Профессиональная пригодность

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Профессиональная пригодность - соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом. Обследование на профпригодность выполняет следующие функции: консультирование, планирование карьеры, индивидуальное развитие, отбор (подбор), а также аттестация, продвижение, сокращение, увольнение персонала.

К. М. Гуревич (1970) разделяет все профессии на 2 типа: первый тип требует абсолютной профессиональной пригодности и, следовательно, профессионального отбора; второй тип - профессии массового характера, которые доступны каждому желающему при наличии интереса, склонностей, знаний и психологической готовности к выбору профессии.

Профпригодность позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности личности. Прогнозирование (психопрогностика) представляет собой составление прогноза, т.е. вероятностного, аргументированного заключения о результативности будущей деятельности.

Имеются данные, что лица с недостаточной профпригодностью конфликтны, испытывают трудности в общении, а неудачный выбор профессии может сопровождаться асоциальным, делинквентным поведением.

Выявление профессиональной пригодности при помощи современных методов психодиагностики придает консультационной работе и профотбору научно обоснованный характер. При этом принимаются во внимание следующие критерии:

1)профессиональная направленность личности, ее интересы, мотивы, установки, ценностные ориентации, эмоционально-волевая готовность;

2)профессиональные способности; 

3) знания, умения, навыки, необходимые для конкретной профессии.

Проблема формирования профессиональной пригодности, считает Л. Л. Кондратьева (1975), выступает как проблема установления взаимоотношений между внешними условиями (особенностями труда и требованиями профессиональной деятельности) и внутренними (индивидуально-психологическими качествами человека), рассматриваемыми как динамические системы.

Профпригодность может рассматриваться и как свойство личности, которое формируется в процессе профессиональной деятельности. Составляющими профпригодности являются профессионально важные (значимые) качества - это индивидуальные особенности субъекта деятельности, оказывающие влияние на эффективность и успешность ее освоения. Одним из важнейших составляющих профессионально важных качеств являются способности, хотя они и не исчерпывают всех пвк.

Формирование профессионально важных качеств происходит на основе учета требований конкретной профессии к мотивационно-установочным формам регуляции поведения, знаниям и умениям человека как специалиста, к его личностным качествам. Чем большими ответственностью, функциями по руководству и управлению характеризуется профессиональная деятельность, тем большую значимость приобретают личностные характеристики человека. Чем больше деятельность опирается на профессиональные знания, на преобразование информации, тем выше требования к познавательным свойствам психики работника, индивидуальным особенностям процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. Так, для управления сложными процессами в ненаблюдаемом визуально объекте необходимы способности оперировать образно-концептуальными моделями, принимать решение в условиях дефицита времени и информации о быстро меняющихся процессах. При осуществлении деятельности в контакте с техническими устройствами существенными оказываются такие характеристики двигательного аппарата, как координация движений, их скорость, точность, возрастает роль психофизиологических параметров, зрения, слуха, осязания.

Профессиональная адаптация - активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. По мнению А. Маслоу (1998), в каждом человеке заложены природой способности к приспособлению.

Фундаментальное понимание процесса адаптации представлено в работах Ж. Пиаже (1994), который считает ее механизмом сохранения гомеостаза между индивидом и средой. По его мнению, адаптация включает ассимиляцию как принятие  чего-либо, включение его в свою внутреннюю данность, и аккомодацию, вызывающую изменения самого человека (цит. по Л. Ф. Мирзаяновой, 2003).

Существует мнение, что благодаря пластичности нервной системы большинство людей может овладеть любой профессией, адаптироваться к ней и испытывать удовлетворение от выполняемой деятельности. Однако есть профессии, овладение которыми доступно не каждому, а тому, кто обнаруживает профессиональную пригодность.

Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа с оптантами.

В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности.

Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных

задач, путей и методов ее проведения.

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера - взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из принципов сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии.

Профориентационная работа строится в зависимости от возрастных и индивидуально-типологических особенностей личности, мотивации и уровня ее готовности к совершению профессионального выбора, ограничений по состоянию здоровья. Ее содержание и технологии зависят от объекта, на который она направлена: с оптантами-школьниками - это первичная профориентация, в случае выбора специализации обучения после общетеоретической подготовки (вузы, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения), смены профессии, работы, ее потери - вторичная профориентация.

Актуальными являются, по мнению Л. А. Кандыбовича (2002), профессиональная переориентация - научно обоснованное исправление ошибок профессионального самоопределения личности, консультационная помощь при выборе другой профессии при потере работы, а также профессиональная мобильность - возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность, что выступает важным компонентом квалификационной структуры специалиста и конкурентоспособной личности на рынке труда.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии