БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » История государства и права зарубежных стран КСР » История развития права и государства в Древней Греции

История развития права и государства в Древней Греции

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Особенности государства и права античного мира.

Античная (греко-римская цивилизация) является более высокой ступенью развития человеческого общества. Апогей развития — 1 тыс. до н.э.—1 тыс. н.э. Цивилизация сложилась на юге Европы.

Особенности становления государства. Сочетание внешних и внутренних факторов.

1)Природно-географический фактор (горная страна, неплодородные почвы), поэтому были развиты металлообработка (ремесло), обменные, а затем и торговые отношения, особенно морская торговля. Это привело к становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Естественные барьеры стали причиной отсутствия централизации государственной власти, политического объединения, образования изолированных друг от друга городов-государств — полисов, которые заменили у греков распавшиеся под влиянием частной собственности общины. Полис — это город с прилегающими к нему сельскими территориями.

2)Эволюция от монархии к полисной системе с республиканским строем, а затем к империи. Спарта и Афины, как наиболее крупные полисы, становятся добычей Македонской империи. В Древнем Риме на смену полисной республиканской системе пришла Римская империя. Причины. В Древней Греции — внутренняя слабость полисной системы, заранее заданные территориальные и политические параметры, не было простора для политического маневра и дальнейшей поступательной эволюции. В Древнем Риме — восстания рабов к I в. до н.э.; невозможность обеспечить внутреннее гражданское единство.

3)Раннее зарождение и высокая роль частной собственности, а не государственной, как на Востоке. В дальнейшем экономически богатая верхушка теснит у власти родовую знать.

4)Экономически богатая верхушка живет за счет эксплуатации своих соплеменников — общинников, а не рабов, как на Востоке.

 

Государственность античного типа определяется как полисная.

Полис - это город-государство, превратившееся постепенно не только в политический, но и в философский, социальный организм. 

Древнегреческий полис как ядро классической цивилизации, как часть гражданской общины имел свои признаки и свойства. Его хозяйственную основу составляло единство города и примыкающих к нему деревень. В период становления полис формировался из территориальных общин; центром были городище, храм, святилище, там, вероятно, стояла крепость. Близ нее располагался рынок, торжище, место торговли, там же жили ремесленники. Постепенно это городское поселение превратилось в административный центр. Жители полиса называли себя по имени этого центра. 

По Аристотелю, полис - конечный результат развития семьи, селения, их объединения. Полис - это политическое объединение, граждане которого участвуют в законодательной и судебной власти. Полноправный член такого полиса считал себя ответственным за все дела гражданской общины, был социально активным патриотом своего города-государства. Он был обязан служить в ополчении, защищать общее дело полиса. Богатые граждане несли еще и материальную повинность, устраивали за свой счет литургию. Гражданское единство демократического полиса основывалось на согласии и формальном равенстве его членов. В это понятие входило равенство граждан перед законом (исономия) и свобода слова для каждого (исегория).

Это был весьма устойчивый политический и социальный организм - основа античного общества. Внутри полиса сформировалась гражданская община.

Полису как античному государственному феномену были присущи следующие политико-правовые характеристики:

Небольшая территория (до нескольких десятков квадратных километров) и сравнительно небольшая численность населения. Так, известно, что в период правления стратега Перикла (V в. до н. э.) в Древних Афинах проживало примерно 150000 свободных граждан, включая членов их семей, около 40000 метеков (лично свободных переселенцев лишенных гражданских прав), а также 125000 рабов.

Наличие института гражданства. Гражданин полиса, согласно законам Перикла, - это совершеннолетний (18-20 лет), рожденный в «правильном» браке (от коренной афинянки и афинянина) человек мужского пола, который обладает правом участвовать в политической жизни полиса и осуществлять свою правосубъектность в уголовной, гражданской, процессуальной сферах.

Из наличия гражданства вытекает еще одно неотъемлемое право древнего афинянина - иметь право на земельный участок (клер) в полисной городской черте либо за ее пределами (в клерухии). Правовой режим этого земельного участка является спорным: часть исследователей полагает, что клер - это частная собственность на землю гражданина полиса. Не менее обоснованна и другая точка зрения, согласно которой право на клер связывается с режимом доверительной собственности, когда гражданская полисная община, доверяя своему гражданину, предоставляла ему клер в пользование, владение и распоряжение. Однако последнее правомочие было не безусловным - например, гражданин не мог продать икр метеку либо нежелательному покупателю -такая сделка в любом случае могла быть оспорена органами власти полиса.

Наличие органов народовластия. Это народные собрания, которые независимо от их названия (агора, а затем экклесия в Древних Афинах, апелла в Древней Спарте) и уровня компетенции (в Афинах - это полноправный орган непосредственной демократии, в то время как в Спарте апелла не играла существенной роли в государственном механизме) являлись неотъемлемыми атрибутами античной полисной цивилизации.

Наличие в структуре управления полисом магистратур - органов управления, должностными лицами которых были магистраты. Их деятельность определялась следующими принципами: выборность (магистратов избирало народное собрание полиса), отчетность (ответственность), срочность (избирались на определенный срок), коллегиальность.

Особенности права в античном мире

На ранних этапах (сходство с правовыми системами стран Востока) право имело религиозно-мифологическую окраску в форме обычаев. С развитием полисной системы на смену неписанным обычаям приходит закон, имеющий светский характер и выраженный в письменной форме, без религиозной окраски. В архаическую эпоху появляются кодификации правовых обычаев (в Афинах в VII в. до н.э. — «Законы Драконта», в Риме — «Законы XII таблиц»). В VII в. до н.э. реформы Солона и Клисфена заложили процедуру принятия законов народным собранием. В античных полисах следование закону становится для граждан делом чести и юридической обязанностью. Классическое римское право является вершиной в истории права античности и древнего мира в целом. Вместе с римским правом в историю человечества вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность, на базе которой зародилась юридическая профессия и специальное правовое образование (в основе лежали частная собственность и рыночное хозяйство).

Таким образом, еще в Древнем мире были сложилась дихотомия – Восток-Запад, т.е. заложены основные цивилизационные отличия восточных и западных цивилизаций.

 

2. Периодизация древнегреческой государственности 

Древняя Греция (Эллада) занимала обширную территорию: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии; ей принадлежала западная береговая полоса Малой Азии, Южная Италия, часть Сицилии. Греческие колонии находились на побережье Черного и Средиземного морей.

Особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов — Древних Афин (образец рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии). 

В науке распространено распределение полисного этапа древнегреческой государственности на три основных периода:

•гомеровский период - - XI -  IX вв. до н.э.;

•архаический период  - VIII -  VI вв. до н.э.;

•классический период - V - IV вв. до н.э.

 

3. Общественный и государственный строй Афин.

Гомеровский период - XI - IX вв. до н.э. - господство родоплеменных отношений. 

Социально-экономический строй: земля представляет собой племенную соб-ственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные лица, и владельцы больших участков земли. 

Государственное устройство: первобытная военная демократия. 

Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играет народное собрание (агора).

Архаический период -  VIII - VI вв. до н.э. - создается сильное Афинское государство. 

В VIII-м веке до н.э. в Аттике (область Греции) возник город, который назвали в честь богини-покровительницы Афинами. Афинский полис возник  как результат синойкизма 4 фил (племенных групп). Свободное население афинской общины было разделено Тесеем в VIII в. до н.э.  на несколько социальных групп: эвпатриды,  геоморы,  демиурги. Кроме того, наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежуточный слой -  метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, неграждане Афинского полиса.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Постепенно эвпатриды ограничивают власть базилевса. Его функции переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. С VII в. до н.э. избирается коллегия из 9 архонтов. В VIII в. до н.э. появляется новый орган публичного управления — ареопаг, заменивший совет старейшин. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть, в него входили все бывшие и действующие архонты.

По мере роста имущественного неравенства к VI в. до н.э. в Афинах углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари-стократией и демосом (народом), добивавшимся уравнивания в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

В 594 г. до н.э. были проведены реформы архонта Солона. Их цель — смягчить противоречия. Солон провел сисахфию — отменил долговое рабство. Граждане, ставшие рабами за долги, получили свободу, а проданные за границу были выкуплены за счет государства. Рабами могли быть теперь только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках. Цензовая реформа была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, закрепил деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку. Из 1 разряда могли избираться архонты и ареопаг. 1—3 разряды могли занимать другие общественные должности. 4 разряд мог участвовать в заседаниях народного собрания. Был создан новый судебный орган (гелиэя), в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Но противоречия не были решены, что привело к установлению тирании Писистрата (560—527 гг. до н.э.) и его сыновей. Следующим шагом в установлении и укреплении государственно-правовых институтов стали реформы Клисфена в 509 г. до н.э. С помощью этих реформ в Афинах ликвидированы последние остатки родового строя. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, которые делились на демы. Новый орган управления — Совет Пятисот — сформировался из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью страны между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Появился новый орган управления (коллегия 10 стратегов), в нее избирали по 1 представителю от каждой филы.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

 

Классический период -  V -  IV вв. до н.э. - расцвет древне¬греческого рабовладельческого общества и полисного строя: Афинская демократическая рабовладельческая республика.

 

В период расцвета афинской рабовладельческой демократии отменена цензовая реформа, государственные должности имели право занимать все полноправные граждане. Патриархальное рабство ушло в прошлое. Рабы, основная производительная сила, становятся государственными, появляется классическое античное рабство.

Сущность реформы Эфиальта: отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) в  (462 г. до н.э.). Принадлежавшее ареопагу ранее право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом. Была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. Открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных. Гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива: гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были афинянами.

Таким образом, реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования.

Ареопаг был почти полностью лишен политической власти, но сохранили функции народное собрание, Совет Пятисот и гелиэя.

По форме правления Афины были рабовладельческой демократической республикой с V в. до н.э. до 30-х гг. IV в. до н.э. По сути это была политическая форма совместного господства свободных над рабами и рабовладельцев над неимущими гражданами.

 

Основные органы Афинской республики. 

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Верховным органом было народное собрание, собиравшееся до 40 раз в год. В его работе участвовали только полноправные афинские граждане с 20 лет. Женщины и метеки не допускались. Функции: принимало законы, избирало должностных лиц, проводило проверку их деятельности и т.д. Проекты, принятые на народном собрании, становились законами только в том случае, если их не отвергала гелиэя.

В Совет Пятисот (булэ) входили по 50 человек от 10 фил. Члены совета, булевты, избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Они решали вопросы управления финансами, арсеналом, устанавливали дипломатические связи с другими государствами. Важнейшая функция — предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания. Булэ было разделено на десять комиссий.

Должностные лица выбирались ежегодно или открытым голосованием на народном собрании, или по жребию. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды, или две должности одновременно.

Главными должностными лицами были стратеги архонты. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Полномочия: распоряжались средствами, выделяемыми для армии и флота, собирали военные налоги, заключали перемирие, принимали капитуляцию.

С ростом полномочий стратегов падало политическое влияние архонтов. Девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных филами. Архонты осуществляли только судебные функции.

Гелиэя (высший судебный орган) состоял из 5000 основных судей и 1000 запасных, по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Они избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя делилась на десять комиссий, была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях, о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренными другими судами. Гелиэя могла отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

 

4. Общественный и государственный строй Спарты.

Периодизация:

В IX в. до н.э. в результате синойкизма идет процесс формирования полиса.

VII—начале VI вв. до н.э.  оформляется «Ликургов строй», который строился на единстве спартиатов с помощью искусственного сдерживания имущественного расслоения и совместного господства над завоеванными землями и племенами. В III в. до н.э. происходит кризис политической системы Спарты. 

В середине II в. до н.э. Спарта подпадает под власть Рима.

 

Возникновение полиса, его особенности.

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., в результате синойкизма т.е., слияния обособленных родовых общин  - ахейской, про¬живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью завоевателей, вошла в общину победителей, ее члены получили название спартиаты. Но в VII в. до н.э. в Спарте остро стала ощущаться нехватка плодородных земель. Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полуострова. В результате 2 мессенских войн под властью Спарты оказалась весьма обширная территория с многочисленным населением. Здесь проживало 200 тыс, рабов-илотов, 32 тыс. периэков. Спартанцев - мужчин-воинов - было только 10 тыс. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты, среди общины начались раздоры, аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, самоуправства приняли широкие масштабы. Демос и аристократия обособились и противостояли друг другу. Межплеменной антагонизм усиливал социальную напряженность. Спартанская община была на грани развала. Чрезвычайно сложная и опасная обстановка вынудила ее в начале VII в. до н.э. провести серию радикальных преобразований - реформы Ликурга. Их основная цель - сплотить коллектив граждан в критической обстановке.

Реформа Ликурга означала перестройку территориально-племенной организации в рабовладельческий полис.

Это был весьма своеобразный общественный порядок, при котором среди граждан царили грубая уравниловка и строгий взаимный контроль. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой воинской дисциплине.

 

Общественный строй Спарты.

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы:

•спартиаты;

•гипомейоны;

•периэки;

•илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Все спартанцы, призываемые в ополчение, были наделены земельными участками (клерами). В Лаконии и Мессенин их насчитывалось около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследствен-ным владением. Земля считалась собственностью государства, то есть участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были для всех одинаковы, тем самым как бы утверждалась экономическая основа «общины равных». Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запрещалось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейонов.

Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью. Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделен от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении. Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности.

Участки земли получали и так называемые периэки, т.е. ремесленники, торговцы. Они были свободными, платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях, но не имели политических прав.

Полноправные спартанцы между собой считались равными. Дети в возрасте с 7 до 20 лет находились на государственном воспитании, мужчины в возрасте с 20 до 60 лет несли военную службу. До 30 лет спартанец считался неполноправным, т.е. не имел никаких политических прав. Единство спартанцев обеспечивалось совместными обедами (сесситиями) и групповыми атлетическими упражнениями. Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котел. Тот, кто не мог его внести, считался «опустившимся» (гипомейонов) и лишался политических прав.

В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям, существовало административное деление по областям; функционировала замкнутая полукастовая система граждан-воинов; имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в Элладе.

Однако, при этом сохранялись архаичные обычаи далекой древности, что диктовалось положением спартанской общины внутри превосходящей массы порабощенного и зависимого населения. Только сплочение гражданской общины и единый военный коллектив обеспечивали господство над покоренным населением. Максимальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективное сотрапезничество, государственное воспитание детей и даже атлетические упражнения в сочетании с примитивным образом жизни были следствием вечного страха перед возможностью восстания илотов или периэков. Систематически практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетельствовали о том, что система террора была главным средством поддержания классового господства спартанцев.

 

Государственный строй Спарты. 

В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя. Во главе государства стояли два царя (архагета), главы двух племен — дорийского и ахейского. Архагеты обладали наследственной властью, входили в совет старейшин, выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами,  осуществляли судебные полномочия по некоторым делам. Однако в дальнейшем их полномочия были существенно ограничены, особенно военные.

В Совет старейшин — герусию — входили 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 лет. Геронты вели переговоры с другими государствами, рассматривали уголовные дела, дела о государственных преступлениях, вели судебные процессы против архагетов.

В народном собрании (апелла) участвовали все мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание созывалось раз в месяц, принимало законы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира и т.д. К IV в. до н.э. роль народного собрания становится пассивной.

Коллегия из пяти эфоров — представителей аристократии — избиралась на один год. Постепенно с VI в. до н.э. ее роль возросла, эфоры поставили под свой контроль архагетов, осуществляли рассмотрение дел по имущественным спорам, получили право созывать герусию и народное собрание, стали руководить их деятельностью. Они стали фактическими руководителями государства.

Таким образом, по своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой: 

Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (геруссии), однако, фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания.

Часть исследователей называют такое устройство олигархией (властью немногих), еще одна часть ученых – военной рабовладельческой демократией.

 

5. Основные черты права Древней Греции.

Афинское право представляло собой довольно развитую правовую систему.

Источники права.

1.Обычное право.

2.Законодательная деятельность верховных органов власти:

oЗаконы Драконта (621 г. до н.э.) вводили жестокие наказания (смертной казнью карались кража овощей, праздный образ жизни), запрещалась кровная месть;

oЗаконы Солона (594 г. до н.э.) затрагивали широкий круг вопросов: организация государственной власти и регулирование новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и д.);

oпостановления народных собраний.

 

Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии