БарГУ.by » 21. Психологические основы выбора брачного партнера. Психология гендерных различий и до конца

21. Психологические основы выбора брачного партнера. Психология гендерных различий и до конца

Скачать все вопросы

 

21. Психологические основы выбора брачного партнера. Психология гендерных различий. Реш-е о вступлении в брак многие молодые люди принимают зачастую необдуман, выделяя в будущ супруге те характеролог-е черты и личност особенности, котор в семейн жизни играют несущественн, а иногда и негативную роль. Обозова выдел-т критерии брачного выбора: 1)соц-экон(возраст,образов-е,соц полож-е,нац-ть,наличие дет,матер-е полож-е,отнош-е к религии); 2)физич-е(внешность,состояние здоровья); 3)психолог-е(интересы,харак-р,темперамент); 4)семейные(предст-я об образе жизни семьи,распредел-е ролей между,отнош-е к семейной жизни). Добрачный период(жизненный сценарий чел от рождения до брака). Предбрачный период(взаимод-вие с брачным партнером до брака). Модели выбора спутника жизни: 1)модель фильтров(обнаруживаются сходства=симпатия=важно соблюдение базовых потреб-й); 2)максимизация выгоды(формиров-е пары проих-т при наличии у партнера максимального кол-ва желаемых кач-в); 3)модель дополнительности(притягательной явл-ся ситуация,когда противоположный партнер обладает чем-то таким,чего нет у первого). Мотивация для брака: намерение заключить брак,так как уже пора; ориентация на партнера,который осуществит мечты и желания; ориентация на определенного чел. 

Гендерная псих-ия — совсем новое научное направление в рамках соц-но-гуманитарн наук, котор лишь начинает заявлять о себе как о самост области психолог-го знания. 

Появление дан термина и исследований о муж и жен ролях свидетельствуют о возникших противореч м/у традиционными представлениями и новыми реалиями. Мы считаем м и ж совершенно разными существами. Мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре. 

По мере р-я научн исслед стало ясно, что с биологич точки зрения м/у м и ж гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единств четкое и значимое биологич различие м/у ж и м заключается в их роли в воспроизводстве потомства. 

Отмечающееся в мире разнообразие соц хар-к ж и м и принципиальное тождество биологич хар-к людей позволяют сделать вывод о том, что биологич пол не может быть объяснением различий их соц ролей, существующих в разных обществах. Т.о., возникло понятие гендер, означающ совокупность соц и культурн норм, котор общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологич пола. Не биологич пол, а социокультурн нормы определяют психолог-е кач-ва, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. 

Гендерная психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией (т.е. иерархией).

 

22. Супружеские отношения. Можно выделить три исторических типа семьи: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный).

Патриархальный тип семьи базируется на двух основных принципах: жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненн цикла семьи. Патриархальная семья основана на отнош доминирования — подчинения: авторитарн власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, — абсолютной родительск власти и авторитарной системе воспитания. Отражение патриархального способа организации семейных отношений мы видим, например, в патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа. 

Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспитательной функции, относительном равноправ супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Личностн интимность, взаимопонимание и доверие становятся ядром отношений мужа и жены. Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья — малодетная. Время рождения и количество детей планируется супругами, репродуктивный период ограничивается малым сроком (5—10 лет), ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Родительская любовь и привязанность составляют непременную характеристику детско-родительских отношений. «Ребенку — лучшее» — девиз детоцентристской семьи. Оборотная сторона такой родительской любви — потворствование детским прихотям, «заласкивание» ребенка и чрезмерное следование родительск долгу, ограничивающее свободное личностное развитие как самого родителя, так и ребенка.

Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автономной личности в системе эмоц-но насыщенных, интимных, симметричных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи. По мнению СИ. Голода, супружеская семья характеризуется двумя отличительными признаками: 1) неинституциональностью хар-ра связи супругов и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личности, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.

Специфика современной семьи определяется по меньшей мере четырьмя особенностями:

1. Особая роль родительства. В современ обществе в условиях, когда период детства удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. 

2. Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. 

 3. Семейная система является достаточно открытой — в современном обществе легко вступить в брак, но так же легко и развестись. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. 

4. Современная семья изменилась и по составу — произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. 

 

23. Ненормативные кризисы семьи. Кризис- это переломный момент,нарушение состояния равновесия системы. Семейный кризис- это состояние семейной системы,характеризующееся наруш-м гомеостатических процессов,приводящих к фрустрации привычных способов семьи,если использ-ся старые модели повед-я. Ненормативный кризис семьи-  его возникновение возможно на любом этапе жизненного цикла семьи; связ. с переживанием негативных жизненных событий. Факторы НКС (Хилл): внешние затрудн-я(нет работы,жилья); неожиданные события,стрессы; болезнь,смерть,измена. Признаки СК: напряженность членов семьи; межличн-е конфл-ы; истощение адаптацион-х ресурсов; нарушение стериотипов поведения. Виды НКС: 1)измена(вступление лица,состоящего в браке, в половую связь с лицами из др.брачных пар или с одинокими=результат:развод/сохранение отношений); 2)тяжелая болезнь одного из членов семьи(скандалы,исчезновения больного из дома,тревога за больного=материальые трудности и не знание как помочь). Факторы,стимулир-ие недовлетворен-ть в семье: ощущение вины, длительность болезни,поведение больного, нарушение обычной жизни.

Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, знания о которых необходимы психологу для организации адекватной психологической помощи.

 

24. Детско–родительские отношения в семье. Детско-родительские отношения – это с-ма межличностн установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместн деятельностью и общением между членами семейной группы.

Родительские установки- это определенный взгляд на свою роль родителя(мы родители,мы родители нашего ребенка,это наш ребенок). 

В работах А.С. Спиваковской выделены осн хар-ки оптимальной родительской позиции:

Адекватность – степень ориент-ки род в восприятии индивид-х особенн реб-ка, его р-я, соотнош кач-в, объективно присущ реб-ку, и кач-в, видим и осознав род-ми. 

Динамичность –способн перестройки возд-я на реб-ка по ходу его взросл и в связи с различн измен усл жизни семьи.

Прогностичность – способн родителей к предвидению перспектив дальнейш р-я ребенка и способн к построению взаимодействия с ребенком с учетом этого предвидения.

Наиболее распространенн классификация типов родительск отношения представлена в работах А.Я. Варги. Родительск отношение понимается как с-ма разнообразн чувств по отношению к ребенку, поведенч стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Автор выделяет следующие типы родительского отношения: «отвержение», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «инфантилизация». Как благоприятный тип родительского отношения выделяется «кооперация».

Н.Ю. Синягина выделила две группы семей по типу родительского отношения к ребенку:

§   благоприятная группа семей. К ней относятся понимающие родители, покровительствующие родители, безразличные родители;

§   неблагоприятная группа семей. К ней относятся подавляющие родители, тревожные родители, отстраненные родители, отвергающие родители.

 В.И. Гарбузов выделил три типа неправильн воспитания:

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивид особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, с полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, о его социальном статусе среди товарищей, об ожидании успехов в школе и о будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – культивирование внимания всех членов семьи на ребенке иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Таким образом, понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен. Как отмечает В.С. Мухина, «в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации», поэтому современные родители должны сознательно стремиться к поиску наиболее эффективного стиля индивидуального воспитания ребенка в семье.

 

25. Человек в ситуации неопределенности. На сегодняшний день в сфере психологии проведено много исследований относительно реакции человека на различные трудные ситуации. Так, получили широкое распространение труды Г.Селье, Р. Лазаруса, Дж.Эверилл и др., в которых освещались проблемы стресса, реакции и поведения человека в стрессовой ситуации.

Ситуацию неопределенности можно рассматривать двояко: с одной стороны, в контексте состояния человека, его внутренних переживаний; с другой стороны -  в   русле особенностей реагирования и поведения в условиях неопределенности. Ситуация (состояние) неопределенности включена  в динамику развития любого «активного» процесса человеческой деятельности. Конфликтная, экстремальная ситуация, ситуация риска или прочие, менее значащие, повседневные обстоятельства носят в себе долю неопределенности. «Состояние неопределенности  возникает и длительно переживается в период перехода от одного целостного представления в организации поведения к другому целостному представлению», подчеркивает А.Л.Галин.

С точки зрения проявления эмоций человеком  психологи когнитивного направления писали о том, что неопределенность вызывает различные отрицательные эмоции – отвращение, страх, ненависть, тревогу.  А. Л. Галин подчеркивал, что при некоторых обстоятельствах неопределенность может доставлять удовольствие, что живые системы стремятся к неопределенности, чтобы пережить позитивные эмоции. Кроме того, широко распространенным является использование неопределенности в искусстве – литературе, музыке, архитектуре, где она играет центральную роль в эстетическом переживании и является неотъемлемой составляющей творческого процесса.

На адекватный выбор стратегии преодоления, как указывает Л.И.Анцыферова, влияет способность к оценке ситуации. Характер оценки во многом зависит от уверенности человека в собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. В.А.Бодров отмечает, что отсутствие возможности и способности предсказывать развитие событий ведут к невозможности осуществления эффективного преодоления ситуации.

Ориентируясь на исследования Л.Анцыферовой, можно говорить о  четырех обобщенных типах личности, которые различаются поведением и особенностями эмоционального реагирования в условиях неопределенности.

«А» Личность первого типа ориентируется на достижения, на изменение окружающего мира, на использование шансов и апробирование собственных возможностей. Она стремится расширить свои знания о ситуации неопределенности и перевести ее в ситуацию риска, в ее вербализации доминируют темы борьбы за свое существование, стремление сохранить прежние интересы. Ощущает себя способной изменить ситуацию.

«В» Второй тип личности ориентирован в основном на внутренние изменения своего «Я» и частично - поведения.

«С» Третий тип личности характеризует покорность судьбе, когнитивная, деятельностная сторона выражена весьма слабо.

Наконец, стиль реакции личности четвертого типа «D» определяется чувством тревоги, разочарования или апатии. Такие личности более всего нуждаются в психологической поддержке и помощи для выработки более адекватных техник жизни.

 

26. Стратегия и методология психологической помощи. Фундаментальные принципы психологической помощи:

А) Пр-п нормализации. Для скорейш выхода из сост стресса для чел-ка важно прин свое повед как повед «норм». 

Б) Пр-п партнерства и повыш дост-ва личн. Терапевт-е отнош должны стр-ся на взаимн доверии, совместно выбирать стратегии поведения. 

В) Пр-п индивид-сти. Партнеры по выходу из сост стресса должны знать общ картину симптомов, представл порядок высвобожд-я, но они д.б. готовы к особым проявл и индивид хар-ром пережив и перехода на норм режим жизнед-ти. 

Все метод психолог пом можно раздел на четыре категор.

Образовательная категория. Пострадавш могут иметь собственн ресурсы к восстановл-ю, котор они находят при пом книг и статей, через знак-во с осн концеп физиолог и псих-ии. 

Целостное отнош-е к здоровью. Пр-п холизма. Целостн-ть предполагает необход и важность задействов все резервы чел-го организма и личности: физич активность, правильн питание, духовное развитие, использование чувства юмора. 

Соц поддержка. Для выхода чел-ка из состояния посттравматич стресса, имеет значение соц окружение. 

Собственно психологическая помощь. Психологич помощь включает в себя работу с проявл горя (группы поддержки взросл и детям, переживающ горе), снятие фобическ реакций посредством работы травматическ образами и многие индивидуальн мет-ды психологическ помощи и поддержки. Особ место в с-ме психологическ пом занимают спец созданн методы. Это, прежде всего Психологическ дебрифинг – ф-ма кризисн интервенц, применяем сразу после кризисн события в групп ф-ме и психобиографическ дебрифинг, котор м.б. использован при индивид работе с отсроченным сроком травматизации.

Сущность превентивн подхода в психотерапии кризисн состояний. Принц превентивн подхода: немедленн помощь; близость к месту события; установка на положительн рез-ты; общ подход и един команда; использ-е простых и действенных способов терапии.

Отличительн черты стратегич или превентивн подхода. Активная позиция психолога. Сосредоточение на групп методах психологическ помощи («пальто-помощь»). Отсутствие психофармакотерапевтических ср-в, а также госпитализации. Значение осн чел-их потребностей. Длительные занятия. Рассмотрение психологическ симптомов как норм реакций на ненормальн ситуации. Взгляд на пострадавш как на людей, у котор др потребности.

Психолог должен знать: характеристику события, вызвавшего психологическую травму; личность пострадавшего (тип); структ семьи; наличие ранее перенесен травматических переживаний; есть ли поддержка на работе. 

Психологическая помощь в кризисной ситуации объединяет термин интервенция, кризисная интервенция. Интервенция означает вмешательство. Кризисная интервенция - это скорая психологическая лицам, находящимся в состоянии кризиса. Мы рассмотрим несколько программ психологической помощи.  Психологический дебрифинг - классический метод кризисной интервенции. Программа психобиографического дебрифинга, которая соединяет диагностику и коррекцию в единый диагностико-песихотерапветический процесс. Индивидуально-групповой вариант психологического дебрифинга, который мы назвали аутодебрифинг.

 

27. Понятие одаренности в современной психологии. Одаренностью назыв наличие у чел-ка врожденных особенностей, являющихся предпосылкой р-я его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.

Различают общую одаренность и ее специальные виды. Под общей одаренностью понимают некий общ ур-нь р-я личности чел-ка, характеризующ большими способностями к умственн деят-ти, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческ деят-ти и т. д. Под спец видами одаренности понимают высок ур-нь развития какой-нибудь отдельной, изолирован способности, котор м.б. и не связан обязательно с высоким общим развитием личности. 

Талант в той или др области не может основываться только на спец одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант, кроме музыкального слуха, обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением, впечатлительностью. 

Дадим определ понятия «одарен-ть»: Одаренность является след ур-м развития способн. Одарен называют своеобразное сочетание способн, котор обеспечив чел-ку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деят-ти, а только возможность такого успешного выполнения. (А.Г. Маклаков) Общ одаренность - интегральный ур-нь р-я спец способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон) Общая одаренность – ур-нь р-я общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в котор чел-к может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития спец способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. Одаренность - это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способн, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность - это одаренность к широкому кругу деят-тей или качественно своеобразное сочетание способностей, от котор зависит успешность различных деят-тей. 

Общую способность часто обозначают термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом… При этом общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности. Взаимоотношение общ одаренности и спец способностей для разн способн различно. Чем большую роль в той или иной спец способности играют спец задатки и спец техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между спец способностями и общей одаренностью. Отношение между общей одаренностью и спец способностями не является, т.о., каким - то статическим отношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития. 

 

28. Психология девиантного поведения. Психол девиантн поведения – по Менделевичу – «междисциплинарн область научн знания, изучающ механизмы возникн, формиров, динамики и исходов отклоняющ от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии».

Предметом психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психич состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптац человека в обществе и/или нарушению самоактуализации, непринятию себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения.

Под девиантным  поведением в современн социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующ официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам иди стандартам, а с другой — соц явление, выраженное в массовых формах человеческой деят-ти, не соответствующ официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходным для понимания девиантн поведения служит понятие соц нормы, котор понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деят-ти людей, обеспечивающ сохранение соц системы. Отклонения от соц норм могут быть:

позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связан с соц творчеством, способствующ качествен изменениям социальной системы;

негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение — своего рода соц выбор: когда цели соц поведения несоизмеримы с реальн возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некотор индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Др видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Некоторые причины девиантного поведения носят не соц характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. 

 

29. Типология девиантного поведения. Палитра отклонений в поведении людей довольно обширна, и оценить ее, выделить главное, существенное довольно сложно. 

Достаточную известность имеет классификация И.С. Кона. Он делит девиантное поведение на две большие группы в зависимости от того, какие нормы нарушаются. Это, во-первых, поведение, отклоняющ от норм психич здоровья. Оно подразумевает наличие явной или скрытой психопатологии (акцентуации характера, раздвоение личности, деперсонализация, депрессия и др.). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, правовые и культурные нормы, которое, в свою очередь, делится на делинквентн и криминальное поведение.

Достаточно обоснованной, хотя и спорной, выглядит типология, предложенная В.Д. Менделевичем (2001). Поскольку основой оценки девиантного поведения является взаимодействие чел-ка с реальностью, то способы такого взаимодействия послужили ему основанием для выделения пяти типов девиантного поведения:

•психопатологического и патохарактерологического (противостояние реальности, окружающ мир представл враждебн, в связи с искажен восприятием и пониманием);

•делинквентного (противодействие реальности, попытка переделать реальность под себя);

•аддиктивного (нежелание приспосабливаться к враждебной реальности, уход от нее);

•на базе гиперспособностей (игнорирование реальности, автономизация жизнедеятельности).

Чаще всего отклоняющееся поведение классифицируют по характеру и тяжести социальных последствий. Классификации А.Г. Амбрумовой (1981), А.И. Долговой (1981), Л.Я. Жезловой (1978), В.В. Ковалева (1979) выделяют девиантное (асоциальное) и делинквентное (криминальное) поведение. При таком делении подразумевается, что делинквен – это правонарушитель. Делинквентное поведение является поведением преступным. 

Девиантное поведение понимается как ситуативно обусловленные, транзиторные реакции. Типичн проявл девиантн поведения являются подростк р-и, протекающие с семейной, школьной дезадаптацией, трудностями общения. Например, оппозиционно-вызывающее, провокационно-агрессивное поведение, при котором отсутствуют действия, нарушающие закон или права других. К определенным стереотипам девиантного поведения относят следующие: 

•систематическое уклонение от учебы, работы;

•уход из дома, бродяжничество;

•аддиктивное поведение (алкоголизация, наркотизация);

•аутоагрессия (самоувечье, самоубийство).

Делинквентное поведение – это повторяющ, асоциальн по своей направлен проступки детей и подростков, складывающ в определенный стереотип действий, нарушающ правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной опасности или недостижения возраста уголовной ответственности. 

 

30. Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения. Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. А.И.Селецкий и С.А.Тарарухин все профилактич меропр условно делят на общие и специальные. К общ мероприятиям относятся: политич (направленные на борьбу за власть и влияние на людей) и соц-экономическ. Спец мероприятия, базируясь на общих, тем не менее имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.

Проф-ка девиантн ф-м поведения должна основываться на пр-пах системн, научн, соц активности и, следовательно, быть этиологичн, комплексн, дифференцирован и поэтапной, а главное - носить систематич и наступательн характер. Этиологичность проф-ки заключается в воздействии на осн факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию девиантного поведения.

Первичн проф-ка является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичн профилакт направлены на ликвидацию неблагоприятн факторов (соц и биологич), влияющ на формир-е девиантных ф-м поведения, или на повыш устойчив личн к этим факт. 

Главная задача вторичн проф-ки - раннее выявление лиц с нервно-психическими наруш и провед меропр, направлен на медико-пед коррекцию их поведения. В последние годы не менее актуальн задачей вторичн проф-ки стало определение так называемых «групп риска». 

Третичная проф-ка - проблема целиком мед, направлен на лечение заболев, сопровождающ нарушением повед.

Как известно, коррекцию принято разделять на три типа: первичная (направлен на предупрежд болезни); вторичная (задержать р-е болезни); третичная (предотвращ осложнен). Очевидно, что коррекция девиантного поведения подростков может быть и первичная, и вторичная, и третичная.

Первичн коррекц девиантного поведения подростков располаг-т двумя осн методами - систем запретов и наказан и -просвещением. Вспомогательн приемом может быть выявление гр. риска среди подростков. Основной упор делался на первичн вербальн коррекцию девиантного поведения подростков. Малоэффективную вербальн коррекцию девиантного поведения подростков должна сменить конструктивная коррекция девиантного поведения.

Принц должны быть: честность; максимальный охват групп риска; говорить только о том, что актуально в данной группе; комплексность стратегий и методов; дифференцированный подход; непрерывность и длительность; максимальное участие всего общества.

Наиболее приемлемые формы проведения занятий - это свободная дискуссия, вопросы и ответы. При этом ведущ (педагог, психолог, врач) должен макс возлечь подростков в обсужд проблемы. Его задача - комментир высказывания, разоблачать наркотически мифы, не навязыв собствен мнения, а стараться, чтобы подростки сами пришли к нему в результате свободного обсуждения.

Существен помощь могут оказать тренинги, направлен на р-е навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций, воспитание так называемой подростковой коммуникативной компетентности. Эти тренинги помогут выработать чувство уверенности в себе, развить адекватную самооценку, приобрести навыки преодоления трудных жизненных ситуаций. Целесообразно на тренинге проиграть ситуацию предложения употребления наркотика.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии