БарГУ.by » ГЛАВА 1 НАЛОГИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

ГЛАВА 1 НАЛОГИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Автор: Maxvel 6-01-2016, 15:55

В начало

 

1.1 Налоги и обязательные платежи: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики

 

В современном цивилизованном обществе налоги представляют собой основную форму доходов государства. Кроме этого, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса [8, с. 350].

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний и запретов. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические  и социальные цели. 

По своей экономической  природе установление налогов носит  односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика [40, с. 256].

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или  в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом [33, с. 517].

Налог выступает средством  упорядочения финансовых отношений  налогоплательщика и государства. С одной из стороны,   налог  указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой – меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, – с другой.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами [31, с. 173].

Налоговую систему Республики Беларусь можно представить следующим образом (Рисунок 1.1):

 

Рисунок 1.1 – Структура налоговой системы Республики Беларусь

Примечание. Источник: собственная разработка

Без налогов не обходится  ни одно государство. Они нужны для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Налоги поступают в пользу органов государственной власти или местного самоуправления.

Целью взимания налогов  является обеспечение государственных  расходов вообще, а не какого-то конкретного  расхода. Правило, в соответствии с  которым налоговые доходы не предназначены  для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов [27, с. 319].

Как экономический  механизм налог не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает непосредственного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в принципе, не ограничен.

Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. При уплате пошлины  или сбора всегда присутствует специальная  цель и специальные интересы. В  этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.

Целью взыскания пошлины  или сбора является покрытие издержек организации, в связи с деятельностью которой взимается пошлина. Как правило, пошлины или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Пошлина не обусловливает  существование государственного органа, так как он может финансироваться  и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией  каким-либо государственным органом  своих функций.

Характер пошлин и  сборов предполагает использование  других принципов при определении  размера платежа, чем те, которые  применяются при налогообложении.

Таким   образом,  налоги являются основной составляющей доходной части государственного бюджета. В последствие данные средства республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. К   настоящему   времени   в   Республике   Беларусь сформировалась     систематизированная     нормативно-правовая     налоговая система, образованная из совокупности налогов и сборов. Существующий механизм налогообложения состоит из многоуровневой системы налогов сборов и других обязательный платежей в бюджет. Своевременные и правильные расчеты с бюджетом по налогам помогают организации избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим каждая организация должна быть заинтересована в правильности составления расчетов платежей в бюджет и  своевременности их перечисления в соответствии с существующим в республике законодательством. С января 2015 г. внесены очередные изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, что является дальнейшим шагом в развитии и совершенствовании налоговой системы Республики Беларусь, а значит, и в снижении налоговой нагрузки.

 

 

1.2 Задачи учета и аудита расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам

 

В процессе хозяйственной деятельности ОАО «Лунинецкий молочный завод» постоянно ведет расчеты с бюджетом по налогам и неналоговым платежам.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе сгруппированных данных первичных документов. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов [32, с. 252].

Основной задачей учета расчетов с бюджетом является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Выполнение этой задачи, имеющей важное значение для государства, с другой стороны весьма важно и для организации-налогоплательщика, поскольку обеспечивает невозможность применения со стороны фискальных органов штрафных санкций за неполное и несвоевременное перечисление платежей в бюджет, что обеспечивает более высокий уровень чистой прибыли организации [2, с. 70].

Надлежащим образом организованный аналитический учет расчетов с бюджетом позволяет решать и такую важную задачу как анализ финансового состояния организации, на основе которого осуществляется как краткосрочное, так и долгосрочное планирование финансовой деятельности организации.

Также важной задачей учета расчетов с бюджетом является организация оперативного взаимодействия финансовой и бухгалтерской служб организации с налоговыми органами, которые и осуществляют контроль своевременности и полноты перечисления налогов и сборов. В этих целях налоговая инспекция по месту нахождения организации открывает на каждую организацию лицевой счет, в котором отражается вся информация по начисленным налогам и сборам на основе поданных налогоплательщиком налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам и сборам [6, с. 301]. 

Не менее важным является и аудит расчетов с бюджетом, целью которого является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей. Такой аудит осуществляется по следующим направлениям:

аудит правильности начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;

аудит правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;

аудит правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;

аудит местных налогов и сборов;

аудит расчетов с Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь [16, с. 103].

По каждому виду расчетов с бюджетом и органами социального страхования аудитором проводится проверка: 

состояния внутреннего контроля этих расчетов;

правильности определения налогооблагаемой базы;

правильности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

правильности применения ставок налогов, сборов и отчислений;

правильности применения льгот при расчете и уплате налогов;

правильности возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета по приобретенным ценностям;

полноты и своевременности начисления налоговых платежей, правильности составления налоговой отчетности;

причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

правильности оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей [29, с. 309].

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования служат расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с перосналом по оплате труда» и др., Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу, расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др. [35, с. 320].

Таким   образом,  налоги являются основной составляющей доходной части государственного бюджета. Существующий механизм налогообложения состоит из многоуровневой системы налогов сборов и других обязательный платежей в бюджет. Своевременные и правильные расчеты с бюджетом по налогам помогают организации избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим каждая организация должна быть заинтересована в правильности составления расчетов платежей в бюджет и  своевременности их перечисления в соответствии с существующим в республике законодательством. 

 

 

1.3 Нормативное правовое регулирование учета и отчетности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

 

За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли существенные изменения, адекватно отражающие процессы становления в экономике страны рыночных отношений. В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь международным стандартом бухгалтерского учета и отчетности осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Правовое регулирование бухгалтерского учета можно представить в следующем иерархическом порядке:

первый уровень: Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;

второй уровень: система национальных бухгалтерских стандартов (положения и инструкции по бухгалтерскому учету) утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета;

третий уровень: методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов;

четвертый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

К первому уровню относятся следующие нормативные и законодательные правовые акты: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Первые статьи Закона определяют сферу действия и основные применяемые в нем термины. Действие Закона распространяется на организации за исключением отдельных категорий организаций, которые могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности [25, с. 2].

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, а также регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления такой деятельности.

Статья 17 Закона дает определение обязательного аудита. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности – аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательность проведения которого установлена настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с МСФО, подлежит обязательному аудиту, если обязанность составления такой отчетности установлена законодательными актами Республики Беларусь [21, с. 14].

Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-ХIII  «Об обязательных страховых взносах в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» с изменениями, принятыми Законом от 14.07.2014 года № 186-З, который определяет объекты, плательщиков и размеры для начисления страховых взносов. 

В первой статье закона указаны плательщики страховых взносов: работодатели, работающие граждане, физические лица. Третья статья Закона содержит размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца.

Налоговый кодекс Республики Беларусь принят палатой представителей 15.11.2002 года, одобрен Советом республики 02 декабря 2002 года с изменениями от 30.12.2014 года № 224-З устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Ко второму уровню относятся положения по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 80 от 10 декабря 2013 года «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных ценах, ошибки» определяет правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала,  доходов, расходов организации при изменении учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций.  

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. №50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» с изменениями и дополнениями в Постановлении Министерства финансов от 30.06.2014 г. № 46 – введен в действие Типовой план счетов, который предназначен для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

Третий уровень содержит методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по учету налогов:

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» – устанавливает формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения.

Рабочие инструкции и указания по учету налогов и неналоговых платежей непосредственно в организации относятся к четвертому уровню, а именно:

Устав ОАО «Лунинецкий молочный завод»;

Положение по учетной политике на 2015 год, в котором содержатся общие положения, методические аспекты учетной политики,  организационно-технический аспект  организации бухгалтерского учета (Приложение А). Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации. 

Рабочий план счетов, который разработан и утвержден на основании типового плана счетов бухгалтерского учета и в котором предусмотрены синтетические счета и субсчета, применяемые в ОАО «Лунинецкий молочный завод» (Приложение Б);

Должностные инструкции работников бухгалтерии;

График документооборота, на основании которого происходит движение документов между подразделениями предприятия;

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «Лунинецкий молочный завод» (Приложение В).

Таким образом, для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь, необходимо приложить значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. Необходимо разработать отраслевые методические рекомендации по расчету налогов и заполнению налоговых деклараций. В настоящее время расчет и уплата налогов, форма и сроки предоставления налоговых деклараций  ОАО «Лунинецкий молочный завод» в Инспекцию Министерства по налогам и сборам по Лунинецкому району осуществляются в соответствии с нормами государственных правовых актов. Иные положения выбраны предприятием самостоятельно путем закрепления в разработанном главным бухгалтером и утвержденным руководителем ОАО «Лунинецкий молочный завод» Положении по учетной политике организации на 2015 год.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии