БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » ИПиПУ » Политические и правовые доктрины Древней Индии

Политические и правовые доктрины Древней Индии

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм, возникшие в середине I тысячелетия до н. э.. Это было связано с образование общественных классов арийских племен, покоривших Индию. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн – родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества.

Варн у древних индийцев было четыре: 

1)жрецы (брахманы);

2)воины (кшатрии); 

3)земледельцы, ремесленники и торговцы (вайшьи);

4)шудры – низшая варна. 

Деление на варны обосновывалось ведическим преданием, согласно которому варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук – кшатрий, из бедер – вайшья, а из ступней – шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. Им подчинялись шудры

Используя за основу вышеуказанные религиозно-мифологические представления,  брахманы сформулировали идеологию брахманизма, основная цель которых - утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социально-политические идеи различных школ брахманизма нашли свое отражение в многочисленных законоведческих и политических трактатах, из которых наиболее авторитетным был "Манавадхармашастра" («Наставления Ману о дхарме» – II в. до н. э. – II в. н.э.). В русском языке он более известен под названием «Законы Ману».

Догмат о перевоплощении душ: душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Поведение человека, а следовательно и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы – культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. 

Формально шудры были свободными, но фактически они мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий: дети, рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением.

Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной, т.е. переход в высшие варны допускался лишь после смерти человека, в его «будущей жизни» при «правильном» поведении.  

Согласно «Законам Ману» в государстве существует семь элементов - царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения). 

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием «Артхашастра» («Наставления о пользе»). Его автором считается брахман Каутилья – советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н. э.

В Трактате содержатся положения брахманизма о кастовых предписаниях, об обеспечении закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над остальными сословиями и его монополии на отправление религиозного культа. Царь и  дворцовый Жрец должны относится друг к другу «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину».

Также трактат содержит идеи, противоречащие традиционным учениям жречества. В нем главная роль в законодательной деятельности дается государю. При этом в «Артхашастре» рекомендовано правителям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы, и не останавливаться, если это нужно, перед нарушением религиозного долга.

В борьбе против жреческой религии в VI—V вв. до н. э. сформировался буддизм. Его основателем считается принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой (просветленный). 

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.

Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна – для членов монашеской общины, другая – для мирян.

В буддийские монашеские общины не допускались только рабы. Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. Монашеская жизнь детально регламентировалась.

Правила же для мирян были слабо разработаны и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии. 

Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий – все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.

Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилья жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н. э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии