Жизнь в средневековом городе

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Главным местом развлечения и повседневной жизни  средневекового горожанина была улица. Именно на ней происходили самые красочные зрелища в виде процессий цеховых религиозных братств, крепостные ходы, королевские и епископальные въезды и многое другое. Правители и знатные сеньоры выставляли напоказ роскошь своих нарядов, многочисленную челядь, красоту коней. В свиту правителя включали богатых горожан, которым предписывалось иногда одеться в одни и те же цвета , символизировавшие их профессиональную принадлежность.

В городах   Англии в дни праздников, связанных  с событиями городской жизни, горожане, одевали особого типа одежду (ливрея), которая была у каждой гильдии.

Празднества по поводу выездов  короля или князя, перекликаются  с шествиями, устраиваемые правителями-сеньорами в итальянских городах эпохи  Возрождения.  Согласно гуманистическим  представлениям, они являлись напоминанием античных триумфов. Особенно славились шествия во Флоренции, которых правление Лоренцо Великолепного насчитывалось до 40 в год. Эти процессии с представлениями копировали и в других городах Италии.

Въезды  и процессии - это показная роскошь, участие в которой представлялось далеко не каждому горожанину. Это массовое зрелище с участием толпы, которой оставалось только  бросать восхищенные взгляды, крики и оставлять себе последующей пересуды. 

Всесословным  праздником, участником , которого мог  быть каждый, в Средние века  являлись общие гуляния и карнавальные  игры. Древнейшие  виды карнавалов, сохранившиеся до наших дней, восходят к языческим обрядам изгнания зимы. С  X в. карнавал был взят под контроль и регулировался церковью .Он начинался в пепельную среду и продолжался до начала Великого поста(т.е. приблизительно 3 дня).Карнавал с преодолением дурачества проник и в монастырь. Сторонники религиозных карнавалов утверждали:» Наши предки были великими и достойными уважения мужами. Они учредили  шутовской карнавал, чтобы доставить себе наслаждение, чтобы шутовство, унаследованное нами, могло найти выход по меньшей мере один раз в год. Бочки с вином разорвутся если их время от времени не выпускать воздух. Мы , все старые бочки ,если бы мы позволили ему продолжать, бродить из-за неустанного внимания по службе господней.»(КалязинВ.,2002, с.38).

С ХII в. забота о карнавале перешла в руки бюргерских гильдий и подмастерьев. Карнавал – своеобразный шутовской праздник, который на короткое время, переворачивал традиционные представления и существующие порядки, даже религиозную службу. Такими были «ослиный праздник» и «праздник дураков», которые отмечали зимой после Рождества и весной после Пасхи.

В этих  праздниках бесчинствовали студенты  и особенно славились школяры.  В Авиньоне в день карнавала  студенты имели право избивать  евреев, если те не заплатят  выкуп. Начиная с ХIV в. помещения гильдий и большие парадные дома патрициата стали местами подготовки и устройства карнавалов с обязательными пирами и хороводами. Каждое сословие (патрициат, клир, ремесленники) праздновали карнавал отдельными общинами. Самые веселые дни – воскресенье, понедельник, вторник, перед «Пепельной средой». В 11 часов 11 минут женщины в карнавальных костюмах со скалками в руках штурмом захватывали ратушу и смещали бургомистра. На один день захватывали власть в городе и делали что хотели. Непременным атрибутом карнавала была маска. Дамы придумывали защитные маски, которые защищали от загара и солнца. Это было устройство, которое закрывало лицо и не давало даме не говорить.

Важное  место в городских праздниках  играл театр: живые картины, пантомимы, мистерии, и фарсы, Театр средневековая Европа создавала сама, не воспользовавшись богатым античным наследием. Истоком театра была церковь и городская улица. Древнейшими постановками были литургические драмы, приуроченные к Пасхе, Рождеству, прочную связь с литургией театр сохранял до ХIV в., когда религиозные игры вышли на рыночную площадь и улицы городов. Мистерии, особенно Христовы, полны жестокости, причем изощренной, что согласно вкусам средневековой толпы было наиболее зрелищным и привлекательным. На эти представления сходились не только горожане, но и крестьяне. Самые ранние мистерии появились во Франции. Они огромны по объему. Особенность мистерии: публика и актеры не отделены друг от друга. Горожане имели возможность сами принять участие в мистерии, текст составлялся в таком виде что допускал импровизацию не только основных действующих лиц , но и зрителей. В ХIV-ХV вв. широкое распространение получили фарсы - юмористические сцены, в которых изображался быт горожан. О близости составителей фарсов к неимущим солям свидетельствует частое осуждение в них бездушия, алчности богатых.

 В отличие от античности в Средние Века спорт не являлся ни элементом культуры, ни обязательной частью общественной жизни человека. Развлечения простого люда имели много общего с забавами при феодальных дворах. Играющие взрослые мало чем отличались от детей шумом, азартом бурными эмоциями, доставляющие радость игрокам и зрителям. Развлечения носили сезонный характер, а различные игры играли за городом, только летом. Зимой бегали на льду в беге, играли в прототип керлинга - метание на льду камней.

Самые безобидное, дозволенное развлечение до начала ХVII в., даже в монастырской среде были-танцы. Монахи приходили в места прогулок монашек , чтоб потанцевать. Как правило, танцевальный дом находился в центральной части города, рядом с ратушей или даже рядом с церковью. Танцевальные дома для городского населения имели просторную конструкцию. (Ястребицкая А.Л.,1995, с.308). Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ, но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. «Танец смерти» особенно широко распространился в Европе в XIV в., в период эпидемии чумы.    

Неотъемлемой частью повседневной жизни людей того времени была музыка, которая звучала во времена празднеств и званых вечеров. Для свадеб и Дня святого Валентина музыка должна была создавать романтическую атмосферу.

В Средние века на массовых праздниках были и другие развлечения, которые объединяли целые сословия: подвижные игры (хождение на ходулях, катание на качелях и др.), состязания (борьба, перетягивание каната, метание камней и др.). Популярными были петушиные бои, участие в травле собаками привязанного быка.

Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ  любил хороводы, но устойчивых правил здесь не существовало. Танец был  принятой формой ухаживания, исполнители сопровождали его пением, а движения в танце были самые простые.

Многие  игры носили состязательный характер  на силу ловкость, меткость, главным  в состязании были силовые  приемы и захват голыми руками, попытки бросить противника на  землю. Состязательный характер носили военные игры, в которые играли  не только рыцари, но и горожане от мала до велика. Самая распространенная игра – это квинтата с копьем и мишенью, в Пасхальные праздники собирались огромные толпы горожан, жаждущие веселья и развлечений. Соревновались юноши на лодке без весел, с копьем в руке мимо щита. Игры в мяч были самыми захватывающими. Самая знаменитая  игра в мяч- это игра ногами или прототип футбола. Игры организовывались, как правило, между командами деревень, городскими корпорациями, цехами. Игру отличала  ожесточенность и, безусловно, опасность для игроков и зрителей. Во  время игры продавцы закрывали лавки, а прохожие спешили скрыться. Время игры 3 часа. В регионах северной Европы сложилась классическая игра с мячом «вышибалы». Ее упоминают в своих песнях миннезингеры Германия в ХVв. Не менее знамениты были игры в шарики – каменные, металлические, деревянные или из драгоценной слоновой кости. Богатые вельможи приобретали шары из диковинного малахита, бирюзы, можжевельника или тяжелого самшита. Значительное место среди спортивных развлечений занимали и верховые игры, когда сочетались искусство управления лошадью и умение метко бросать или ловить мяч. Развлекаться мячами и шариками предпочитали на лоне природы, а вечером, когда тепло и мягкий свет наполняют человека блаженным покоем, на столиках раскладывали другие игры: тавлеи, игры-головоломки, шахматы.                                                                                              

На праздничных улицах и площадях всегда было множество мастеров, которых можно считать предшественниками современных артистов театра и цирка: жонглеров, дрессировщиков, фокусников, кукольников, шутов.

До  недавнего времени считалось,  что бани в Средневековой Европе  появились в результате знакомства с арабской бытовой культурой в ходе Крестовых походов, исследования показывают, что в Западной Европе, начиная с Среднего века, сохранилась римская гигиеническая традиция. Так, в Италии после 800г. сохранились правда в неизмененном виде, банные процедуры. Бани стали местом для мытья, в отличие от римских где они считались местом отдыха. В раннее Средневековье вода в некоторых городах продолжала подаваться в баню по акведуку. Благодаря этому функционировали до 1000 г. общественные бани. Парильни считались местом наслаждений и даже пристанищем разврата. Если вам необходимо помыться  и любите удобства, то можете посетить Эрфуртские бани, можете туда спокойно войти, вас любезно встретят ,Брадобрей побреет, помывшись можете отдохнуть, вас не будут беспокоить.                                                            

К  началу ХV в. в Париже оказалось еще 30 общественных  бань, не взирая на суровое порицание их посетителей моралистами и проповедниками. С началом Реформации число бань стало сокращаться, исследователи объясняют это боязнью инфекций, особенно сифилиса. Но большую роль сыграла в ликвидаций бань критика со стороны, как католической, так и протестантской церкви, которая оправданно считала эти заведения рассадниками аморальности.

В Италии коммунальные власти  пристально следили  за публичными  банями, как потенциальный притон  пророка и беспорядка. В некоторых  городах запрещались азартные  игры в карты и кости. В Орвието купальные заведения  патрулировались солдатами, затем их обнесли изгородью, закрывали на ночь и охраняли.

Среди развлечении  которые город мог представить  своим жителям и пришлому люду, были продажные женщины, которые  обслуживали посетителей бань, таверн, и других питейных заведений. Город  был центром профессиональной проституций. Публичные дома были легализированы и находились под контролем городских властей. Жриц любви отличала специальная одежда или знак желтого или красного цвета. В ХVI в. Ко всем этим ограничениям добавилось выставление у позорного столба и публичное бичевание. В протестантских странах с ХVI в. Проституция была вовсе запрещена, а бордели были закрыты.

Все  крупные города имели постоялые,  гостевые дворы. В Лондоне-к  1397г.было 197 постоялых дворов, во  Франции - от20-30, во Флоренций в 1353г.зарегистрировали 235 владельцев постоялых дворов. Большинство дворов предлагали спартанские условия, в которой кровать на одного была мечтой. Нормальная цена 1 пенс за койку, не считая выпивки и еды. Комнаты для приезжих также имелись при многих трактирах.

Начиная с ХIII в., для города обычным явлением стали не только постоялые дворы, но и полу-публичные таверны, бары для распития пива и эля. Все крупные домохозяйства варили пиво и эль. Эти заведения, как правило содержали женщины.

Таверны, или питейные города, где можно было выпить вина, как известно, размещались под сводами подвалов, называемых к нач.  ХIV в. склепом или подземельем. В последующем залы для питья переместились наверх, а подвал превратился местом хранения  вина. Таверны были криминальными местами города. Но они были разные: для джентльменов, где они пили хорошее вино и ели вкусную пищу. Вино поднималось  с 6 пенсов до 1 шиллинга за галлон .Основным расходом была выпивка. В Лондоне насчитывалось около 354 таверн и более 1300 ловок, где продавали эль Лондон отличался высоким уровнем насильственной смерти. В эпоху Возрождения стала оживать античная традиция застолий, в которых публикане только насыщалась, но и наслаждалась общением, музыкой театральными зрелищами, беседой. Эти праздничные встречи проходили внутри дома, или во внутреннем дворике-палаццо. Праздники проводили и украшали скульпторы, архитекторы, художники, в том числе такие знаменитые как Леонардо  и Рафаэль. Во всех странах самым распространенным был в любой среде праздник-Королей, известный по живописям фламандских мастеров, как Праздник Бобового короля. Время провождение за столом в компании стало обычае, широко распространившимся во всех слоях общества. Ограничения застолья домашним кругом друзей и родственников не произошло. Мужчины отдали почтение общение за столом вне дома. Посещение  таверны, трактира было повседневной практикой в мужской жизни в городе. В Германии сеть трактиров не была так сильно развита. Немецкие постоялые дворы были  к тому же плохо обустроены. В своих записках о путешествиях Эразм Роттердамский  описал один постоялый двор. Здесь располагалось от 80 до 90 человек, которые сидели, рядом друг с другом, без различия  сословии, пола и возраста .Каждый делал что ему вздумается.

Географические  открытия, познакомившие европейцев с новыми продуктами, в том числе и шоколадом и кофе,  способствовали возникновению престижных заведений для встречи горожан. Первая кофейня открыта в 1659 г. в университетском городе Англии - Оксфорде .К концу ХVII в. В Лондоне насчитывалось около 2 тыс. кофеен .Самые первые кофейни относительно респектабельные заведения. Единственным условием, которое предъявлялось к посетителям, во–первых - джентельменское поведение, т.е. не сквернословить, не драться. За дополнительную плату можно было расположиться у камина с газетой, встречаться с друзьями деловыми партнерами, Каждая кофейня имела определенный круг постоянных клиентов, которых объединяли общественные интересы, род занятий. Повсеместно простой народ потреблял традиционные и недорогие напитки: пиво, эль, сидр. Застолья сопровождались игрой в карты, кости. Очень часто игроки прибегали к мошенничеству, и в результате возникали  распри, иногда перераставшие драку. С ХII в. играли шашки, точно таким же образом как и в наши дни. Карты появились в Европе после Крестовых походов, благодаря арабам, которые заимствовали игру с Китая. С появлением книгопечатания стали печатания карты и они стали значительно дешевле. Крупнейший центр производства карт в Европе находился в Германии, в  г.Ульм . Здесь же в дальнейшем стали популярны карты образовательные и нравоучительные. В ХV-ХVI вв. здесь начали издавать карты сатирические, юмористические и даже философские .В следующем столетии появились и гастрономические карты. В досуге  города в ХII в. так же преобладает чтение поэзии. Излюбленной книгой «народной книгой» становится составленная в ХIII в. «Золотая легенда» епископа Генуи Иакова Ворагинского. Популярными жанрами городской литературы становятся стихотворные  новеллы, басни, шутки Они отличались сатирическим духом, грубоватым юмором, яркой  образность. Высмеивались алчность  духовенств, бесплодие схоластической премудрости, невежество феодалов, и многие другие реалии средневековой жизни. Широкое распространение получило среди горожан произведение «Роман о Розе» написанный Гильмом де Лорисом и Жаном де Меном. В связи с этим появились библиотеки при университетах, во дворцах королей и крупных феодалов, в домах богатых горожан и ученых. В библиотеках предусматривался порядок и соблюдение тишины. Библиотека работала с 9 до 11, после перерыва с 2 до 4 часов, за исключением воскресенья и больших церковных праздников. Помимо университетских библиотек  появились в городах Западной  Европы с ХVI в. Первые общедоступные библиотеки. Первой такой библиотекой стало частное собрание знаменитого гуманиста Флоренций Никколи, открытое в 1444 г. согласно его завещанию.

В Средние века получили развитие такие фольклорные формы, как легенды, сказки, народный юмор, мифы и народное искусство в целом. Кроме того, в западном обществе того периода заметно выделялся досуг представителей феодально-рыцарской среды и богатых горожан. Досуг состоятельных горожан сводился в основном к пирам, охоте, военным тренировкам, турнирам.

Турниры в то время могли проводиться по любому поводу и без предварительного объявления. Достаточно, чтобы рыцари собирались и у них хватило времени на организацию одного из видов состязаний. Подобные турниры проводились на равнине, в песчаной, ровной и безлесной местности. Смотреть на них приходили все, кто хотел, и первыми на эти состязания собирались женщины. К заранее объявленным турнирам готовились тщательно, бой устраивали на огороженном поле, с одной стороны которого возводили трибуны для судей и дам.

Турнирным призом были драгоценность, ловчая птица, а иногда и просто поцелуй. На турнире, который устраивал знатный вельможа, был обычай преподносить подарки всем рыцарям, принявшим в нем участие: деньги, меха, породистых жеребцов, шелковые одежды и др.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии