БарГУ.by » ГЛАВА 1 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ГЛАВА 1 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В начало

 

ГЛАВА 1 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

 

1.1 Реализация – важнейший показатель работы организации агропромышленного комплекса

 

На развитие и эффективность производства в предприятиях агропромышленного комплекса огромное влияние оказывают реализация продукции и получаемые при этом финансовые результаты. Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности, так как завершая оборот средств предприятия, позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда работников и другими кредиторами. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия [16, с. 231].

Организации агропромышленного комплекса реализуют основную массу произведенной продукции, а также выполненные на сторону услуги и работы своих промышленных, вспомогательных и обслуживающих и производств. Основной формой реализации готовой продукции предприятий агропромышленного комплекса выступают государственные закупки, осуществляемые соответствующими организациями: молокозаводы, мясокомбинаты, комбинаты хлебопродуктов и др. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию определяются производителями по согласованию с перерабатывающими, заготовительными и торговыми организациями исходя из плановых затрат на ее производство и реализацию, установленных налогов и неналоговых платежей, необходимой прибыли, если не установлен иной порядок. Минимальные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики [9, с. 255].

СУП «Кончицы-Агро» специализируется в растениеводстве на выращивании и реализации зерна, в животноводстве – на производстве и реализации молока и мяса.

Готовая продукция, товары, работы и услуги считаются реализованными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю. С момента реализации их стоимость включается в объем выручки. Объем выручки от реализации является важнейшим показателем, характеризующим результаты деятельности организации. Данный показатель используется при проведении анализа и планирования развития деятельности организации, налогообложении и т.д. [19, с. 296].

Готовая продукция сельского хозяйства имеет некоторые особенности. Прежде всего, она является продуктом природного процесса, что обусловливает наличие как основной, так и побочной продукции. Кроме того, производство в сельском хозяйстве является сезонным. Также к особенностям большинства предприятий отрасли можно отнести территориальную разбросанность и неоднородность [42, с. 308].

Все эти особенности накладывают отпечаток на учетный процесс в предприятиях агропромышленного комплекса и на учет готовой продукции в том числе [38, с. 50].

Задачей бухгалтерского учета готовой продукции и процесса реализации являются контроль, правильная оценка и оформление производства, транспортировка, хранение и реализация результата производственного процесса, отражение всех этих действий в отчетности предприятия [41, с. 74].

В связи с тем, что, как правило, в каждом хозяйстве имеется большой перечень производимой продукции, учет готовой продукции в отраслях сельского хозяйства – довольно сложный и трудоемкий процесс. Движение готовой продукции очень неоднородно. Готовая продукция с места ее производства может поступать на склады и в хранилища, может быть непосредственно направлена покупателям, а может быть направлена потребителям внутри хозяйства. Кроме того, существует такая категория готовой продукции, как привес, который должен быть оприходован на счете 11 «Животные на выращивании и откорме». По этим причинам учет готовой продукции должен быть упорядоченным, надлежаще оформленным и своевременным [8, с. 351].

Таким образом, организации агропромышленного комплекса основную массу произведенной продукции реализуют. Реализация продукции – важнейший экономический показатель, характеризующий деятельность организаций любых форм собственности. Реализация продукции и получаемые при этом финансовые результаты оказывают огромное влияние на развитие и эффективность производства в организациях агропромышленного комплекса. При    решении    проблемы    финансовой    стабильности,     улучшения платежеспособности организаций агропромышленного комплекса главным  является  создание  условий  для беспрепятственного   выгодного   сбыта   продукции.   

 

 

1.2 Общие принципы учета реализации продукции в отечественной и зарубежной учетной практике

 

Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в Беларуси осуществляется в рамках реализации Государственной Программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров от 4.05.1998 г. № 694, Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь, утвержденной Министерством финансов, Министерством экономики, Министерством статистики и Белорусским государственным экономическим университетом 26.06.1998 г. [3, с. 2].

Необходимость составления отчетности по международным стандартам вызвана объективными причинами. Это позволит на конкурентной основе участвовать в конкурентной борьбе за иностранные инвестиции, а также повысить качество отчетности для отечественных пользователей в результате ее прозрачности и сопоставимости.

В отличие от белорусского бухгалтерского учета в отчетности, составленной по МСБУ и МСФО, доходы субъекта хозяйствования за отчетный период признаются по справедливой стоимости. Следовательно, чтобы обеспечить достоверность финансовой отчетности, следует конкретно знать, как оценивать размер таких доходов и в какой момент они должны быть признаны [2, с. 7].

Учет доходов компании по международным стандартам финансовой отчетности регламентируется МСФО 18 «Доходы» («Revenue»). В сферу применения МСФО 18 кроме выручки от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг попадают также и доходы от использования активов субъекта третьими сторонами – роялти, процентные доходы, дивиденды, а также иные экономические выгоды, получаемые в результате обычной деятельности компании. Для каждого из видов поступлений дохода от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ и от использования активов компании третьими сторонами – в МСФО 18 приведены конкретные критерии их признания. Общими для всех видов дохода являются два следующих критерия:

существует высокая вероятность получения компанией экономических выгод от проведенной операции;

можно надежно оценить полученные доходы [17, с. 36].

На практике, чтобы выполнить условия МСФО 18 в части признания доходов, в первую очередь анализируются документы, являющиеся основанием для проведения конкретной сделки (договоры, контракты, соглашения). Изучаются такие важные условия договоров, как условия поставки и оплаты, момент перехода права собственности, права сторон на обмен или возврат товара, гарантии и скидки, предоставляемые поставщиком. 

МСФО 18 является одним из самых важных, но далеко не единственным стандартом, посвященным отражению дохода в финансовой отчетности компании по МСФО. 

К различиям белорусского учета доходов от стандартов МСФО можно отнести:

по белорусскому законодательству операционные доходы – это доходы от неосновной деятельности, тогда как понятие операционных доходов согласно МСФО 18 представляет собой именно выручку от основной деятельности;

в МСФО если оплата по договору осуществляется денежными средствами или их эквивалентами по факту передачи имущества новому правообладателю, то справедливая стоимость дохода, отражаемая в этом случае в финансовой отчетности, обычно равна сумме полученного вознаграждения. Но в ситуации, когда оплата денежными средствами производится значительно позже поставки товаров, вознаграждение дисконтируется с учетом беспроцентного кредита, предоставленного поставщиком. Разница между номинальной величиной вознаграждения и его справедливой стоимостью признается в качестве процентного дохода;

по международным стандартам вероятность получения компанией экономических выгод от проведения сделки оценивается при помощи изучения контрагента, его кредитную истории. Если сделка проводится в рамках длительных партнерских отношений, вероятность возврата средств действительно близка к 100%. Если же покупатель является одним из новых партнеров или осуществляет свою деятельность в стране с неустойчивой политической или экономической ситуацией, то риски продавца возрастают. В такой ситуации выручка не признается до получения денежных средств. Если же денежные средства вообще не поступят, то все затраты продавца списываются на убытки [39, с. 452].

Но в большинстве случаев согласно как белорусскому гражданскому законодательству, так и МСФО передача рисков и выгод совпадает с передачей прав собственности на товар.

Таким образом,  социально-экономические преобразования, которые происходят в Республике Беларусь, предъявляют повышенные требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности. Современный этап развития бухгалтерского учета в Беларуси характеризуется динамичным развитием. И выражается это не только в количестве вышедших в свет нормативных документов, но и в качественно новых подходах к построению всей системы национального бухгалтерского учета. С 2014 года в силу вступил новый Закон «О бухгалтерском учете и отчетности», который обеспечил более системное и в отдельных моментах более детальное регулирование вопросов бухгалтерского учета и отчетности по сравнению с действующим ранее Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 «О бухгалтерском учете и отчетности». С 2014 г. на подзаконном уровне вопросы бухгалтерского учета и отчетности регулируются новой разновидностью нормативных правовых актов – национальными стандартами бухгалтерского учета и отчетности, принимаемыми Министерством финансов [18, с. 12].

 

 

1.3 Нормативная правовая база, регулирующая учет реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками

 

За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли существенные изменения, адекватно отражающие процессы становления в экономике страны рыночных отношений. В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь международным стандартом бухгалтерского учета и отчетности осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Правовое регулирование бухгалтерского учета реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками можно представить в следующем иерархическом порядке:

первый уровень: Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;

второй уровень: система национальных бухгалтерских стандартов (положения и инструкции по бухгалтерскому учету) утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета;

третий уровень: методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов;

четвертый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

К первому уровню относятся следующие нормативные и законодательные правовые акты: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Действие Закона распространяется на организации за исключением отдельных категорий организаций, которые могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Законом определены принципы бухгалтерского учета и отчетности, государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, полномочия общественных организаций, ассоциаций, права и обязанности руководителя организации по организации бухгалтерского учета, руководство бухгалтерским учетом в организации, сведения, обязательные для учетной политики организации, понятие первичных документов и их содержание, а также основные требования к бухгалтерской отчетности.

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 31.12.2014 г. № 226-3, который определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. 

В разделе 3 Гражданского кодекса содержатся нормы обязательственного права. Второй подраздел третьего раздела «Общие положения о договоре» включает в себя понятие договора, виды договоров, его основные аспекты, порядок расчетов по договору, порядок прекращения договора.

В разделе 4 Гражданского кодекса рассматриваются основные аспекты договора купли-продажи.

Также в гражданском кодексе рассматриваются все возможные виды расчетов между юридическими лицами.

Налоговый кодекс Республики Беларусь, принят палатой представителей 15.11.2002 года, одобрен Советом республики 02 декабря 2002 года с изменениями от 30.12.2014 года № 224-З, который устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов, пошлин.

В статье 6 кодекса дается определение налога, в статье 7 – виды налогов.

Особенная часть кодекса поделена на разделы, в каждом из которых дается характеристика отдельного вида налога, перечисляются объекты, субъекты, сроки подачи налоговых деклараций и уплаты налогов.

Ко второму уровню относятся положения по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 80 от 10 декабря 2013 года «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных ценах, ошибки» определяет правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала,  доходов, расходов организации при изменении учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций.  

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. №50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» с изменениями и дополнениями в Постановлении Министерства финансов от 20.12.2012 г. № 77 – введен в действие Типовой план счетов, который предназначен для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная Постановлением  Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102, с изменениями и дополнениями в Постановлении Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2013 г. № 96 – дает определение доходов и расходов, их классификацию и признание в бухгалтерском учете.

Третий уровень содержит методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по учету реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.

Инструкция о банковском переводе, утвержденная Национальным банком Республики Беларусь, № 66 от 29.03.2001 г., с изменениями и дополнениями в Постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь № 583 от 19.11.2012 г. – определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в виде банковского перевода на основании платежных инструкций. Инструкция обязательна для исполнения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» – определяет формы товарно-транспортной и товарной накладной и порядок их заполнения.

Рабочие инструкции и указания по учету реализации продукции непосредственно в организации относятся к четвертому уровню, а именно:

Положение по учетной политике для целей бухгалтерского учета (Приложение А).

Учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет и должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций за отчетный период; отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя из правовой нормы и экономического содержания фактов и условий хозяйствования; равенство данных аналитического и синтетического учета, а также соответствие показателей отчетности записям на счетах бухгалтерского учета и другие аспекты.

Должностные инструкции работников бухгалтерии, в которых предусмотрены права, обязанности и ответственность работников СУП «Кончицы-Агро».

Рабочий план счетов СУП «Кончицы-Агро», разработанный и утвержденный на основании типового плана счетов бухгалтерского учета, в котором предусмотрены синтетические счета и субсчета, применяемые в исследуемой организации.

График документооборота СУП «Кончицы-Агро», на основании которого происходит составление и движение документов  внутри организации (Приложение В).

Устав организации,  бизнес-план, приказы и распоряжения, издаваемые в СУП «Кончицы-Агро».

Таким образом, процесс реализации и расчеты с покупателями в СУП «Кончицы-Агро» осуществляются в соответствии с нормами утвержденного в организации Положения по учетной политике на 2015 год, а также требованиями нормативных правовых актов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • janettede60
    Написал(а): janettede60
  • salvadorju60
    Написал(а): salvadorju60
  • janettede60
    Написал(а): janettede60
  • WilliamCog
    Написал(а): WilliamCog
  • salvadorju60
    Написал(а): salvadorju60
  • salvadorju60
    Написал(а): salvadorju60
  • RichardApoma
    Написал(а): RichardApoma
  • Lusinmeell
    Написал(а): Lusinmeell
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15