Обзор основных тестов профориентации

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

В профдиагностике существует большое разнообразие тестов. 

Они диагностируют различные стороны личности и позволяют благодаря сочетанию полученных данных получить ответы на вопросы

1.Какую профессию выбрать?

2.Подходит ли выбранная профессия оптанту?

Для ответа на эти вопросы необходимо изучить структуру личности школьника, ее направленность, познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, индивидуально-психологические и типологические особенности личности область межличностных отношений, специальные способности.

Среди тестов, изучающих структуру личности можно назвать: Фрайбургский многофакторный личностный опросник, личностный тест Р. Кеттела, метод исследоания уровня субъективного контроля, личностный опросник А.Д. Джерсайлд.

Как правило, эти тесты объемны, громоздки и чаще применяются в компьютерном варианте для удобства обработки данных, занимают большое количество времени. В профконсультировании подростков и юношей они требуют дополнительных диагностических часов и не дают однозначный конечный результат. Достоинствами этих тестов является высокая информативность для психолога об особенностях личности клиента. Применяются чаще в совокупности с другими тестами для проф. заключения.

Тесты, изучающие направленность личности. Среди них А.М. Кухарчук выделяет методику диагностики степени удовлетворенности основных потребностей и методику «Ценностные ориентации» М. Рокич. Также как и вышеуказанные методики, они используются в профконсультировании в комплексе с другими тестами и являются необходимыми при углубленной профдиагностике.

Тесты познавательных процессов являются необходимыми в определении общих  способностей клиента. Это: Методика оценки логического мышления, Психодиагностика памяти, тест «Ведущая репрезентативная система». Многие из данных тестов предпочтительней проводит личности психологу, не поручая тест компьютеру т.к. можно собрать большое количество дополнительной информации исходя из личного наблюдения за прохождением теста клиентом.

Тесты эмоционально-волевой сферы и психических состояний могут применяться в профконсультировании для выяснения профпригодности к конкретным видам деятельности, требующей, например повышенной  эмпатийности (воспитатель ДОУ, учитель и т.д.) или высоких показателей 

устойчивости волевой сферы (военные профессии). Среди таких тестов  можно назвать: Методику диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка, диагностику уровня эмоционального выгорания В. Бойко, диагностику уровня эмпатических способностей В. Бойко.

Наиболее значимыми и востребованными в профдиагностике являются тесты, определяющие индивидуально-психологические и типологические особенности личности. Такие тесты составляют большой процент диагностического материала при любом психологическом тестировании, с них обычно начинается изучение личности, в том числе и в профдиагностике. Это:

1.Тесты, изучающие тип темперамента и свойства характера: «Определение свойств темперамента человека, проявляющихся в его практической деятельности и в общении с людьми» В.М. Русалов,  «Тип темперамента» Г.Айзенк, «Черты характера и темперамента».

2.Тесты способностей: «Исследование общих интеллектуальных способностей», «Психодиагностика специальных способностей» Г.Айзенк, «Прогрессивные матрицы» Дж. Равен, ШТУР, КОС В.В. Синявский, Б.А. Федоришин.

Большинство из перечисленных тестов компьютеризированы и активно используются практическими психологами для индивидуальной и групповой диагностики.

Существует группа тестов, опросников для первичного профориентирования. Если оптанту необходимо определиться с типом профессиональной деятельности, выявить проф. интересы, склонности, то целесообразно применять именно их. Такие методики можно отнести к группе  непосредственно профориентационных: «ДДО» Е.А. Климов, «Карта интересов» А.Е. Голомшток, тест Дж. Голланда, определение профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, САМОАЛ.

Рассмотрев тесты, используемые в профессиональной ориентации школьников необходимо отметить, что существуют две обширные группы, применяемые в проф. диагностике в зависимости от  задач и целей профконсультирования. 

Группа первичных профориентационных тестов наиболее популярна в работе психологов с учащимися. Она  позволяет сориентировать школьников в мире профессий и дать определенные проф. ориентиры. 

Вторая группа тестов, изучающих многообразие личности, применяется индивидуально для каждого конкретного случая профориентации.

Практическая деятельность  в качестве школьного психолога позволяет отметить наиболее рациональные, удобные и эффективные методики для проф.диагностики школьников 7-11 классов: опросник Айзенка  «Тип темперамента», опросник Х. Шмишека «Определение акцентуаций у подростков», тест ШТУР, опросник А.Е. Голомштока «Карта интересов», опросник Е.А. Климова «ДДО».



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии