БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » Составные части финансовой политики, их характеристика

Составные части финансовой политики, их характеристика

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………...………………………………………………..………..…....4

1 Налоговая политика, ее характеристика………………...…………….…………6      

2 Бюджетно-финансовая политика...............................……….………………….12

3 Денежно-кредитная (монетарная) политика……….…………….………...….16

Заключение……..………….………………………………………….…..…...…....20

Список использованных источников……….…………………………..…….…...22

Приложение А. Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в 1 полугодии 2014-2015 гг….………25

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая политика охватывает все стороны деятельности государства. Финансовая политика является частью экономической политики. Представляя собой сложное многослойное явление, основной целью финансовой политики можно назвать формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Зачастую экономисты рассматривают финансовую политику как самостоятельный определяющий конкретный вид политики [10, с.12].

Под финансовой политикой понимают совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач.

Основными составляющими финансовой политики являются налоговая, бюджетно-финансовая и денежно-кредитная политики [13, с.25].

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических. 

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан [2, с.106]. 

Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Целью курсовой работы является изучение составных частей финансовой политики и их характеристика.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

охарактеризовать налоговую политику государства;

исследовать направления и приоритеты бюджетно-финансовой политики; 

рассмотреть цели и задачи денежно-кредитной политики.

Объектом исследования курсовой работы является финансовая политика.

В свою очередь предметом исследования – составные части финансовой политики Республики Беларусь.

В процессе написания работы были использованы следующие методы: анализ, табличный метод, дедукция, обобщение, наблюдение, сравнение, описание,  метод сочетания логического и исторического,  экономико-математические и экономико-статистические методы и др.

Для проведения исследования использовались данные по государственному бюджету – за первое полугодие 2014-2015 гг.

Вопросы, посвященные характеристике финансовой политики и ее составных частей, широко обсуждаются в современной экономической литературе и периодической печати. При написании данной работы была использована следующая литература: Бочаров В. В. «Финансы», Белоглазова Г. Н. «Финансы и кредит», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь», нормативно-правовые акты: Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, Закон, Отчет Министерства финансов РБ «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» и другие. В том числе  использовалась информация периодических изданий: «Банковский вестник», «Белорусский банковский бюллетень» и др. Также был использован материал, опубликованный в Internet.

 

1 Налоговая политика, ее характеристика 

 

Государство влияет на различные стороны деятельности страны через внутреннюю и внешнюю политику – социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую. Поскольку финансовыми ресурсами обеспечивается развитие всех стран, центральным звеном в этом перечне является финансовая политика. 

Неотъемлемой частью финансовой политики является налоговая политика, главное назначение которой вытекает из сущности и функций налогов. Налоги – обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства.  Иными словами, это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей [18, с.203]. 

Налоги являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике [4, с.38].

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы основная цель налоговой политики государства на эту пятилетку: повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении доходной части государственного бюджета всех уровней.

Главными задачами в этой сфере являются:

совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.) [17, с.89].

Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам были утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

На сегодняшний день в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах.

Основу налоговой системы Республики Беларусь составляет Налоговый кодекс Республики Беларусь, который определяет принципы построения налоговой системы в Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов [11, с.42]. 

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа [29, с.208].

К основным недостаткам налоговой системы Республики Беларусь можно отнести следующие:

количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, являющийся оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики и инвестиции;

практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы (оборотов по реализации, фонда заработной платы), что приводит к неравномерной налоговой нагрузке на организации и отрасли экономики;

неэффективная система налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств, которая, в конечном счете, приводит только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий;

неоправданно высокая доля косвенных налогов в доходах бюджета (55-60 %), что существенно удорожает цену товара;

в белорусской модели акцизов применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов;

предусмотрены широкие льготы по НДС, т.е. прямые освобождения (причем не от начисления, а от уплаты налога), особенно в отношении сельскохозяйственных товаров, что существенно сокращает налоговую базу и уровень доходности НДС;

нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения;

отсутствие системного подхода в налоговой политике, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики [5, с.209].

В течение последних лет Беларусь активно реформировала налоговую систему. В 2011-2015 гг. в налоговую систему государства активно внедряются инновационные технологии, которые повышают эффективность функционирования всей налоговой системы и создают наиболее удобные условия для исполнения плательщиками налоговых обязательств. 

За последние пять лет система электронного декларирования стала неотъемлемой частью процесса налогообложения и обеспечила качественно новый уровень обслуживания плательщиков. Также в последние годы расширен спектр услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств: плательщики могут передавать и получать в электронном виде различные документы – заявления, уведомления, справки, решения, акты сверок и др. Такие изменения позволяют свести к минимуму посещения инспекций и значительно сокращают временные и материальные издержки плательщиков. 

Значительные изменения происходят и в налогообложении. В национальной налоговой системе Республики Беларусь предусматривается и дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов должно позволить к концу 2015 года снизить налоговую нагрузку до 26% к ВВП.

В настоящее время налоговая система Республики Беларусь представлена налогами, наглядно изображенными на рисунке:

 

Рисунок 1.1 – Структура налоговой системы Республики Беларусь

Примечание – Источник: [19]

Каждый отдельный налог и налоговая система в целом обладают рядом функций. Функции налоговой системы, являющиеся производными от объективных функций налогов, представим в таблице:

 

Таблица 1.1 – Функции налоговой системы

 

Наименование функцииХарактеристика

Фискальнаясостоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики

Регулирующая (макроэкономическая)заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости

Распределительнаятак как налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций

Социальнаяявляется существенной в условиях Республики Беларусь, так как государство несет значительные обязательства перед населением. Проявляется через механизм налоговых льгот и налоговых ставок

Стимулирующаяодна из важнейших функций налогов, так как взаимодействует с интересами как юридических, так и физических лиц. Так же, как и социальная функция проявляется через систему льгот и поощрений и другие инструменты налогового механизма

Контрольная«защитная» функция налогов: без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция налогов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону. 

 Примечание -  Источник: собственная разработка на основе [15, с. 63]

 

Налоговая политика государства может реализовываться с помощью различных форм и методов, которые основываются на целях, стоящих перед государством, разрабатывающим и реализующим налоговую политику.

Выделяют следующие группы целей:

фискальная – основная цель, которая выражена в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

экономическая – означает целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

социальная – подразумевает сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

стимулирующая – это активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

экологическая – усиливает охрану окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

контрольная – для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

международная – введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами [23, с.101].

Таким образом, налоговую политику можно определить как часть политики государства, характеризующуюся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности. Она является ключевым звеном финансовой политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций. Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов – пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги – важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе – пополнению государственной казны.

  

2 Бюджетно-финансовая политика 

 

Наряду с налоговой бюджетно-финансовая политика является частью финансовой политики государства. 

Бюджетно-финансовая политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства [6, с.308].

Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Основными целями бюджетно-финансовой политики являются:

финансовая устойчивость – проявляется в макроэкономической сбалансированности, сбалансированности бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте, сочетании экономических интересов государства и всех членов общества;

обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;

развитие стимулирующих элементов бюджетной политики;

значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионов;

оценка эффективности бюджетных расходов, концентрации ресурсов республиканского бюджета на решении ключевых социально-экономических задач;

урегулирование кредиторской задолженности государства [14, с.312].

Бюджетное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции и включает в себя Бюджетный кодекс Республики Беларусь, принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы бюджетных отношений; декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений; постановления Правительства Республики Беларусь, совместные постановления Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и актов Президента Республики Беларусь; нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов Республики Беларусь или Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления.

Ежегодно с 1 января очередного финансового года в Республике Беларусь в силу вступает Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а также решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год [20, с.2]. 

Бюджет – главный инструмент проведения социально-экономической политики государства. Это тот рычаг, с помощью которого правительство оказывает воздействие на весь процесс производства и распределения финансовых и производственных ресурсов в стране. Говоря о достижении определенных социально-экономических целей с помощью регулирования госбюджета, говорят о бюджетной политике государства. В идеале бюджетная политика должна способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны. 

Бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь [7, с.6].

Стратегические направления и ориентиры бюджетной политики определяют поставленные государством задачи:

концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

снижение налоговой нагрузки на экономику;

упорядочивание государственных обязательств;

создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром финансовой политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами [22, с.398].

От качества государственного бюджета государства, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности, и степень влияния Республики Беларусь на международной арене, а также предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают элементы, наглядно представленные на рисунке:

 

Рисунок 2.1 – Инструменты бюджетной политики

Примечание – Источник: [24, с. 301]

Налоги, как один из основных инструментов бюджетной политики, представляют собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. 

Такой инструмент бюджетной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства Республики Беларусь основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридических лиц [27, с.305]. 

Государственные трансферты представляют собой выплаты, не связанные с покупкой товаров и услуг (пенсии, стипендии, пособия и другие).

Государственные трансферты оказывают влияние на потребление и показатель ВВП [16, с.205].

Государственные закупки товаров и услуг выражаются в виде  строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры, а также закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Государственные закупки могут быть двух видов: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка. 

Государственные займы могут быть внутренними и внешними. Они могут осуществляться в виде эмиссии ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов у юридических лиц, банков, других государств [8, с.263].

В зависимости от того, в какой фазе цикла находится экономика государства инструменты бюджетной политики используются по-разному.

В случае проведения стимулирующей политики государство использует инструменты бюджетной политики следующим образом:

увеличивает государственные закупки и трансферты;

снижает налоги.

При сдерживающей политике государство наоборот:

снижает уровень государственных закупок и трансфертов;

повышает уровень налогов [26, с.190].

Бюджетная политика реализуется через три основные функции:

фискальную, которая означает, что через изъятие налогов правительство обеспечивает необходимые ресурсы для своей деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;

экономического регулирования – налоги и расходы используются правительством для управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов);

выравнивания доходов, то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, малообеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам [30, с.154].

В соответствии с экономическими целями, уровнем развития экономики и ее состоянием, правительство страны определяет для себя приоритетные задачи бюджетной политики. Одной из задач бюджетной политики в странах с рыночной экономикой является финансирование тех отраслей производства, где частное предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают неэффективно, а также тех сфер, где требуется защита интересов отдельных слоёв общества или населения в целом.

На основании данных Приложения А можно сделать вывод о том, что приоритетными направлениями бюджетной политики Республики Беларусь в 2014-2015 гг. являются:

общегосударственные расходы (5,3-6,4 % в общем объеме госрасходов);

образование (5,3-5,4 % в общем объеме госрасходов);

национальная экономика (3,8-4,4 % в общем объеме госрасходов);

здравоохранение (3,7-3,9 % в общем объеме госрасходов).

Таким образом, при планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Государственный бюджет государства должен выполнять функцию надежного финансового фундамента сильного демократического государства. Инструменты бюджетной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед бюджетной политикой.

 

3 Денежно-кредитная (монетарная) политика

 

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики и представляет собой совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью финансовой политики государства [12, с.107]. 

Осуществлением денежно-кредитной политики занимаются центральные банки.

К принципам денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, можно отнести следующие:

четкое ее определение, раскрытие конечной цели или промежуточных целевых ориентиров;

обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность функций и задач Национального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений Национального банка о денежно-кредитной политике, доступность для общественности информации о результатах этой политики;

самостоятельное определение Национальным банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижении ее целей, а также своевременное разъяснение участникам экономических отношений, широкой общественности изменений параметров и структуры инструментов денежно-кредитной политики [10, с.70].

Юридическую базу денежно-кредитной политики в Республике Беларусь составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. 

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: 

продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; 

увеличивает норму обязательных резервов; 

повышает учетную ставку [9, с.106]. 

Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам [3, с.121].

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования.

Методы регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков, наглядно представленных на рисунке:

 

Рисунок 3.1 – Методы регулирования денежно-кредитной политики

Примечание – Источник: [13, с. 218]

Важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяются при регулировании банковских систем. В условиях слабо развитого государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику [14, с.212].

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений,  – на денежно-кредитные отношения в государстве. Уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование – на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что является достоинством данного инструмента [25, с.53].

В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:

рефинансирование банков;

процентные ставки по операциям центрального банка;

обязательное резервирование;

валютные операции;

операции на открытом рынке;

прямые количественные ограничения;

установление ориентиров роста денежной массы.

В соответствии с выбранной концепцией политики экономисты советуют использовать инструменты налоговой или денежно-кредитной политики. Но на практике денежно-кредитная политика находится в тесной взаимосвязи с бюджетно-налоговой политикой. Содержание и цели налоговой политики пересекаются с целями и задачами денежно-кредитной политики и обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны [28, с.315]. 

Если Центральный банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике. 

Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом (через выпуск облигаций) окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности [16, с.101].

 Если же Центральный банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Разрабатывая конкретные направления налоговой политики, государство должно обеспечить решение:

экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

социальных задач: обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения [6, с.317].

Таким образом, денежно-кредитная политика находится в тесной связи с бюджетно-налоговой политикой. Задачи и цели налоговой политики пересекаются с целями и задачами денежно-кредитной политики и обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении принципов стабильности налоговой системы; равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода; одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

На основании изложенного в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы:

1 Экономическая политика охватывает все стороны деятельности государства. Финансовая политика является частью экономической политики. Представляя собой сложное многослойное явление, основной целью финансовой политики можно назвать формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Зачастую экономисты рассматривают финансовую политику как самостоятельный определяющий конкретный вид политики.

2 Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам были утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. На сегодняшний день в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам, осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах.

Основу налоговой системы Республики Беларусь составляет Налоговый кодекс Республики Беларусь, который определяет принципы построения налоговой системы в Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. 

3 Налоговую политику можно определить как часть политики государства, характеризующуюся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности. Она является ключевым звеном финансовой политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций. Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов – пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги – важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе – пополнению государственной казны.

4 Бюджетно-финансовая политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

5 Бюджет – главный инструмент проведения социально-экономической политики государства. Это тот рычаг, с помощью которого правительство оказывает воздействие на весь процесс производства и распределения финансовых и производственных ресурсов в стране. Говоря о достижении определенных социально-экономических целей с помощью регулирования госбюджета, говорят о бюджетной политике государства. В идеале бюджетная политика должна способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны. 

6 Бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.

7 При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Государственный бюджет государства должен выполнять функцию надежного финансового фундамента сильного демократического государства. Инструменты бюджетной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед бюджетной политикой.

8 Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики и представляет собой совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью финансовой политики государства. Осуществлением денежно-кредитной политики занимаются центральные банки.

9 Денежно-кредитная политика находится в тесной связи с бюджетно-налоговой политикой. Задачи и цели налоговой политики пересекаются с целями и задачами денежно-кредитной политики и обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении принципов стабильности налоговой системы; равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода; одинаковых условий налогообложения для предпринимателей и потребителей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

1 Абрамчик, Л. Я. Финансовое право Респ. Беларусь: учеб. пособие / Л. Я. Абрамчик. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. – 158 с.

2 Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики / Н. Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – 757 с.;

3 Байнев, В. Ф. Экономика региона: учеб. пособие / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих; под ред. В. Ф. Байнев. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2007. – 272 с.

4 Барсегян, Л. М. Налоги и налогообложение / Л. М. Барсегян – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 192 с.

5 Барулин, С. В. Финансы: уч. пособие / С. В. Барулин. – Москва: КноРус, 2010. – 640 с.

6 Белоглазова, Г. Н. Финансы и кредит / Г. Н. Белоглазова, М. В. Романовский. – М: Юрайт, 2011. – 609 с.

7 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 января 2014 г. – Минск: Амалфея, 2014. – 203 с.

8 Бочаров, В. В. Финансы / В. В. Бочаров. – Москва: Питер, 2009. – 618 с.

9 Бурмистрова, Л. М. Финансы организаций (предприятий) / Л. М. Бурмистрова. –  М.: ИНФРА-М, 2009 г. – 240 с.

10 Васильева, М. В. Финансовая политика: учеб. пособие / М. В. Васильева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 220 с.

11 Киреева, Е. И. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь / Киреева Е. И. // Директор. – 2014. – № 6. – С. 42-44.;

12 Ковалев, В. В. Финансы организаций (предприятий): учебник  / В. В Ковалев. – М: Финансы и статистика, 2008. – 352 с.

13 Когденко, В. Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая  политика : учеб. пособие для вузов / В. Г. Когденко, М. В. Мельник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 471 с.

14 Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2012. – 538 с.

15 Купцов, М. М. Финансы, денежное обращение и кредит / М. М. Колпакова. – 4-е изд. – М.: Инфра-М, 2015. – 144 с.

16 Лаврушин, О. И. Финансы / О. И. Лаврушин. М: КноРус, 2009. – 304 с.

17 Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая система Респ. Беларусь / Н. А. Мельникова. –  Минск: БГУ, 2005. – 256 с.

18 Набиев, Р. Финансовая политика России / Р. Набиев. – М.: Инфра-М, 2008 г. – 400 с. 

19 Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 янв. 2015 г. – Минск: Амалфея, 2015. – 736 с.

20 О республиканском бюджете на 2015 год: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 225-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2014 г., одобрен Советом Республики 19 декабря 2014 г.

21 Отчет о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за  2014 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2015 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ rmenu/budjet/analytic-data/year 14/yd10. – Дата доступа:10.10.15 г.

22 Поляк, Г. Б. Бюджетная система: учебник / Г. Б. Поляк. –М.: Юнити, 2010. – 703 с.

23 Романовский, М. В. Финансы: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская; под ред. Романовского М. В. – Москва: Перспектива, 2006. – 543 с.

24 Романовский, М. В. Финансы, денежное обращение и кредит / М. В. Романовский, О. В. Врублевская; под ред. Романовского М. В. – Москва: Юрайт, 2015. – 524 с.

25 Рябушкин, Б. Т. Основы статистики финансов: учеб. пособие / Б. Т. Рябушкин. – Москва: Финстатинформ, 2007. – 81 с.

26 Теория финансов: учебн. пособие / Н. Е. Заяц [и др.]; под ред. Н. Е. Заяц. Минск: БГЭУ, 2006. – 351 с.

27 Финансы, деньги, кредит: учеб. пособие / О. В. Соколова [и др.]; под ред. Соколовой О.В. – М.: Юристъ, 2012. – 516 с.

28 Хасбулатов, Р. И. Международные финансы / Р. И. Хасбулатов. –  Москва: Юрайт, 2014. – 566 с.

29 Чалдаева, Л. А. Финансы / Л. А. Чалдаева. – М.: Юрайт, 2015 г. – 430 с. 

30 Шуляк, П. Н. Финансы предприятия / П. Н. Шуляк. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2009 г. – 624 с. 



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии