БарГУ.by » 11. Психодиагностика эмоциональной, мотивационно-потребностной сферы и направленности личности и далее

11. Психодиагностика эмоциональной, мотивационно-потребностной сферы и направленности личности и далее

Скачать все вопросы

 

11. Психодиагностика эмоциональной, мотивационно-потребностной сферы и направленности личности.  Психолог. методы изучения эмоц сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональн особен-ти человека. Диагн-ка эмоц. сферы: Тест «Исследование тревож-ти»(Спилберг) – измерение тревожности как свойства лич-ти; М-ка диагн-ки оперативной оценки самочуствия,активности и настроения(диагностика психич-х состояний и дезадаптации); Опросник агрессивности Басса-Дарки; Тест «Самооценка психич-х состояний Айзенка»(самооценка психич-х состояний). Диагн-ка мотивац-потребн. сферы и направлен-ти лич-ти. Диагн-ка мотивации: М-ка диагн-ки лич-ти на мотивацию к избеганию неудач Элерса; М-ка диагн-ки лич-ти на мотивацию к успеху Элерса; Измерение мотивации достижения(модификация теста Мехрабиана); Д-ка мотивов аффилиации Мехрабиана; Д-ка мотиваторов соц-психол. активности лич-ти(определение ведущих потребностей мотиваторов личности). Д-ка установок, направлен-ти и ценностей лич-ти: М-д диагн-ки соц-психол. установок лич-ти в мотивац-потребн. сфере Потемкина; М-ка ценностные ориентации(Рокич); Морфологический тест жизненных ценностей(Сопов, Карпушина) – определ-е мотивац-ценностн. структуры лич-ти; изуч-е инд-ой сист-ы цен-ей чел. с целью лучшего понимания смысла его действия и поступка; Экспресс-диагностика соц. ценностей лич-ти(выявл-е лич-х, профес-ых и соц-психол. ориентаций и предпочтений, и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров); Ориентационная анкета Басса-Дарки(определение личностной направленности); Методика диагн-ки оперативной оценки самочуствия, активности и настроения. 

 

12. Диагностика межличностного отношения. Цели ПД межлич-х отнош-й: д-ка отнош-й между гр., внутригр. процессы, диадные отношения; выявление гр-ой сплоченности, совместим-ти. Д-ка межлич-х отнош-й на осн. субъективных предпочт-й: социометрия(Морено) – измерение взаимоотнош-й в гр.; аутосоциометрия(ипытуемые сами измеряют взаимные отношения людей к друг другу и к себе). В РБ аутосоциометрию для дет. предложил Коломинский. Методики. Социометрическое исследование стр-ры взаимоотношений в гр.; Референтометрия(определение круга лиц, чье мнение важно для данного индивида грыппы в целом); Изучение сплоченности коллектива(показатели ценностно-ориентированного единства) – Немов; Тест «Групповые роли»; М-ка диагн-ки межлич-х отношений Лири(выявление преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке); Тест Томаса «Типы поведения в конфликте».

 

13. Предмет методики преподавания психологии. Проблемы и задачи.М-дика преподавания психологии(МПП) во многих странах находится только в начальном периоде своего становления. Работы по МПП пуб-ликовались на протяжении всего XX в.,но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деят-ти. МПП сформировалась с начала открытия психологических кафедр, когда передавалось психологическое знание.Она находится в начальном периоде становления. Печатные работы по МПП появляются с 1972 г.(Боярчук, Ляудис).МПП изучается студентами по специальности психология.=Налачие умений: диагностика, коррекция, консультирование, учебно-воспитательные, научно-исследовательские,просветительско-культурные.МПП – это отрасль педагогич-й науки, исследующая закономерности обучения психологии.Цель обучения психологии: овладение теоретич-и и практич-и знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеят-ти.Цели психологии в области профессиональных умений будущих педагогов (умение решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической деятельности):диагностика готовности к обучению, уровня освоенности и осознанности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности; анализ направлений совершенствования целей, содержания, методов и средств обучения конкретному предмету; диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик; анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления; анализ учебных взаимодействий и межличностных взаимоотношений.Цели обучения психологии в области развития личности студентов: развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций будущего педагога;развитие самосознания и самоорганизации личности студентов;развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта.Предмет МПП: 1)обуч-е психологии, понимаемое как процесс управления, осуществленный педагогом, использовавшим ряд вспомогательных средств(наглядные пособия); 2)это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.Предметом может выступать обучение, воспитание, развитие.Предметом курса являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности.МПП связана с педагогикой(дидактика) и со всеми разделами психологии. История психологии.При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику р-тия науки во времени,т.е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их. Общая психология. Основной целью преподавания данного предмета явл-ся усвоение студентами общих зак-тей функционирования психики. Возрастная и педагогическая. Эти отрасли психологии представляет собой применение общепсихол-й теории для объяснения возрастного р-тия в детские годы и психологических условий эффективности обучения и воспитания человека. Социальная. Постепенно пришло понимание, что надо изучать личность,но не изолированно, а в связи с другими людьми в группе, в процессе взаимодействия людей с группами и внутри групп, рассматривать черты личности как производные от взаимоотношений человека с социальными группами. Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.Задачи МПП: рассмотреть псих. условия эффективности учебной деятельности;раскрытие псих. механизмов усвоения знаний, умений, навыков;раскрытие методов, средств и форм обучения психологии;изучение деятельности преподавателя и студента в процессе изучения психологии. (ЭТО И ПРОБЛЕМЫ).

 

14. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании. Образование – это система, котор. представляет собой основу,прцесс, результат. Система образования – это комплекс учебно-образовательных заведений, связь между ними и принципы, на основе которых эти заведения работают. Модели обучения в психологическом образовании. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения(Дж. Локк и Каменский – классно-урочная система.). Принципы теории: механизмом акта учения явл-ся ассоциация; всякое обучение своей основой имеет наглядность; наглядные образы важны не сами по себе; они обеспеч-т продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения; основной м-д – упражнение. Теория поэтапного формирования умственных действий(Гальперин, развивает Талызина). Касается структуры процесса усвоения знаний. Этапы учения: 1)ознакомл-е с действием и условиями его выполнения; 2)формирование действия в материализованном виде с развертыванием всех операций; 3)формирование действия во внешнем плане(внешнеречевое); 4)формирование действия во внутренней речи; 5)переход действия в глубокие свернутые процессы мышления. Теория проблемного обучения. Основные понятия: задача, действие. Проблемные ситуации: -по направленности на преобреение нового(знания,способы действия,возможности применения ЗиУ в новых условиях,изменения отношений); -по степени трудности и остроте(зависят от подготовленности учащихся); -по характеру противоречий(между житейскими и научными знаниями). Этапы д-ти учащихся: 1)формирование проблемы; 2)анализ условий; 3)выдвижение гипотез; 4)реализация плпна решения; 5)поиск способов проверки действий и результата. Д-ть педагога: помогает и направляет дет. Развив-ся умственные способ-ти и творч.мышление. Прочность и действенность знаний. В чистом виде такое обучение не организ-ся(т.к.теория не экономична).Суггестопедическая теория обуч-я(Узнадзе, Мясищев, Парыгина). Обучение на основе эмоц.внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию. Исп-ся вербальные и неверб-е средства. Препод-ль имеет высокий авторитет, создает обстановку доверия. Слова сопровожд-ся интонацией, мимикой, жестами. У дет положит. эмоции присут-т, погружение в учебную дисциплину. Теория обучения на основе НЛП. Движение инф-ции сквозь НС чел. Виды дет.: визуалисты,аудиалы,кинестетики. Развивающее обучение (Давыдов, Эльконин). Ведущая роль теоретического знания. Формиров-е теоретического мышления. Обучение идет впереди развития. Теории и концепции обучения. Конц.дидактич-го энциклопедизма (Каменский). Передача большого объема знаний и опыта жизнед-ти. Конц. дидакт-го формализма (Пестолоции, Дистервег). Обучение сред-во развития способностей и познавательных интересов. Конц. дидакт-го прогматизма(Дьюи). Обуч-е непрерывный процесс реконструкции опыта обучающихся. Конц. функц-го материолизма. Построение ведущих дисциплин – ведущие идеи, имеющие мировозренческое значение. Парадигмальная конц. При подаче материала, похожие явления рассматриваются вместе. Целое распознается через единичное. Кибернетическая конц.обуч. Важно как передается и собирается информация. Обучение как процесс передачи и переработки информации.      

 

15. Психология как учебная дисциплина в средней школе. Преподавание психологии в школе то включали в учебные планы, то исключали, т.к.не было преподавателей и сложный материал для уч-ся. Психология как обл.знаний изучалась в рамках философии. Зарождение экспереим.психологии=в учебниках давались простые эксперименты. В российских гимназиях появилась психология как предмет. 1812-Яякоб издает учебник «Психология для гимназии». В нач 20в интерес к психологии возрос(Европа и Америка)=психология была введена в кач-ве факульт-в(1-2 часа). В Росси после перерыва, курс философии и психологии был введен в 1905г. Челпанов говорил о важности преподавания психологии в гимназиях,но не стоит увлекаться экспериментами. Преподават-и психологии в гимназиях были словесники,историки,священники. Нечаев призывал,чтобы преподаватели психологии в школах имели спец.подготовку. 1917- психология исчезла из школьных программ(реорганизация средн.школы). Затем снова появилась=и ушла.

Ученикам дается психол-я,котор.помогает им приспособиться к жизни(практич-й характер). Формы учебных занятий: 1)урок(постоянный состав участников, программа, компоненты: проверка д/з,повторение пройденого,объяснение нового материала,закрепл-е и применение нового матер-ла,мотивация,д/з-сделать наглядный материал,понаблюдать,подумать). Типы уроков: изуч-е нового матер-а(лекция,беседа,киноурок); совершенствование ЗУН(самост. работа репродук-го типа,урок-лабараторн.работа,экскурсия,семинар); обощ-е и систематизация(встречи,колоквиумы); контроль и кор-ия ЗУН(устный опрос,решение задач и психол-х ситуаций); 2)внеклассная работа (инд. и подгр.): кружки,игры,тренинги; 3)внеклассная массовая работа (тематич-ие вечера, КВН, олимпиады). Методы обучения психологии: 1) м-д экспрессии(развитие творч-ва:рисование,моделирование с бумагой,краской; не обсужд-ся выбранные участниками образы); 2)м-д по развитию творческого самочуствия(эл-ты драматизации и театрализации); 3)м-д чтения вслух; 4)м-д интроспективного анализа(сочинения).

 

16. Методика проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий по психологии.

Лекция по псих-ии представляет собой монологич форму обуч-я. Особенностью традиционных лекций является то, что активность на них проявляет преподаватель, студенты же относительно пассивны, внешние проявления их активности достаточно редки (они в основном слушают).Традиционными функциями лекции являются: 1) информационная, 2) систематизирующая и 3) разъясняющая. Предполагается, что преподаватель на лекции сообщает новые знания в систематизированном виде, а также разъясняет наиболее трудные вопросы учебного курса. Лекции могут также выполнять (4) стимулирующую и развивающую функцию. Семинар по псих-ии в отличие от лекции предполагает участие студентов в обсуждении учебного материала. Формы их деятельности могут быть разными. Существенно, однако, то, что на семинарском занятии говорят студенты, а преподаватель руководит этим процессом. Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции: 1) закрепление знаний; 2) расширение знаний;3) развитие умений самостоятельной работы; 4) стимулирование интеллектуальной деятельности.В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.Репродуктивный тип организации занятия предполагает прежде всего активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе данных лекций, учебников или первоисточников. Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала и определенным образом составленных вопросов и заданий.Практическое занятие по психологии, в отличие от семинарского, предполагает не просто обсуждение студентами учебного материала, а выполнение ими определенных практических заданий. Систему таких заданий часто называют практикумом. Практические занятия по психологии могут выполнять в учебном процессе следующие функции: 1) закрепление теоретических знаний на практике; 2) усвоение умений исследовательской работы; 3) усвоение умений практической психологической работы; 4) применение теоретических знаний для решения практических задач; 5) самопознание; 6) саморазвитие.Наиболее типичными заданиями для практических занятий являются следующие: 1) демонстрационный эксперимент; 2) индивидуальные задания; 3) групповые задания; 4) эксперимент в парах (подгруппах); 5) решение психологических задач; 6) дискуссия.Лабораторная работа — одна из разновидностей практических занятий. Она предполагает использование специального оборудования и приборов. Лабораторные работы часто проводятся, например, при изучении познавательных процессов, таких как ощущения, восприятие, память, мышление. В них реализуются учебные модели лабораторных психологических экспериментов.

 

17. Организация и управление самостоятельной работой студентов по психологии. К самостоятельной учебной работе студентов (СУРС) относятся самостоятельное чтение учебных пособий, подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям, подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ. Как формы самостоятельной учебной деятельности они могут быть направлены на: расшир и углубление псих-их знаний по отдельн темам;освоен умен использ-я этих знан для реш прикладн задач;усвоен умений и навыков псих-го исследования;усвоение умений и навыков практич псих-ой работы;развитие умений самопознания и саморазвития.Самостоятельное чтение учебных пособий, подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям обычно занимает не менее 50% времени при изучении дисциплины. Объем знаний, которые необходимо усвоить студентам высших учебных заведений, значительно превышает количество часов, отводимых на аудиторную работу с преподавателем. В связи с этим основной акцент делается на самостоятельном изучении учебного материала. Предварительная самостоятельная подготовка студентов к лекциям, семинарам и практическим занятиям значительно повышает их эффективность.Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии как квалификационных работ входит в учебные планы по многим образовательным программам. 

Задачи и требования к выполнению тех или иных видов квалификационных работ определяются кафедрами, которые руководят их выполнением. Квалификационные работы, выполняемые студентами в рамках различных курсов высшего образования, могут иметь преемственность и являться последовательным научным или практическим развитием темы, представляющей интерес для студента и научного руководителя. 

Распределение заданий по выполнению реферативных, курсовых и дипломной работ по годам обучения студента определяется учебным планом данной специальности в учебном заведении и может отличаться от вуза к вузу. Конкретные требования, предъявляемые к работам, устанавливаются кафедрой, которая руководит их выполнением. Реферат является формой СУРС по предмету, направлен на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебн дисциплины. Осн задача работы над рефератом по предмету — углубленное изучение определенной проблемы учебного курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается.Курсовые работы по психологии могут выполняться на 2-м, 3-м и 4-м курсах. Студенты-психологи часто выполняют курсовые работы на нескольких курсах; такое выполнение курсовых работ должно обеспечить преемственное формирование научно-исследова-тельских умений, а также умений в области практической психологии при решении конкретной психологической проблемы. Дипломная работа по псих-ии выполняется, как правило, только студентами психологических специальностей. Она является формой итоговой аттестации студентов за весь период обучения и выполняет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над ней студент должен проявить умения, уже освоенные им при выполнении курсовых работ.

 

18. Методы проверки знаний при изучении психологии. К осн формам проверки знаний учащихся и студентов относятся: коллоквиум, зачет, экзамен, контрольн р-та, поурочное оценивание, тесты, рейтинговое оценивание, выполнение квалификационных работ.Коллоквиум является формой текущего контроля. Он применяется для проверки знаний по определенному разделу (или объемной теме) и принятия решения о том, можно ли переходить к изучению нового материала. Коллоквиум — это беседа со студентами, целью которой является выявление уровня овладения новыми знаниями. Предполагаемый объем ответа не должен быть большим (примерно 1,5-2 минуты), чтобы преподаватель мог успеть опросить всех студентов. Для получения положительной оценки каждый студент должен ответить на 2-3 вопроса. В заключение студентам сообщаются оценки; для желающих оценки комментируются.Зачет представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую альтернативную оценку и соответственно бинарную отметку: «зачет» или «незачет», «Зачет» ставится в том случае, если студент выполнил задание, дал правильный ответ, усвоил учебный материал. «Незачет» ставится в том случае, если студент не выполнил задания, дал неправильный ответ, не усвоил материал.Экзамен представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций. Экзамен может проводиться в устной или письменной форме. Традиционным является устный экзамен, проводящийся по экзаменационным билетам. Каждый билет включает ряд вопросов и заданий. Контрольная работа — это письменная работа, выполняемая учащимися и направленная на проверку усвоенных ими знаний и умений. Контрольные работы могут иметь разный объем, но они должны быть рассчитаны на выполнение в течение определенного периода времени. Контрольная работа может содержать вопросы репродуктивного или логического характера, а также задания, проверяющие умения применять знания для решения учебных или практических задач. Поурочное оценивание используется как в школах, так и в вузах. Оно дает комплексную оценку различных видов познавательной деятельности учащихся (студентов) на занятии. Преподаватели склонны использовать поурочное оценивание на семинарах, практических занятиях и уроках, поскольку видят в нем единственный способ стимулирования регулярной учебной активности учащихся.Тестирование представляет собой стандартизированную форму проверки знаний. Ответы на вопросы или выполнение заданий теста предполагают наличие однозначных критериев их правильности или неправильности. Квалификационные работы: рефераты, курсовые, дипломные. Выполнение таких работ, с одной стороны, является видом самостоятельной учебной работы студентов, о чем говорилось в предыдущих разделах. В данном случае важны достижения студента в процессе их подготовки. С другой стороны, подготовленная работа является квалификационной, т. е. является объектом оценки. Итоговая проверка и оценка знаний и умений проводится после завершения учащимися и студентами полного курса образовательной программы. В настоящее время психологические знания не являются составной частью выпускного экзамена в средних общеобразовательных учебных заведениях.

 

19. Психологическая культура личности как результат психологического образования. Подходы к определению понятия К.: генетический(?сы происхождения К.),исторический(традиции,наследие),нормативный(нормы и правила К.),психологич-й(научение,решение проблем,относящихся к К.). Функции К.(Колмагорова): сохранение и передача опыта; осуществление соц-адаптационное сотруднич-во; организация процесса самоконтроля,саморегуляции; активизация процессов самообразов-я,самосоверш-ия; сознательное планиров-е своей жизни; процесс идентификации; чел. преобразовывает К. и вносит в ее что-то новое. Инкультурация(обучение чел. традициям и нормам повед-я в конкретной К.). Она включ-т: жизнеобеспеч-е, личн-е разв-е, соц коммуникация, восстановление энергетич-х затрат. Социолизация(вхождение индивида в соц среду,усвоение им системы ценностей общества,позволяющего ему успешно функционир-ть в кач-ве его члена). ПК- это К. соц взаимодействия люд. Взгляды о ПК выражали Кант, Гегель, Фрейд, Маслоу, Выготский. Компоненты ПК: в гносеологическом аспекте познания: культурные нормы чел.; психологические знания; значения; символы; ценности; в процессуально-деятельностном аспекте: репродукция известного человечеству опыта; творч-во; постижение психологич-х феноменов, законов в спец. организов-х и приближен-х к реальной жизни ситуациях. Глобальные компененты ПК: психол-я грамотность, психол-я компетент-ть, уенностно-смысловой, психол-я направлен-ть лич-ти, рефлексия, культура творч-ва. Проф. кач-ва педагога: интерес к др. люд.; общительность; эмпатия; гибкость мышления; умение управлять собой; способность к спонтанности; умение прогнозировать. Вопросами, связанными с ПК занимался и Коломинский.

 

20. Социально-психологическая сущность брака и семьи. 

Семья- это пространство совместной ж/д-ти, в которой удовлетворяются специфические потребности люд., связанных кровными,родственными,брачными отношениями. С.-это сложная культура,которая состоит из элементов и систем. Гл. особенность семейного взаимодействия: объединять удовлетворение разных потребностей. С – это соц.институт(осуществл-ся воспроизвод-во членов и их первичная социализация; посредник во взаимосвязи лич-ти и общ-ва) и малая гр.(совок-ть людей,объедин-х общими целями,задачами и одной территорией). Семья как малая группа имеет определенные особенности:

• наличие не одной, а целого ряда общесемейных целей, которые изменяются в процессе ее становления;

• жесткие нормативные установки семейных отношений, которые предопределяют существование в каждой культуре четко очерченных представлений о том, когда наицелесообразнее создавать семью, которыми должны быть отношения между супружеством, родителями и детьми, как распределяются обязанности между членами семьи, которые поощрения и санкции следует применять к членам семьи в разных ситуациях и т.п.; кроме того, семья непосредственно зависит от общественных институтов, которые регулируют порядок взятия и разрыв брака, особых прав и привилегий, применение определенных санкций (например, лишение родительских прав) и т.п.;

• четко очерченную гетерогенность состава семьи за полом, возрастом, который предопределяет разные нужды, ценностные ориентации членов семьи и т.п.;

• закрытый характер семейной группы, которая предопределяется определенной конфиденциальностью отношений, ограниченной возможностью и четкой регламентацией порядка вхождения в семью новых членов и выхода из нее, больше того, иногда невозможностью выхода из семьи (например, невозможно прекратить объективно существующую родственность);

• четко определенную полифункциональность семьи, которая часто связана с большим количеством семейных ролей, многочисленными аспектами семейной жизни, которые имеют противоречивый характер;

• «историчность», т.е. на жизнедеятельность семьи влияют не только качественные этапы ее развития (ухаживание, рождение детей и др.), а и непосредственный опыт семейной жизни взрослых членов семьи в их родительских семьях, когда они сами были детьми;

• четко очерченную эмоциональность семейных отношений, которые имеют абсолютный характер, который предопределяет большую субъективную важность многих, даже объективно незначительных аспектов жизнедеятельности семьи и делает (с учетом влияния определенных культурных стереотипов) успех или неудачу в семье исключительно значащим для человека, влияя на ее мироощущение, психический и соматический залог здоровья.

Функции С.: репродук-ая,воспитательная,эмоциональная,сфера духовного общения,первичный соц контроль,сексуальная,хоз-бытов.,экономич-я,досуговая. Типология С.: патриархат,матриархат,неоматриархат,эголитарная,однапоколенная,нуклеарная,многопоколенная,полная,неполная,смешанная,малодетная,многодетная,среднедетная… Брак- это основа формирования С.,представляющая собой соц институт,историч.обусловленную,соц регламентирующую форму отношений меж. женщ. и мужч.,установление их прав и обязанностей по отнош-ю др. к др. и дет.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии