БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

1. Значение гендерного воспитания дошкольников.
2. Теоретические основы гендерного воспитания.
3. Физические и психические отличия детей разного пола.
4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников.
5. Роль семьи в гендерном воспитании детей.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Под гендерным воспитанием понимается целенаправленное педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки и выработки адекватного (правильного) мужского (мальчикового) и женского (девичьего) поведения.
Гендерное воспитание включает психолого-педагогическую, медико- биологическую и социально-гигиеническую работу с детьми. В его основе лежит гендерный фактор, т.е. осознание и реализация его участниками специфического «чувства» пола.
Гендерный фактор в дошкольном образовании предполагает; • раскрытие полового потенциала каждого ребёнка; • ознакомление детей с основными нормами, традициями, ожиданиями в отношении поведения представителей соответствующего пола, заложенными е конкретной культуре; • регулирование повседневного полового поведения детей в соответствии с конкретными требованиями; гендерное просвещение родителей.
Гендерное воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием.

2. Идея разного подхода в воспитании мальчиков и девочек нашла наиболее полное воплощение в работе французского мыслителя и педагога Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании».
Впервые вопрос о половом воспитании детей и подростков в России стал рассматриваться в конце 60-х годов ХІХ в. в работах Д. И. Писарева, И. С. Симонова, К. П. Веселовской, К. Д. Ушинского, А. Н. Островского.
В советский период в работах Н. К. Крупской, С. Т. Щацкого, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. В книге «Очерки детской сексуальности» П.П. Блонского отражена четкая концепция полового воспитания.
Большое внимание воспитанию мальчиков уделял В.А. Сухомлинский.
Многие современные педагоги, психологи (А.М. Мельникова, А.М. Пукина, М.С. Шушунова, А.С. Чистович) сводят решение этой проблемы к трем моментам: 1) оптимизации складывающихся отношений между родителями; 2) проявлениям родительских чувств к детям; 3) необходимости наличия у взрослых (родителей и педагогов) умений вести с детьми доверительные беседы.
Существуют различные мнения за рубежом о том, что способствует развитию психических различий у детей разного пола (Маккоби, Джекмен, Кохи и др.).
В России и Республике Беларусь этим вопросом занимаются И.С. Кон, Т.А. Репина, В.С. Мухина, Ш.А. Амонашвили, Я.Л. Коломинский.
Примером воспитания основ мужественности и женственности у детей 6-летнего возраста может служить опыт работы Ш.А. Амонашвили. В настоящее время вопросы полового воспитания в семье и в детском саду рассматриваются в работах Д.И. Исаева, В.Е. Кагана, З.С. Кириловой, А.Н. Липник, Л.Г. Асмолова, Л.А. Арутюновой, Н.Н. Плисенко.

3. Данные научных исследований показывают, что мальчики и девочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические отличия, а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.

Девочки

Мальчики  

1. Различия в социальной и эмоциональной сфере

1. Чаще проявляют симпатию,

ярче выражают сочувствие другому

человеку.

2.-Большая гибкость при

адаптации к новым условиям.

3. Выше сопротивляемость

стрессовым ситуациям.

4. Быстрее реагируют на

мимику, жесты, позу и т.д.

1. Более возбудимы,

раздражительны, беспокойны,

нетерпеливы.

2. Быстро снимают

эмоциональную напряженность.

3. Вместо переживаний

легко переключаются на

продуктивную деятельность.

4. Быстрее реагируют на

речевые замечания взрослог

П. Различия, интересы и предпочтения в играх, рисунках, музыке

1. Бытовая тематика игр

(«семья», «больница», «магазин», «д

/сад»).

2. Игры подвижные с малой

и средней степенью подвижности.

3. Изображает людей,

природу.

4. Рисунки с элементами

декоративности,

5. Тщательно прорисовывают

детали костюма, прически.

6. Любят лирические,

спокойные мелодии.

1. Игры военно-героической

тематики. Игры на приключенческую

тематику.

2. Игры подвижные с

высокой

степенью двигательной активности.

3. Рисуют технику, машины.

4. Рисунки наполнены

действиями, движениями.

5. Рисунки схематичны.

6. Любят маршевую, бодрую

музыку

III. Различия в познавательно-поисковой деятельности

1. Лучше выполняют задачи

типовые, шаблонно.

2. Тщательно, качественно, аккуратно выполняют задания

I. Любят решать нестандартные

задания, выдвигают новые идеи.

2. Не интересно делать одно и то же, исполнительская часть

оформления задания невелика


4. Задачи воспитания мальчиков и девочек:
1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками;
2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существования как представителя пола;
3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности в разных видах деятельности и повседневной жизни.
Основные направления полового воспитания дошкольников:
- полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности;
- сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;
- подготовка будущих семьянинов.

5. Семья – первый по времени и наиболее близкий ребенку воспитатель. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт социального поведения, учиться социальным ролям отца, матери, мужа, жены. Именно тут в первую очередь формируются качества женственности и мужественности. Успех воспитания мальчиков и девочек в семье определяется психологическим климатом семьи, системой отношений взрослых членов семьи друг к другу и к ребенку.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии