БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Уголовное право » ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Автор: Анна Куст

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Анализ причинных факторов преступного поведения подростов на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции, психиатрии, социальных науках, медицине, педагогике и т.д. Современные знания о расстройствах поведения позволяют сделать вывод, что они являются сложными формами социального поведения личности, детерминированными системой взаимосвязанных факторов. Преступность несовершеннолетних имеет ряд специфических особенностей, которые отличают ее от взрослой. Во-первых, это особенности возраста: подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический. Подростковый возраст – это, прежде всего, возраст полового созревания человека, характеризующийся  гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Разница лишь в том, что появляются подростковое чувство взрослости, постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности, равной взрослому, требование, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Подросток также усваивает внешнюю взрослую атрибутику поведения: манеру одеваться, говорить; начинает курить, употреблять спиртные напитки и т.д. Следующая особенность переходного возраста – сильная душевная ранимость. Жизненные трудности, особенно унижение достоинства в период самоутверждения, фрустрация в силу названных обстоятельств зачастую загоняют юного человека в тупик и очень часто приводят к мысли о том, что разрешить его проблемы можно только путем ухода из жизни. Статистика подросткового и юношеского суицида весьма тревожна. В списке причин смерти указанной возрастной группы самоубийства занимают третье место после туберкулеза и травматизма, и их количество продолжает увеличиваться [3]. В девяти из десяти случаев юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а желание обратить на себя внимание, крик о помощи. Правонарушения совершаются несовершеннолетними, как правило, на улице, в компании сверстников. Для несовершеннолетних характерно большое стремление к групповым формам совместного досуга. Это свойственно и подросткам девиантного поведения, создающим свои группы. Основными непосредственными причинами перехода некоторых подростков и молодых людей на путь правонарушений являются не сложности и недостатки воспитания сами по себе, а прямое заражение аморальными взглядами, привычками своего социального окружения (микросреды), подражание поведению «лжегероев» зарубежных фильмов. Таким образом, правонарушения несовершеннолетних есть результат низкой социальной культуры, нравственной невоспитанности лиц, их совершивших. Культурно-нравственная деформация конкретной личности происходит чаще в результате отрицательного влияния микросреды (семьи, компании сверстников). Пьянство и алкоголизм родителей большинства малолетних правонарушителей, жестокость, систематическое нарушение правил общественного поведения, совершение ими преступлений формирует у подростков криминогенную наклонность. Искоренение правонарушений должно вестись планомерно, с учетом управления социальными процессами и рассматриваться как важная социальная задача государственного значения. Проблему преступности несовершеннолетних нельзя оставлять без внимания. Профилактические мероприятия в этой сфере являются неотъемлемым атрибутом современного общества. Понятие «профилактика», означающее в широком смысле предупреждение каких- либо нежелательных явлений, с 1970-х гг. начало наполняться правовым содержанием. По мнению А.П. Закалюка, под профилактикой преступности понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние [4]. Профилактика правонарушений также рассматривается как особый вид социальной практики, обеспечивающий преобразование общественных отношений, в результате которых устраняются либо нейтрализуются условия (причины, факторы), способствующие отклоняющемуся поведению. Основополагающим в решении проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее. В общей системе государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних следует выделять меры общей и специальной профилактики. Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих: выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей; полноценной реализации воспитательных функций, здоровых в физическом и социальном отношении детей; полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, организации их занятости полезной деятельностью во вне учебное время. Современная система профилактики безнадзорности осуществляется разноведомственными службами и учреждениями. Одной из важнейших задач государственного управления является четкое разделение функций и сфер профилактического влияния различных ведомств. Одним из субъектов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы внутренних дел, среди которых ведущими в этой области являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ОППН). Среди многочисленных функций ОППН можно назвать две основные. Прежде всего, это проведение индивидуальной профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые находятся не просто в трудной жизненной ситуации, а представляют общественную опасность для общества. К таковым закон относит: несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших административное правонарушение как до, так и после достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей по разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. К компетенции ОППН также относится профилактика рецидивной преступности. Эти органы должны работать с несовершеннолетними, освобожденными от отбывания наказания или получившими отсрочку отбывания наказания или исполнения приговора по разным основаниям; освобожденными от наказания за совершение преступления с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденными условно или осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы; освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в них допускали нарушения режима, после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении или нуждаются в социальной помощи, реабилитации. Кроме того, ОППН обязаны проводить работу с законными представителями, не исполняющими свои обязаности по воспитанию указанных выше категорий несовершеннолетних. Второй, может быть, еще более важной функцией ОППН является выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в участие в преступлениях и антиобщественных действиях. Вспомогательными элементами профилактики преступности несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Другим субъектом профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относятся: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и оказание помощи в получении образования; содействие семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних. К сожалению, школа переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессионалый уровень приводят к увеличению числа конфликтов между учащиемися и учителями. Школа практически отказалась от воспитальной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становятся причиной семейных конфликтов, способствуют возникновению отчуждения между родителями и детьми. И все же важную роль в антикриминогенном влиянии на несовершеннолетних должна оказывать школа, поскольку самовоспитание, наряду с обучением, составляет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

2.Закон Республики Беларусь от 26.05.2012 г. № 376-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях»;

3.Положение о Совете учреждения образования по профилактике

4. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального   преступного поведения. М., 1986



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии