БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » ИПиПУ » Политические и правовые учения Киевской Руси

Политические и правовые учения Киевской Руси

Автор: Maxvel 1-11-2010, 23:50

Политико-правовые идеи Древней Руси.

1. Политико-правовые взгляды Иллариона.
2. Политико-правовые взгляды Владимира Мономаха.
3. Политико-правовые взгляды Д. Заточного.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Слово о законе и благодати, написанное русским священником Илларионом. Этот труд состоит из 3 частей:
1)посвящена анализу ветхого и нового завета, исходя из которого выводится 3 основных термина: закон, истина и благодать. Как и у других средневековых авторов, происхождение закона связывается с божественным промыслом, бог дал людям закон для соблюдения истины. Если бы не было закона, то люди жили бы в хаосе и безверии и никогда бы не познали благодати. Кроме соблюдения истины Илларион приписывает закону функцию, определять поступки людей, т.е. благодаря закону люди, соблюдающие его не делают поступков, не угодных богу. Фактически законопослушное поведение отождествляется с нравственным поведением, которое ведет к постижению божественной истины. И только через постижение истины люди могут познать благодать. Благодать воспринимается как гармоничная жизнь человека с окружающей его средой. При этом достижение благодати рассматривается как идеал христианина. 
2)посвящена князю Владимиру, крестившему Русь. В первую очередь Илларион восхваляет Владимира за то, что он крестил Русь, наставив ее на путь истинный и дав ей божественный закон. Одновременно говорится о функциях князя и его власти, о том, что князь должен служить своему народу, относиться к нему по закону и справедливости. Подчеркивалось, что князь является ответственным за свой народ перед богом и церковью, а также перед людьми за закон и справедливость. 
3)посвящена анализу форм государственной власти, содержанию власти, характеру власти. Автор подчеркивает, что закон дан людям богом для того, чтобы достигнуть благодати и истины, а также уберечь людей от взаимного истребления. В своем трактате Илларион стремится показать международное значение русского государства как равноправного среди других западных и восточных соседей. Подчеркивается, что источником власти в государстве является божественная воля, что делает это государство равным среди равных. Сам же князь рассматривается как причастник божественного царства, который обязан обеспечить мир и хорошее управление подданными. В отличии от западной политико-правовой мысли у восточных славян не возникает конфликта между светской и культовой властью. Это связано с тем, что христианская религия Киевской Руси возникла по инициативе государственной власти и активно использовалась ею как идеологическая основа для сплочения славян и формирования централизованной власти. 

2.Наследником и продолжателем идей Иллариона стал Владимир Мономах. Политико-правовые взгляды Мономаха были сформированы в его трудах. В этих трудах Мономах рассматривает большой круг государственных вопросов. В первую очередь это полномочия великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципов правосудия в стране. Наиболее четко эти вопросы освещены в поучении детям. Фактически этот труд является политико-правовым завещанием Мономаха. В первую очередь основное внимание выделяется организации и осуществлению государственной власти. Автор советует своим детям все дела решать совместно советом дружины, не допускать в стране беззакония и неправды, а правосудие осуществлять только по закону и правде, не взирая на чины и сословия. Таким образом судебные функции отводятся царю, за ним же закрепляется функция соблюдения законов, также подчеркивается, что князь должен проявлять милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Опираясь на новый завет Мономах отрицает кровную месть и полностью не принимает смертную казнь. 
Принцип не мстить определяется как основной Мономахом не только как принцип законодательства, но и как основной принцип межкняжеских отношений. Мономах разрабатывает поднятую еще Илларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. Эту ответственность он связывает с вопросами управления страной, организации правосудия и необходимости военных действий. В спорных вопросах Мономах советует отдавать предпочтения миру, т.к. эта основная цель любого правителя. Любой достойный князь должен стремиться к миру, потому что всем народам уготовано место на Земле. 
В опросе взаимоотношении светской и духовной власти Мономах отводит церкви почетное, но подчиненное место. Он чтил монашеский и поповский сан, но отдавал предпочтения мирским людям, которые пусть малым делом, но творят добро народу. По сравнению с монахами, которые терпят одиночество и голод ради личного спасения. Основной мыслью Мономаха стало сохранение единства Руси и предотвращение всякой ее раздробленности. Именно эти идеи даже после его смерти были основными в политико-правовых учениях Киевской Руси и централизованного русского государства. 

3.Еще одним известным автором домонгольско й Руси был Даниил Заточник, который развил идеи Иллариона и Мономаха. В произведениях Даниила ярко прослеживаются тенденции укрепления великокняжеской власти, которой необходимо для преодоления внутренних раздоров и обороны государства от завоевателей. Центральным образом всех его взглядов у Заточника служит сильный великий князь, управление которого является милостивым, крепким и справедливым. Его отсутствие рассматривается как гибель правления в стране, поэтому кроме сильной власти очень важным является хорошее управление, поэтому проводится идея о необходимости иметь при князе совет или думу, которые должны быть умными и справедливыми и действовать всегда по правде и закону, а князь должен уметь их выбирать. При этом наблюдается отход от первобытнообщинной традиции. Дума должна выбираться не только по опыту, но и в первую очередь по уму. Кроме этого князь должен иметь хорошее войско, т.к. его богатство во множестве храбрых и мужественных людей. Впервые Заточник говорит о необходимости «царской грозы», но это не способ самовластия, а признак надежности верховной власти для подданных, которое защищает их интересы. Даниил осуждает боярское самоуправство, т.к. оно не справедливо и не законно, а поэтому является источником смуты. В итоге происходит противопоставление князя и боярина, предпочтение отдается князю, который поддерживает порядок в стране, а бояре рассматриваются как причина смуты и раздробленности государства. 











Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии