БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

1. Значение эстетического воспитания.
2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников.
3. Принципы эстетического воспитания дошкольников.
4. Задачи эстетического воспитания в дошкольном учреждении.
5. Средства эстетического воспитания дошкольников.
6. Методы эстетического воспитания.
7. Формы эстетического воспитания.
8. Современные исследования и программы эстетического и художественного воспитания дошкольников.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Эстетическое воспитание дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию эстетических чувств ребенка, формированию эстетических представлений, оценок и эстетического отношения к прекрасному в природе, искусстве и окружающей жизни.
Составляющей этого процесса является художественное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к произведениям искусства; развитие способности к самостоятельному художественному творчеству.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Эстетические впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие ребенка в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у него обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире – в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают ребенка осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Художественно-эстетическая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение.

2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников
В дошкольный период наблюдается ряд особенностей, ценных для дальнейшего эстетического развития:
• единство в понимании красивого, доброго, правильного;
• целостное восприятие содержания и формы;
• способность к соучастию и сопереживанию;
• непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

3. Выделяются следующие принципы эстетического воспитания дошкольников:
1) принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
2) культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
3) интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
4) эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;
5) обогащения сенсорно-чувственного опыта;
6) принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

4. Задачи эстетического воспитания дошкольников условно можно разделить на три основные группы:
1.Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, эстетического отношения к действительности.
2.Формирование элементарного эстетического сознания (представлений, понятий, оценочных суждений, вкусов).
3.Развитие эстетических умений и художественно-творческих способностей.

5. В педагогической деятельности применяется комплекс художественно- эстетических средств:
-окружающая действительность (эстетика быта, красота общения, природа);
-искусство (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, архитектура);
-собственная творческая деятельность детей (театрализованная деятельность, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная деятельность, дизайн).

6. Выбор методов зависит от источника знаний, вида эстетической деятельности, задач педагога, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методы эстетического воспитания:
• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
• метод эстетического убеждения;
• метод сенсорного насыщения;
• метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
• метод разнообразной художественной практики;
• метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
• метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
• метод эвристических и поисковых ситуаций.

7. Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности:
• самостоятельная художественная деятельность детей;
• организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке и др.;
• экскурсии в природу, к памятникам, в музей и т. д.;
• театрализованные игры и игры-драматизации;
• праздники и развлечения.


8.Все базисные программы дошкольного образования (как белорусских, так и российских авторов) включают разделы, посвященные эстетическому и художественному воспитанию дошкольников. Создано также много специальных программ художественно-эстетического воспитания дошкольников.
«Программа художественного воспитания в детском саду» (авторы Т.Б. Братская, С.М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко). Цель – развитие творческих способностей детей 5-6 лет средствами разных видов художественной деятельности: ознакомление с искусством, художественно-речевая, театрально-игровая, художественно-изобразительная и музыкальная деятельность.
Программа «Венок» (автор Ю.А. Гомазова). Цель – приобщение старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству Беларуси.
Российскими авторами разработано много программ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников:
• «Семицветик»
• «В пространстве игры»
• «Театр, творчество – дети»
• «Маленький Эмо и большой настройщик».
• «Дети в музее»
• «Войди в мир искусства».
• «Цветные ладошки»
Большой научный вклад в развитие изобразительного детского творчества внесли исследователи белорусские Е.В. Горбатова, Л.Б. Горунович, В.А. Силивон, а также Т.С. Комарова, О.С. Калинина, Р.А. Мирошкина и др.
Красота окружающего мира раскрывается перед дошкольниками средствами литературного творчества в работах исследователей белорусских Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, а также Т. В. Алиевой, Т.Б. Лепехиной, С.М. Яковлева.
Детская театральная деятельность как одно из средств эстетического воспитания исследовалась В.А. Артемовой, З.И. Калинкевич, Е.А. Соловьевой, Н.А. Сорокиной.
Природа как средство эстетического воспитания углубленно рассматривается в работах Н.С. Веретенниковой, Н.Г. Каленцевой, Л.Я. Панкратова, Е.К. Янакиева.
В области развития музыкальной деятельности дошкольников плодотворно работают исследователи белорусские О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль, Г.А. Никашина, Л.С. Ходонович, а также О.П. Радынова, А.И. Смирнова, Г.Е. Франио, Е.Н. Царько.
Вопросу взаимодействия искусств в формировании личности старшего дошкольника посвящено исследование Р.М. Чумичевой.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии