БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Профессиональная ориентация учащихся » Диагностика в профессиональном самоопределении

Диагностика в профессиональном самоопределении

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Психологическая диагностика — это область психологической науки, разрабатывающая методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности («диагноз» от греч. — распознавание, определение).

В конце XIX века в психологию проникла и быстро завоевала популярность идея измерения. В результате психологическая наука получила возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствовало зарождению и оформлению психодиагностики как самостоятельной области науки к середине 1920-х гг.

Психодиагностика сегодня — одна из основных форм практического приложения знаний профессиональных психологов. Методики психодиагностики сейчас широко внедряются и используются для оптимизации обучения, прогнозирования поведения личности, контроля за ее психическим развитием, изучения личности в медицинских, экспертных и консультационных целях, а также в

профориентации и профотборе, что предполагает выявление психологических показателей, которые в наибольшей степени влияют на успешность выполнения деятельности, обучения.

В психодиагностике разработано большое число специальных приемов изучения личности, одним из наиболее известных стало тестирование.

Нужно отметить, что психодиагностика как особая «технология» особенно развита в США, где в настоящее время наиболее распространена практика тестирования, в которой проявляется деловой интерес американцев к максимально-эффективному использованию трудовых ресурсов.

Как и всякая другая, психодиагностическая информация может быть использована как во благо, так и во вред человеку. В этой связи важно быть не только профессионалом, грамотным специалистом, но и соблюдать профессиональную этику.

При психодиагностическом обследовании в целях изучения личности следует соблюдать следующие принципы:

Принцип объективности: необходимо опираться не на субъективные догадки или мнения, а на научно обоснованные, проверенные методы, которые соответствуют изучаемому качеству. Обследование должно проводиться в контрольных (стандартных) условиях, выводы основываться на достоверных статистических данных, а результаты должны быть устойчивы и воспроизводимы, т. е. повторяемы.

Принцип многосторонности: предполагает учет индивидуальности человека, оценки его способностей во всем их разнообразии, многоуровневости исследования, в зависимости от ситуации, условий изучения и т. д. Это необходимо, чтобы составить достаточно полное представление о человеке.

Принцип качественного анализа: главным в изучении и оценке людей являются качественные, а не количественные показатели.

Принцип системного структурно-динамического изучения личности: необходимо рассматривать личность в деятельности и анализировать деятельность на каждом из ее этапов (мотивация, ориентировка, исполнение, контроль).

Принцип развития: предполагает изучение психических явлений, свойств личности во времени, в изменении .

Современные методы психодиагностики условно можно разделить на следующие категории:

-стандартизованные измерительные методы (тесты достижений, опросники и др.);

-экспертные или методы понимания (биографическая беседа, клиническое наблюдение и проективные методики).

В основе первой категории методов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных однозначно правил, делающих результат психодиагностики свободным от субъективности и глубины психологических познаний психодиагноста. Применение этих методов наиболее эффективно по отношению к таким психическим явлениям, как психические функции (внимание, память, мышление), функциональные состояния, способности, некоторые поведенческие черты личности. Эти методы обеспечивают диагноз и на его основе прогноз с приблизительной точностью.

Экспертные методы в большей степени основаны и на профессиональном опыте, психологической интуиции самого диагноста, на его умении в беседе обеспечить атмосферу доверия, способствующую обмену личностно-значимой информацией. У диагноста высокой квалификации они оказываются более надежным средством психодиагностики.

Существуют три основных подхода к изучению личности в психодиагностике:

1.Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа или особенностей выполнения деятельности.

2.Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания личности.

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенности взаимодействия с внешне нейтральным материалом, который в силу своей неопределенности становится объектом проекции личностных свойств, психики.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии