БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

1. Значение патриотического воспитания дошкольников.
2. Своеобразие проявления и формирования у дошкольников патриотизма.
3. Задачи и содержание патриотического воспитания дошкольников.
4. Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность детей с целью обогащения их знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу.
Дошкольное учреждения призваны сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к социальной действительности, начала патриотизма.
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как ребенка-дошкольника отличает безграничное доверие взрослому, подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость и искренность чувств. Знания и впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь, оказывая глубокое влияние на его развития.

2. Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Психологи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) отмечают особенности психического развития личности ребенка данного возраста, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания.
Дошкольник мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.
Известная эмоциональность дошкольников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в группе, должны быть наглядными, конкретными. Дошкольники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущность общественных явлений и понятий. Так, понятие «Родина» сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким; с любовью к дому, в котором ребенок живет; саду; близкому окружению – к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями. Это и есть малая Родина – близкая, понятная, родная.
Следует учесть и такую особенность дошкольников, как активность. Готовность к активным действием, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неуемная энергия детей этого возраста предоставляет педагогу широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества.
В патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру как ведущую деятельность дошкольников. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, различные игровые моменты.
Огромную роль в воспитании дошкольников играет воспитатель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к педагогу кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения педагога являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему.
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию.
Чувства играют определяющую роль в патриотическом воспитании детей. Однако в целом нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной устойчивостью и прочностью.

3. Задачи патриотического воспитания дошкольников
1. Формирование у детей системы знаний (представлений и понятий) о своей Родине.
2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события, происходящие в общественной жизни страны.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, накоплению опыта действенного отношения к окружающему, формированию потребности быть полезным другим людям.
Система знаний о Родине с учетом возрастных особенностей дошкольников может быть представлена следующим образом:
- природоведческие и географические сведения;
- сведения о жизни своего народа: об особенностях быта, труда, культуры, традиций людей родного края;
- социальные сведения: знания о достопримечательностях родного города, страны, знание названия страны, ее столицы, других городов, знание государственной символики;
- некоторые исторические сведения.
Формирование отношений предполагает активизацию эмоциональной сферы личности дошкольника, воспитание у них таких чувств, как:
- любви к родным и близким людям;
- сострадания, сопереживания людям;
- любви к родному городу (селу), стране;
- уважения к истории народа;
- восхищения произведениями народного творчества;
- любви к родному языку;
- любви и восхищения природой родного края;
- ненависти к врагам Родины.
Патриотическое воспитание предполагает также формирование у детей определенных навыков, умений, накопления ими опыта нравственного поведения:
- умения отразить накопленные знания в игровой, художественной деятельности, труде;
- умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками;
- умение заботиться о родных, близких людях, сверстниках;
- стремление и способность принять участие в общественно направленной деятельности;
- умение бережно относиться к результатам других, общественному имуществу, природе.
Содержание патриотического воспитания дошкольников отражено в программе.

4. Путь воспитания любви к Родине выстраивается в логике «от близкого к далекому»:
– любви к родителям, близким людям;
– любовь к родному дому;
– любовь к детскому саду;
– любовь к улице, на которой живешь;
– любовь к родному городу (селу);
– любовь к родной стране.
При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях.
Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусство.
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину – художников, композиторов, писателей, ученых, врачей.
Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность, если это потребуется встать на ее защиту.
Одно из направлений в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству.
Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам.
Средством патриотического воспитания служит деятельность детей.
Деятельность может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям и чтобы они охотно принимали в ней участие.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность образовательной работы.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии