БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » История государства и права зарубежных стран КСР » Государственный и общественный строй средневекового Китая

Государственный и общественный строй средневекового Китая

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение, окрепло крупное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.

В социальной структуре Китая выделяют три основных сословия:

1.Так называемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в. Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых степеней;

2.Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

Низшую категорию составлял дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами.

Характерно, что каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, они должны были строго соблюдать определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом) и имел неограниченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).

Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра. 

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство производилось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV-XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, а на низшей - старейшина деревни, избираемый жителями.

 

Источники права

Уголовные законы получили в Китае наибольшее развитие. Термины закон – фа и свод законов – люй обычно подразумевали уголовные законы.

Кодификации:

Законы династии Тан (7-10 в): Танский уголовный кодекс – первый крупный свод законов. Составлен в 7 в, но обнародован только в 8 в.

Кодекс династии Сунн (10-13 вв.) – Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов, составлено в 10 в. во многом повторял Танский.

Династия Юань 13-14 вв. предпочла подражание существующим порядкам и превратила в законы специально отобранные судебные претенденты.

Законы Великой династии Мин 14 в. – 460 статей, которые собраны в 30 главах, устанавливали 5 видов наказаний  и жесткие законы.

Кодекс маньчжурской династии 1647 г., который повторял законодательство династии Мин.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии