названия (лимонный, сиреневый, морковный). Усвоение цветов и их оттенков лучше организовать в деятельности, например при смешении красок, разведении их водой.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Квадрат, треугольник круг, овал, прямоугольник, позднее трапеция. Задача — сформировать умение узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею, а не производить её анализ. Знакомя детей с геометрическими фигурами и их разновидностями, педагог обучает их приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина — относительное свойство, её определение производиться при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливается людьми, поэтому в качестве условной мерки может быть принята любая исходная величина. Формирование представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей и нарастающей величины.
Представления об основных разновидностях цвета, формы, величины, которые усваивают дети, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.
Цель четвертого этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии