БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Профессиональная ориентация учащихся » Методологические основы проблемы профессионального самоопределения личности

Методологические основы проблемы профессионального самоопределения личности

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Проблема профессионального самоопределения личности вызывает большой интерес у исследователей. Это обусловлено политическими, экономическими, социальными изменениями, происходящими в современном обществе. На современном этапе развития Республики Беларусь общество испытывает потребность в специалистах с глубоко осознанными жизненными целями и личностными ориентирами, способных к полной самореализации в избранной сфере профессиональной деятельности. 

Большой вклад в изучение проблемы профессионального самоопределения внесли Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. С. Кон, А. М. Кухарчук, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, В. А. Толочек. В работах этих авторов раскрывается сущность профессионального самоопределения, его особенности на разных стадиях личностного становления, психологическое сопровождение и методы активизации профессионального самоопределения. 

Понятие «профессиональное самоопределение» связано с понятием «самоопределение».

В общепринятом смысле «самоопределение» понимается как определение своего места в жизни, обществе, осознание своих общественных, классовых, национальных интересов. Психологический смысл термина раскрывается в словаре-справочнике М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях». 

Самоопределение по К. Роджерсу – это существенная часть природы человека. Э. Эриксон отождествляет самоопределение с эго-идентичностью, которая проявляется в центрированности человека на себе, отождествлении себя с социальным окружением, определении ценности человека, его социальной роли. В концепции А. Маслоу близким к понятию «самоопределение» выступает понятие «становление».

Свой вклад в понимание самоопределения внесли Л. И. Божович, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. И. Шевандрин и др. Сущность его чаще всего раскрывается посредством таких понятий, как «деятельность», «акт», «поиск», «процесс», «новообразование». 

Под самоопределением мы будем понимать закономерный процесс развития личности, выражающийся в поиске индивидуально-своеобразных вариантов жизненного пути и определении своего места в обществе путем осознания своих возможностей и стремлений, результатом которого является утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.

Наряду с личностным самоопределением, выделяют жизненное, социальное, нравственное и профессиональное самоопределение. В психологическом словаре А. В. Петровского профессиональное самоопределение представлено как одна из форм самоопределения личности. 

Вопросы профессионального самоопределения субъекта последовательно и разносторонне рассматриваются в работах российских исследователей Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, В. А. Толочека, и др.

Под профессиональным самоопределением Е. А. Климов понимает одно из важнейших проявлений психического развития человека, процесс его становления в качестве полноценного участника сообщества профессионалов. Сущность профессионального самоопределения Э. Ф. Зеером  понимается как профессиональное становление личности. Н. С. Пряжников рассматривает профессиональное самоопределение в контексте проблем профориентации и соотносит его с «самоориентированием» человека. Профессиональное самоопределение, по мнению В. А. Толочека, есть «процесс  активной ориентации человека в мире профессий». По мнению А. М. Кухарчук, профессиональное самоопределение – важная составляющая стадия профессионального развития личности. Последнее является «…более широким понятием и охватывает практически всю жизнь человека в онтогенезе». 

Таким образом, сущность профессионального самоопределения раскрывается различными авторами через употребление понятий «профессиональное развитие», «профессиональное становление» и «самоориентирование» в мире профессий. Однако данные понятия («профессиональное развитие», «становление» и «самоориентирование») близки, но не тождественны профессиональному самоопределению. «Становление» и «самоориентирование» определяют субъектность личности в процессе профессионального самоопределения, а «развитие личности» обуславливает кризисный характер профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение также не тождественно понятию «профориентация». Н. С. Пряжников дифференцирует понятия «профессиональное самоопределение» и «профориентация». По мнению ученого, профориентация предполагает широкий комплекс мер, по оказанию помощи в выборе профессии. Профессиональное самоопределение, напротив, соотносится с «самоориентированием» человека, выступающего в роли субъекта самоопределения.

Таким образом:

1.Профессиональное самоопределение — неотъемлемая часть профессионального развития личности, сопровождающаяся кризисом внутриличностного характера, результатом которого выступает становление субъекта самоопределения. 

2.Понятия «самоопределение», «профессиональное развитие» являются более широкими по сравнению с понятием «профессиональное самоопределение».

3.Профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью личностного самоопределения.

4.Профессиональное самоопределение входит в процесс общего профессионального развития личности, являясь, по мнению многих исследователей, его началом.

5.Понятие «профессиональное самоопределение» является близким, но не тождественным понятиям «профессиональное становление», «самоориентирование», «профориентация».

6.В процессе профессионального самоопределения детерминантой развития личности выступает кризис.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии