БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста

Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста

Автор: Maxvel 3-09-2015, 11:52

1. Своеобразие коллектива дошкольников.
2. Этапы и условия развития детского коллектива.
3. Личность дошкольника и коллектив.
4. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Коллектив – это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.
Коллективизм – нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанности перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным. Когда мы говорим «детский коллектив», то подразумеваем некоторую условность. В детском коллективе обязательно присутствует взрослый. Он организует жизнь детей, ставит перед ним цели, направляет их деятельность, способствует развитию положительных взаимоотношений между детьми, развитию каждой личности.
Дошкольный возраст – это первый этап формирования коллективизма. Но он также важен, так как здесь закладываются такие качества, как взаимопомощь, отзывчивость, доброта, сопереживание. Эти качества формируются только в общении со сверстниками и взрослыми. Сложное нравственное качество – коллективизм – зарождается у дошкольников из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними.
Детское общество или группа ДУ – важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», «отвергнутого»). Показателем социализированной личности является ее обращенность (направленность) на других людей и на себя.

2. Формирование детского коллектива — длительный и сложный процесс, который осуществляется поэтапно.
Первый этап. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель.
Второй этап формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности — игровой, художественной, трудовой. Состав объединений становится; более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников.
Третий, более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя как части общего, как члена коллектива.
Условия формирования детского коллектива:
— создание в группе положительного, эмоционально-активного микроклимата;
— демократический (помогающий) стиль взаимодействия с детьми;
— использование методов диагностики общения и взаимоотношений детей в разных видах совместной деятельности, позволяющих выявить положение ребенка в группе сверстников;
— формирование у детей положительных побуждений, тактики, основанной на ориентации на других, на проявлении эмпатии, альтруизма;
— задействование традиций, ритуалов;
— организация совместной деятельности детей со сверстниками разновозрастных объединений;
— организация индивидуальных выставок, вернисажей творчества детей;
— своевременная коррекция социального поведения детей.

3. Становление личности человека – сложный и длительный процесс.
Особенное место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А.Н. Леонтьев назвал периодом «первоначального фактического складывания» личности. В этом возрасте начинают складываться первые «механизмы» поведения ребенка как личности, как члена общества, происходит усвоение первичных этических норм.
Среди множества явлений окружающей жизни дошкольник начинает выделять сферу человеческих взаимоотношений.
Важным показателем становления личности в дошкольном возрасте является освоение детьми элементарными этическими нормами, развитие нравственных чувств.
Одним из важных нравственных чувств детей, основы которого наблюдаются уже в дошкольном возрасте, является чувство долга перед взрослыми, сверстниками.
Выделение правил из практических взаимоотношений, осознание их и подчинение своего поведения этим правилам является существенным признаком становления личности ребенка-дошкольника.
На основе общения с другими людьми у ребенка возникает понимание своих собственных переживаний и осмысленная ориентировка в них.
Самооценка, т. е. знание своих качеств и открытие для себя своих переживаний составляют самосознание ребенка, которое формируется в конце дошкольного возраста и составляет его основное новообразование.
Становление личности дошкольника проявляется и в формировании его характера.
В формировании личности дошкольника большое значение имеют индивидуально-типологические особенности, которые лежат в основе темперамента ребенка. Индивидуально-типологические особенности и темперамент дошкольника проявляются во взаимоотношениях со сверстниками.
Развитие личности дошкольника тесно связано с его способностями такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду. Способности дошкольника (интеллектуальные, организаторские, музыкальные, художественные) ярко проявляются в коллективе сверстников.

4. Коллектив дошкольников состоит из отдельных детей, из личностей, из индивидуальностей.
На любой возрастной ступени у ребенка формируются не только психологические черты, общие для всех детей, но и собственные, индивидуальные.
В работах психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. показано, что каждая личность проходит общие для всех возрастные ступени по-разному. Это приводит к возникновению индивидуальных отличий в самом процессе развития и его результатах.
Это значит, что воспитание детей в коллективе предполагает осуществление не только общего возрастного подхода ко всем детям, но и индивидуально-дифференцированного.
Большой вклад в разработку вопросов индивидуального подхода внесли зарубежные и отечественные педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой; в советский период – А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский.
Индивидуальный подход к ребенку – важнейший принцип образовательной работы в ДУ. Он ориентирует воспитание на развитие своеобразия и неповторимости каждого человека. Отвечает потребностям личностно-ориентированного подхода к ребенку.
Педагогика индивидуального подхода имеет ввиду не приспособление цели и содержания образования (они едины для всех) к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм воспитания и обучения к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности.
Однако при всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются и некоторые общие, типичные черты, на которых основывается дифференцированный подход к воспитанию и обучению.
Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы, основанные на похожих, типичных особенностях некоторых детей. Эти подгруппы носят временный характер, они динамичные; переход из одной группы в другую осуществляется с учетом успешности развития каждого ребенка.
Индивидуально-дифференцированный подход к детям осуществляется поэтапно: 1) изучение индивидуальных особенностей детей; 2) выявление причин этих особенностей, природы их появления; 3) составление характеристик на отдельных детей или на подгруппы со сходными характеристиками; 4) разработка программы воспитания в соответствии с этими характеристиками; 5) реализация этой программы с помощью различных средств, форм и методов; 6) внесение коррективов в воспитательный процесс.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии