БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

1. Понятие культуры поведения дошкольников.
2. Задачи и содержание воспитания культуры поведения у дошкольников.
3. Условия воспитания культуры поведения дошкольников.
4. Пути, средства и методы воспитания культуры поведения дошкольников.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Понятие «культура поведение дошкольника» С.В. Петерина определяет как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе взрослых и сверстников, в разных видах деятельности.
Понятие культуры поведения очень широкое, оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя культура человека должна находиться в единстве с внутренней Культура поведения дошкольников заключается в вежливости, в умении учитывать интересы товарищей, в бережном отношении к вещам, игрушкам, книгам, пособиям, в интересе к книгам, картинам, музыке, к культурному досугу, в правильной речи, чистоте и опрятности тела, одежды, в желании владеть необходимыми культурно-гигиеническими навыками.
Культура поведения дошкольника проявляется во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

2. К задачам воспитания культуры поведения дошкольников относятся:
1) формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников;
2) воспитание культуры общения с взрослыми и сверстниками;
3) воспитание культуры речи;
4) воспитание культуры деятельности.
Содержание воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста изложено в программе.

3. Наиболее важными условиями воспитания культуры поведения у дошкольников являются:
1) Авторитет и культура воспитателей и родителей.
2) Точное осуществление распорядка дня.
3) Организация развивающей предметно-игровой среды.
4) Положительная эмоциональная атмосфера в УДО и семье.

4. Детям младшего дошкольного возраста прививают навыки личной гигиены.
Знакомят с простейшими правилами культуры поведения в детском коллективе.
Детей приучают самостоятельно, аккуратно есть, пережевывать не торопясь пищу, спокойно сидеть за столом, не крошить хлеб. Они уже должны уметь пользоваться салфеткой.
Постепенно дети осваивают несложные правила организованного поведения.
Ведется работа и по воспитанию вежливости.
Формируя культуру взаимоотношений, между детьми, педагог воспитывает умение дружно жить, сообща пользоваться игрушками и книгами, а при необходимости уступать их друг другу; прививает умение оказывать внимание сверстникам, проявлять заботу о маленьких, нуждающихся в помощи. Воспитатель старается вызвать у детей чувства симпатии, отзывчивости, доброжелательности к сверстникам и окружающим взрослым.
В среднем дошкольном возрасте требования к детям усложняются.
Дети четырех-пяти лет уже знают некоторые правила культурного поведения и могут самостоятельно ими руководствоваться. У них уже имеются многие культурно-гигиенические привычки, они умеют сами обслужить себя. Ребенок этого возраста должен уметь чистить зубы на ночь, полоскать рот после еды, самостоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой и расческой, отворачиваться и закрывать рот носовым платком при кашле или чихании. Воспитатель учит детей культурно вести себя за столом.
В культуре отношений со сверстниками также происходит дальнейшее совершенствование. Педагог продолжает воспитывать у детей умение действовать сообща, договариваться, уважать коллективный замысел, подчиняться правилам. При этом у них развивают общительность, умение сопереживать, проявлять дружелюбие и взаимопомощь. Осуществляется дальнейшее воспитание вежливости, приветливости, сдержанности.
В старшем дошкольном возрасте при целенаправленном воспитании дети приобретают прочные навыки вежливости, не забывают приветливо здороваться, попрощаться (теперь уже без напоминания педагога) со всеми взрослыми и сверстниками. Педагог закрепляет умение выслушивать взрослых, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу, при необходимости предлагать свою помощь. Их приучают с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь в раздевании и одевании.
Правила, регулирующие общение детей, тоже заметно возрастают. И постепенно педагог подводит их к умению выполнять правила поведения в отсутствие взрослых.
Воспитатель учит детей правильно вести себя в общественных местах.
Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребенок заботился о чистоте своей одежды, обуви, об аккуратном внешнем виде, порядке в окружающей обстановке. Воспитатель готовит их к тому, чтобы все это они умели делать без напоминания старших, по собственной инициативе.
Особое внимание уделяется формированию у детей культуры деятельности не только на занятиях, но и вне их. Значительное место отводится воспитанию у детей культуры речи.
Поведение детей в УДО регулируются правилами, которые формируются на основе норм поведения детей дошкольного возраста. Воспитатель использует игровые приемы, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений.
Педагог привлекает старших дошкольников к оценке поступков литературных героев, персонажей сюжетных картин, решению нравственно-этических задач.
Чтобы помочь детям осознать требования взрослых, полезно оценивать их поступки.
К концу пребывания в детском саду старший дошкольник должен усвоить весь комплекс правил вежливости Таким образом, если красивые поступки становятся для ребенка внутренней потребностью, можно считать, что у него воспитана культура поведения.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии