Шпоры по КПЗС

1. Понятие конституционного права его сущность и назначение.
Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное (государственное) право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей. Конституционное (государственное) право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридичеких норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.
Назначение: конституционное (государственное) право закрепляет государственно-территориальную организацию власти, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д. Подразделение конституционного (государственного) права на отдельные институты определяет систему курса государственного права зарубежных стран.

2. К.п. как отрасль права
Конституционное право зарубежной страны — это основная отрасль ее национальной системы права, представляющая собой совокупность (систему) правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.
Отличие конституционного права от иных отраслей права заключается, прежде всего, в объекте его регулирования. Конституционное право имеет свой объект (предмет) регулирования.
Объектом конституционного права являются наиболее важные общественные отношения, составляющие основу государства и общества и непосредственно связанные с осуществлением государственной власти. Конституционное право регулирует основополагающие отношения, определяющие основы общественного (конституционного) строя, правовой статус личности, форму правления, территориально-политическое устройство, избирательную систему, систему государственных органов, принципы ее организации и деятельности, а также иные общественные отношения, соответствующие господствующим публичным интересам.
Систему конституционного права составляют: 1) нормы конституционного права; 2) институты конституционного права; 3) принципы конституционного права.

3. предмет и метод КПЗС.
Предмет регулирования – определенная сфера общественных отношений. КПЗС регулирует и закрепляет основы общественного строя, т.е. полит сист общ-ва, экономическую сист, определяет основные параметры соц. Структуры, закрепляет основы правового положения личности, партий, союзов, ассоциаций.
КП отличается от других отраслей не только предметом, но и методом воздействия на своих субъектов. Метод запрета, т.е. существуют запрещающие нормы. Но чаще всего встречается метод обязывания – применение норм, обязывающих какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия, а также метод дозволения – когда определенные нормы разрешают, дозволяют совершать такие действия. Отличительным для КП является метод императивно-властного воздействия. Этот метод предполагает не равенство сторон, а прямое осуществление власти, т.к. из субъектов – государство – реализует свою власть, обязывая другие субъекты выполнять ее властные предписания.

4. Конституционно-правовые отношения
Конституционно-правовые отношения: субъекты и объекты конституционно-правовых отношений
Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.
В конституционно-правовом отношении участвуют определенные стороны, называемые субъектами.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
- народ в целом; граждане (подданные), иностранцы, лица без гражданства, лица с многогражданством; государство; государственные органы: главы государств, (монархи, президенты), парламенты, правительства, конституционные суды и т. п.;субъекты федерации; автономные образования; административно-территориальные единицы; органы самоуправления и управления; должностные лица (спикер парламента, премьер-министр, омбудсман и др.); избиратели;депутаты; общественные объединения, союзы и ассоциации, политические партии, избирательные блоки; церковь (особенно наглядно в странах с государственной религией); трудовые коллективы (в соц. странах); СМИ и т. д.
Под объектом конституционно-правовых отношений понимают явления и предметы социальной действительности, по поводу которых возникают конституционно-правовые отношения.
Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений является юридический факт. Он выступает в форме: 1) юридического события — юридический факт, наступающий независимо от воли субъекта, в силу объективных причин (достижение определенного возраста, например, 18 лет для активного избирательного права); 2) юридического действия — юридический факт, наступающий в силу действий субъектов (принятие конституции, закона).

5. Конституционно-правовые нормы, их виды.
Конституционно-правовая норма — это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования и охраны определенных общественных отношений (приоритетных в данном обществе и государстве), выполнение которых обеспечивается не только авторитетом государства, но и его принудительной силой. В отличие от норм других отраслей права, состоящих из трех частей (гипотеза, диспозиция, санкция), большинство конституционно-правовых норм состоят только из одной части — диспозиции, т. е. самого правила поведения. Специфика конституционно-правовых норм — наличие среди них норм-деклараций, норм-принципов, норм-лозунгов. Например, ст. 17 Конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализма: «От каждого — по способностям, каждому — по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе.
Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям. 1.По функциональной направленности конституционно-правовые нормы подразделяются на 1) регулятивные и 2) охранительные.
2.По содержанию различают: 1) управомочивающие нормы, т. е. устанавливающие компетенцию государственных органов, субъектов федерации, автономных образований и т. п. 2) обязывающие нормы 3) запрещающие нормы. 
3. По источникам конституционно-правовые нормы делятся на конституционные, законодательные, нормы органов исполнительной власти и др. 4. По характеру регулирования общественных отношений различают нормы материальные, т. е. определяющие содержание нормы и процессуальные— закрепляющие порядок реализации материальной нормы. Процессуальных норм много в регламентах, в избирательных законах.
5. По времени действия конституционно-правовые нормы классифицируются на:1) постоянные (принятые без ограничения срока);
2 временные (принятые на определенный срок);
3) чрезвычайные (действующие только в чрезвычайных условиях).

6. Источники КПЗС. 
Под источниками КП понимаются писаные и неписанные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения.
1. Законы и иные государственно-правовые акты:
1.1. конституция
1.2. конституционные законы: а) те, которые вносят изменения в текст конституции или дополняют ее; б) неписанная конституция
1.3. ограниченные законы –дополняют, не изменяя осн. Принципов.
1.4. акты исполнительной власти, имеющие силу закона.
1.5. обычные законы – регулир отдельные вопросы госуд или общественной жизни
1.6. парламентские уставы и регламенты – определяют внутр структуру парламента и порядок его работы.
2. судебный прецедент, имеющий х-р закона
3. конституционный обычай – правила поведения, кот сложились исторически.
4. доктринальные – труды видных ученых
5. акты чрезвычайных органов власти
6. религиозное право (мусульманское, индусское и иудейское)
7. естественное право
8. международные и межгосударственные договоры – важнейшие акты.
9. Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов.
10. политические декларации и совместные постановления политического руководства партий и парламентов.

7. Понятие и сущность конституций. Юридические свойства конституции.
Конституция — это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.
Понимание сущности конституции состоит в том, что конституция — это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Сущность конституции – это закрепление самых важных моментов деятельности государства, основных его органов, а также взаимосвязь между этими органами., т.е. это закрепление государственного механизма и статуса личности в этом государстве.. Прежде всего сущность конституции в том, что это основной закон государства, обладающий высшей юрид силой.
Функции конституции:
1. юридическая – регулирование определенных общественных отношений, закрепление главных моментов деятельности государства;
2. политическая ф-ция – закрепление полит устройства, соотнош полит сил внутри страны.
3. идеологическая – ф-ция наивысшего правового авторитета для граждан и гос органов, юр лиц.
Юридические свойства конституции есть признаки конституции как основного закона государства. К ним относятся:
1) конституция — основной закон государства, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение, опирается на авторитет и принудительную силу государства;
2) юридическое верховенство;
3) база текущего законодательства;
4) особый порядок ее принятия и изменения.
Важнейшим юридическим свойством является ее стабильность и устойчивость.

8. Основные черты и особенности конституций зарубежных стран. 
Основные черты и особенности конституций прежде всего зависят от ее структуры. Структура писаной и неписаной конституции абсолютно разные вещи.
В целом структура конституции – это внутреннее деление единого акта на определенные части: разделы, главы, параграфы.
Большинство конституций имеют стандартную структуру:
- преамбула (вводная часть);
- основная часть;
- заключительная часть и переходные положения, иногда с приложениями.
Принципы необходимости преамбулы:
1. Содержит основные цели и задачи;
 2. Излагается краткий исторический путь, пройденный государством до принятия конституции;
3 . Проявляется отношение к правам и свободам человека.
Основная часть представляет собой текст конституции, включающая как правило раздела, подразделенные в свою очередь на главы.
Переходные положения включает в себя нормы, закрепляющие сроки и порядок перехода от правил, закрепленных в предыдущей конституции к новым правилам.
Заключительные положения – это нормы не материального, а процессуального характера, например относительно порядка изменения конституции.
Некоторые конституции имеют приложения, которые могут содержать конституционные законы.
Язык и стиль конституций отличается рядом особенностей. Принято считать, что конституция должна быть написана так называемым высоким стилем. Т.е. обязательно должны быть включены торжественные слова и словосочетания.
Однако такой стиль приемлем прежде всего для преамбул, деклараций, либо статей о введении конституции в действие.
Необходимый эффект торжественности достигается путем особой детализации ; к примеру, «выборы проводятся в ноябре, в первый вторник после первого понедельника…).

9. Порядок принятия и изменения конституций
— принятие парламентом. Обычно парламенты принимают конституции квалифицированным большинством (2/3, иногда 3/5, 3/4) от общего числа членов парламента.
-- на референдуме. В некоторых странах (например, в Румынии) совмещаются оба способа. Конституция принимается парламентом, а затем утверждается на референдуме, т. е. принимается смешанным способом.
--Учредительное собрание — особый орган, специально избираемый для принятия конституции, по достижении указанной цели распускается или преобразуется в постоянно действующий представительный орган (парламент). 
---Октроированные конституции — это конституции дарованные. По порядку проведения конституционных реформ конституции подразделяются на гибкие и жесткие . 
Элементами жесткого порядка внесения изменений в действующие конституции могут быть:
— требование квалифицированного большинства голосов в органе, принимающем поправку или конст-ю;
— необходимость созыва учредительного собрания;
— утверждение поправки на референдуме;
— требование двойного вотума — простой вотум, при котором для принятия поправки необходимо голосовать дважды — на двух сессиях парламента, при сложном двойном вотуме поправка принимается двумя разными составами парламента;
— ратификация поправок законодательными органами субъектов федерации 
Некоторые положения жестких конституций вообще не могут быть пересмотрены.

10. Виды конституций и их классификация. 
Юридическая конституция – это К, содержащая нормативные акты, которые имеют определенную форму и принимаются по установленным правилам, т.е. реальное воплощение главного з-на.
Фактическая – не нормативный акт,,.. а сложившаяся система общественных отношений, это сложившийся порядок в кон-кретной стране.
Если юридическая и фактическая конституции совпадают, то она реальна.
Если какие-то нормы, записанные в конституции, не существуют в реальной жизни, то К становится фиктивной.
Под «живой» К понимают реальные действующие нормативные акты, сложившиеся традиции, обычаи, которые дополняют К.
«Мертвая» К означает, что юридическая К не действует, т.е. НПА просто буквы на бумаге.
Старые К – принятые с конца 18 века по 1918г.
Особенности старых К:
-Закрепления принципа разделения властей
-закрепление охраны и защиты частной собственности
-новая структура власти
-закрепление комплекса прав и свобод личности (США 1797, Норвегия 1814)
Новые К – между Первой и второй мировыми войнами. Увеличен перечень прав и свобод личности, К стали более совершенными. (Финляндия, Ирландия)
Новейшие К – после 1945 до начала 80-х гг . (Франция 1946, Япония 1947)
Сверхновейшие – К примерно 25 последних лет (Испания 1978, Португалия 1976)
Писанные – имеют конкретную юрид форму, кодифицированный сборник норм.
Неписанная К – определенный набор законов, кот регулируют самые важные отношения в жизни государства и общества.

11. Понятие конституционного строя, его структурные элементы. К. строй- это часть общественного строя, связанная с его конституционными основаниями, совокупность правовых институтов, кот явл-ся господствующими, определяют структуру и хар-р общества, выражают его осн. Принципы и соц.-экономические устои.
В наст время под К строем понимают определенный способ организации государства, основанный на его конституции. Понятие «общественный строй» ближе к философии, а «К. строй» уже своим названием подчеркивает принадлежность к КП. Поэтому общ строй можно определить как систему общественных отношений, свойственных обществу на конкретном этапе развития. Конституционный строй – это сложившаяся государственно-правовая реальность, которую образуют правовые нормы и урегулированные ими общ отнош в важнейших сферах жизни данного государства.
Структура К. строя чаще всего содержит следующие подсистемы:
1. полит сист
2. экономич. Сист.
3. социальная система
4. духовно-культурная структура гос-ва и общ-ва.
«Конст строй» встречается в соврем зарубежных конституциях. Выносятся в заглавие одного из разделов, включ сов-ть КПН регулир полит сист. И полит отнош.

12. Политическая система общества. Понятие, основные разновидности. 
П. с. Общ-ва- это совокупность взаимосвязанных общественных формирований, а именно –гос-ва, полит партий, обществ. Орг-ий, посредством которой народ осуществляет свою гос. и полит. Власть.
  Разновидности пол-х систем:
- демократические, - авторитарные,- тоталитарные
Можно подразделять полит-е системы на – традиционные( основа-неразвитое гражданское общество, недост-я разграниченность полит-х ролей) и модернизированные(развитое гр-е общ-во). В наше время типология не является исчерпывающей. Выделяют завершенные и незавершенные полит сист, имеющие место особенно в развивающихся странах.
Сущность полит. Систем зкл-ся в функциях:
- Определение целей и задач общ-ва, разработка программ жизнедеят-ти общ-ва
- Полит-я социализация общ-ва и формиров-е полит-го сознания общ-ва
- Мобилизация материальных и дух-х реурсов общ-ва на выполнение соцю целей и задач.
- нормотворчество
-легитимация, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствис реальной полит жизни офиц полит и правовым нормам
Элементы полит сист:
1. полит организации – сов-ть конкретных институтов, кот взаимодейств с массами, осуществляют волю определенных социальных групп.
2. полит и правовые нормы
3. полит отношения
4. полит сознание и полит к-ра.

13. Экономическая система общества. Понятие, основные разновидности.
Под эконом сист чаще всего поним совокупность экономических отношений, господствующих в данной стране. К этим отно-шения относят (разновидности) отношения соб-ти, производства, обмена и присвоения материальных и духовных благ. Наиболее важным и популярным является институт собственности. Конституция регулирует прежде всего право соб-ти.
Современные заруб К закрепляют и развивают пр-пы охраны и защиты соб-ти. Публичная соб-ть всегда коллективна. Субъектами ее могут быть как гос-во, общественное формирование, полит партия и т.д. Частная соб-ть делима. Ее субъектами могут быть физ и юр лица. Переход соб-ти из публичной в частную называют приватизацией,. А из частной в государственную - национализацией. Классификация: 1. частная соб-ть и ее разновидности:
- монополистическая национальная частн соб-ть
- транснациональная корпоративная частн соб-ть
- акционерная частн соб-ть
- семейная частн соб-ть
- частн соб-ть отдельных лиц 
2. государственная соб-ть:
- всего гос-ва
- региональная
- муниципальная
-коммунальная
3. государственно-частная соб-ть
4. соб-ть обществ организаций
5. соб-ть религиозных конфессий и общин.
Экономич к-ра выступает составной частью общей к-ры.. Экономич к-ра представляет собой тот инструмент с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности. Экономическая культура выполняет несколько ф-ций: познавательную, прикладную, воспитательную и т.д. 

14. Духовно-культурная система общества.
Общая тенденция современного конституционного права направлена на установление равноправия вероисповеданий, отделение государства от церкви, защиту религиозных меньшинств. В конституциях тех немногих государств , которые можно назвать социалистическими, закреплены положения, согласно которым гос-во определяет основные приоритеты в сфере науки, к-ры и обеспечивает развитие этих сфер человеческой д-ти. Понятие «духовно-культурной сферы» весьма широкое. В зависимости от уровня всего общества зависит степень духовной к-ры. У каждой эпохи, народа есть «своя мораль», специфические представления о добре и зле, справедливости и долге. На протяжении длительного периода своей истории человечество исповедало представления о нравственности, кот устойчиво передавались из покаления в покаление. Индустриальное общ-во столкнулось с многообразием моральных систем и их быстрой сменой. В результате традиционные мех-мы передачи нравственного опыта были нарушены, стабильность и преемственность нравов стали проблемой и традиционная нравственность потерпела монополию на истину.

15. Социальная система, социальная структура общества.
Социальная система – это сов-ть социальных отношений, существующих в данном общ-ве, в данном гос-ве. Сфера соц отношений охватывает взаимоотношения между социальными общностями, национальными, религиозными и т.д.
Социальная структура – это деление граждан на определенные группы, классы. В западной лит-ре выделяют деление граждан на высший, средний и низший класс в зависимости от уровня дохода.. Любая классификация общества отражает лишь один из критериев, например уровень доходов, этническую принадлежность, пол, возраст и т.д. Социальные отношения, социальная структура долгое время не отражались в конституционных нормах зарубежных стран. Новейшие западные конституции, принятые после тоталитарных режимов, весьма часто упоминают и прокламируют межклассовые проблемы и задачи государства по их регулированию и решению. Социальные общности – это различные национальные группы, религиозные общины, женщины, мужчины и т.д. Отношениям между этими группами также посвящены нормы конституционного права. Что касается такой социальной проблемы как юридическое равенство женщин и мужчин, то современные конституции часто закрепляют и это положение. Конституционным законодательством ряда заруб стран предусматривается защита и покровительство для социально ущемленных групп. 

16. Конституционно-правовой статус личности
Правовой статус личности — совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. 
Личные, политические, экономические, социальные и культурные права (право на жизнь; право на свободу; неприкосновенность и достоинство личности; право на личную жизнь; свободу передвижения и выбор места жительства; свобода мысли, совести и высказываний; право на национальную принадлежность и пользование родным языком, право избирать и быть избранным; право участия в управлении обществом и государством; право на обращение в государственные органы; право на объединение, свободу союзов; свобода собраний и других публичных мероприятий, право собственности; право на осуществление предпринимательской деятельности; право на коллективные действия в защиту своих интересов; право на труд; право на достойный жизненный уровень; право на материальную помощь со стороны государства в старости, во время болезни, в случае инвалидности, безработицы; право на здоровье; право на образование; право на участие в культурной жизни.
Особую группу составляют экологические права: право на безопасную окружающую среду, на информацию о состоянии окружающей среды.
Правовой статус личности характеризуется не только правами, но и наличием обязанностей, которые закрепляются далеко не во всех конституциях 
обязанность соблюдать конституцию и законы; воинская обязанность; обязанность платить налоги; беречь окружающую среду. Некоторые обязанности (например, воинская) принадлежит только гражданам, другие обязанности обычно не зависят от гражданства.

17. Гражданство 
Гражданство -устойчивую, длящуюся правовую связь человека с государством, порождающую комплекс их взаимных прав и обязанностей. 
  Основания приобретения гражданства
  1)по факту рождения получило название филиация  
  - Право крови — один из принципов приобретения гражданства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства.  
  - Право почвы — один из принципов приобретения гражданства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей.  
  2) укоренение или приобретение гражданства в порядке натурализации.
  3) Признание гражданства — один из способов приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение.
  4)Восстановление в гражданстве — это упрощенный порядок приобретения гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его по каким-либо причинам.
  5)Оптация— это выбор гражданства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории новым независимым государством .
  6)Трансферт — изменение гражданства без права выбора, связанное с переходом части территории к другому государству.
Прекращение гражданства может иметь место в результате
1) выхода из гражданства соответствующей страны или отказа от гражданства.
2)Под утратой гражданства следует понимать прекращение гражданства независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле.
3)Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. 

18. Классификация прав и свобод
1) естественные и позитивные. Естественные права принадлежат человеку от рождения (право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личную неприкосновенность...).Позитивные права возникают в силу их закрепления в конституции (политические, экономические, социальные права…).
2) права человека и права гражданина. Права человека не зависят от гражданства и принадлежат всем без исключения людям, проживающим в государстве.Права гражданина принадлежат только гражданам государства (избирательные права, право создавать политические партии, право на доступ к государственной службе).
3) личные, политические, экономические, социальные и культурные права (право на жизнь; право на свободу; неприкосновенность и достоинство личности; на личную жизнь; свобода мысли, совести и высказываний; право на национальную принадлежность и пользование родным языком, право избирать и быть избранным; право участия в управлении обществом и государством; право на обращение в государственные органы; право на объединение, свободу союзов и ассоциаций; свобода собраний и других публичных мероприятий ,право собственности; право на осуществление предпринимательской деятельности; право на коллективные действия в защиту своих интересов; право на труд; право на достойный жизненный уровень; право на материальную помощь со стороны государства в старости, во время болезни, в случае инвалидности, безработицы; право на здоровье; право на образование; право на участие в культурной жизни.
Особую группу составляют экологические права: право на безопасную окружающую среду, на информацию о состоянии окружающей среды.

19. Основные социально-экономические права и свободы. 
 Они определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это право обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства как со стороны отдельных лиц, так и органов самого государства. 
  После второй мировой войны конституциями Италии, Дании, Индии, Японии и ряда других государств было провозглашено право на труд. Некоторые послевоенные конституции провозглашают также право на равную плату за равный труд и право на отдых, которые иногда рассматривают как органическое продолжение права на труд. 
  Важнейшим завоеванием трудящихся является право на забастовку, которое провозглашается либо признается государственным правом всех демократических стран. 
  В числе экономических завоеваний трудящихся можно назвать также страхование по безработице, пенсионирование престарелых и инвалидов, охрану женского и детского труда. 

20. Основные политические права и свободы.
  Политическим правом является избирательная правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пасивного изби-рательного права, 
 Особое значение имеет группа прав, обеспечивающих свободу выражения мнений. В эту группу входит свобода слова, печати, право на получение информации, а также свобода распространения информации. Общим правилом является то, что свобода выражения мнений отнюдь не рассматривается как абсолютное право. 
 В число духовных свобод, провозглашаемых конституциями, входит свобода совести, которая исторически возникла как веротерпимость, т. е. признаваемое государством за каждым гражданином право исповедовать любую религию.
  Одной из важных свобод является свобода союзов и свобода ассоциаций. Свобода союзов означает законодательное признание за всеми гражданами права на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Провозглашаемая конституциями зарубежных стран свобода ассоциаций означает предоставление гражданам права на создание политических партий и иных общественных организаций.
К числу иных прав и свобод политического характера относятся свобода шествий и свобода собраний.

21. Истории возникновения политических партий.
Первые представления о партиях связаны с именами таких великих мыслителей и политических деятелей, как Шарль Монтескье, Жан-Жак Руссо. Сведения о первых партийных образованиях относятся к Древней Греции. Так, Аристотель говорит о партиях долины, горы, имея в виду, конечно, не партии в современном смысле слова, а политические союзы. Которые в свою очередь весьма отличались от современных политических партий. Это были сравнительно немногочисленные и узкие по своему составу союзы или группировки, которые не отличались устойчивостью и не были прочно организованы. Такого рода образования существовали и в средние века. Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине 19 века, а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их зарождение оказали введение всеобщего избирательного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти, развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней рабочего класса и буржуазии, обострение классовой борьбы между ними, распространение либеральных идей.
В истории становления партий М. Вебер выделял три основных этапа
-аристократическая группировка,
-политический клуб;
-массовая партия.
Данная схема подразделения партий в политологии является общепризнанной. Однако по данной схеме прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори). В основном большинство партий в своем формировании шли разными путями. Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861 году. Она называлась «Либеральное товарищество регистрации выборов».
Рассматривая вопрос относительно создания политических партий, можно говорить о том, что партия возникает в случаях когда появляется определенная группа людей, имеющая какой-то общий интерес и общность взглядов, некую степень организации. Формально момент образования партии можно определить, к примеру, с момента юридической регистрации в качестве таковой в специальном государственном органе, в министерстве юстиции или в каком-то ином аналогическом государственном учреждении. Однако, это нельзя считать обязательным требованием, поскольку в некоторых странах такая регистрация не требуется

22. политические партии зарубежных стран. Основные признаки. Важнейшим элементом политической системы общества являются политические партии. Без политических партий невозможна никакая политическая система, так как в этом случае не будет важнейшего после государства элемента. Что же считать политической партией, каковы ее признаки и отличительные черты. Есть два концептуально-идеологических подхода к этому вопросу.
Первый подход присущ буржуазным ученым, которые определяют партии как организации, добивающиеся продвижения сво-их лидеров на государственные посты. Главным признаком партии здесь служит участие в избирательной борьбе. Такой подход предполагает, что партии – это отряд сторонников тех или иных политических деятелей. Он характерен для американских государствоведов и политологов.
Второй подход сугубо советский и социалистический. Во основу понятия «политической партии» ставился классовый интерес, как главный признак, характеризующий сущность политических партий.
Политическая партия – это организованная (либо не имеющая строгой организации) группа людей, объединенная задачей завоевания, удержания или использования государственной власти и выражающая интересы определенного класса, социальной, этнической группы, религиозной общины или иной человеческой общности.
Любая политическая партия существует в государстве с определенными политическими идеями, целями, стремлениями, действиями, вмещающимися в рамки цивилизованного поведения, исключая, например, политический терроризм.
принципиальная разница между партиями и общественными движениями состоит в том, что партии борются за участие в осуществлении государственной власти, а общественные движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязанностей. Кроме того, политические партии по сравнению с общественными движениями являются более высокой и устойчивой формой.
Для более полного понимания понятия политических партий, необходимо знать их характерные признаки:
-Активное участие в политической борьбе;
-Наличие членства;
- Определенная социальная база;
- Наличие политической программы и устава;
- Общность интересов и близость идеологических взглядов, объединившихся в партию людей;
 - Наличие одного или нескольких лидеров и др.

23. партийные системы заркбежных стран. 
Партии в процессе своей деятельности вступают между собой в определенные отношения, которые именуются партийной системой.
Участники партийной системы – это все партии, в том числе легальные и полулегальные, партии с высоким и низким уровнем влияния на политическую жизнь страны. партийная система общества – это совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий с принципами их взаимоотношений. На современном этапе наибольшее распространение получила классификация партийных систем, основанная на чисто количественном критерии – т.е. принимается во внимание число партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу партийные системы делятся на одно-; двух- и многопартийные.
Однопартийные системы возникают в результате стремления государства объединить все партии в одну, монополизировать всю политическую власть (например КПСС в бывшем СССР). В однопартийной системе существующая партия не имеет конкурента, способного вместе с ней вести борьбу за государственную власть. В таком обществе устанавливается авторитарный или тоталитарный режим, что пагубно сказывается на развитии демократических структур.
Однопартийная система состояние ненормальное, бессмысленное. Система должна иметь несколько элементов, потому что одна часть без другой не составит единого целого. 
Двухпартийные системы предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой. Каждая из них в состоянии самостоятельно завоевать большинство в парламенте, создать свое правительство и стать таким образом, правящей партией. Проигравшая партия на этот период становится оппозиционной.
Двухпартийная система понятие достаточно условное, так как оно не закрепляется специально в каком-то законе или в конституции, а складывается непроизвольно. Двухпартийная система вначале сложилась в Великобритании, где еще в 18 веке были две партии: виги и тори. Тори – представляли интересы аристократии, а виги – среднего класса. Эта система оказалась достаточно удобной, так как не затрагивала важнейших государственных устоев, а лишь позволяла менять отдельных политиков. Сейчас классическая двухпартийная схема существует в США – республиканцы и демократы попеременно сменяют друг друга. Там сложилась оптимальная ситуация, так как одна партия представлена президентом, а вторая имеет большинство в парламенте. Таким образом, Президент и Конгресс постоянно держат друг друга в напряжении, что оказывается полезным для государства.
Многопартийные системы характеризуются тем, что в них реальный шанс завоевания государственной власти имеет более двух партий. При такой системе обычно создаются коалиционное правительство, опирающееся на большую часть членов парламента.
В настоящее время она представляет самой самое распространенное явление. Многопартийность возникает из противоречивых интересов различных слоев населения, из различных социальных интересов. В целом многопартийность дает возможность разным социальным группам и их представителям бороться за влияние на государственные органы, направлять туда своих представителей и этим добиваться своих целей. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных групп с противоречивыми интересами. Многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:
1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте.
2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.
3. Двухпартийные системы. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая - оппозиционной. Время от времени они меняются местами 

24. Многопартийные системы и их разновидности.
Многопартийная система предполагает не только легальное существование различных политических партий в государстве, но и возможность на равных правах участвовать в выборах и формировании государственных органов (в частности, в формировании правительства).
Многопартийная система имеет свои разновидности.
Многопартийные системы без доминирующей партии. Это классический вариант многопартийности, при котором в борьбе за власть участвуют несколько политических партий. Ни одна из партий не имеет шансов добиться большинства в парламенте, а, следовательно, при формировании правительства вынуждена заключать союзы и соглашения. Правительство всегда является коалиционным. Такая разновидность многопартийности существует в Бельгии, Дании, ряде других стран.
Многопартийная система с одной доминирующей партией. Занимая лидирующее положение, одна из партий имеет явное преимущество перед всеми остальными, что дает ей возможность контролировать парламентское большинство и формировать однопартийное правительство. Такая партийная система характерна для Японии. Вплоть до 1993 г. (38 лет) в политической жизни этой страны господствовала Либерально-демократическая партия Японии.
Блоковая многопартийная система. Для нее показательна резкая поляризация политических сил. Партии, будучи организационно самостоятельными, объединяются в партийные блоки в процессе избирательных кампаний с целью получить большее количество депутатских мандатов. Например, многопартийная система Франции второй половины 70- начала 80-х гг.

25. Двухпартийные системы и их разновидности. 
Двухпартийная система (бипартизм) — устойчивое преобладание на политической арене двух крупных политических партий, которые попеременно меняют друг друга у власти. Например, в политической системе США — Демократическая и Республиканская партии, в Великобритании — консерваторы и лейбористы. Двухпартийная система вовсе не предполагает наличия в той или иной стране обязательно только двух партий. Наряду с ними существуют и другие партии, которые, как правило, не допускаются к власти. Преимущества двухпартийной системы:
— обеспечивает большую стабильность правительства;
— ставит надежный барьер на пути радикально настроенных сил;
— не исключает перемен, но в четко фиксируемых рамках.

26. Религиозные общины и церковь. Основные модели взаимодействия гос-ва и церкви.
Спецефическим элементом (субъектом( полит сист общества является церковь. Религия и церковь всегда оказывали влияние на жизнь общества и гос-ва, выступали хранительницами исторических традиций. В современном мире много конфессий. В наст время правовой основой взаимоотношений гос-ва и церкви являются: 1. Конституции. 2. Законы. 3. Договоры. 4. религиозные источник (каноническое право).
Концептуальные основы и конкретные правовые формы взаимосвязей гос-ва и церквей исторически изменяемы, многогранны. 
Основные модели взаимод гос-ва с церковью:
1. Государственная религия – это конституционно-правовой институт, означающий, что гос-во признает определенную церковь частью своей официальной организационной структуры. Признаки: а) гос-во осуществляет бюджетное финансирование данной церкви; б) утверждает акты, регалир внутр организацию данной церкви; в) участвует в назначении священниеков; г) признает право за церковью совершать некоторые ф-ции гос органов (Иран, Ирак).
2. Институт юридического признания церкви гос-вом (ФРГ, Бельгия, Ирландия). Признаки: а) конституции не содержат норм о гос религии; б) гос-во оказывает финансовую поддержку; в)гос-во не вмешивается в назначение священников; г) признает за церковной церимонией заключение брака юридические последствия.
3. при этой модели взаимоотношения гос-ва с церковью хар-ся тем, что: а) церковь полностью отделена от гос-ва; б) гарантируются свобода вероисповедания; г) деятельность гос органовне соправождается религиозными обрядами; д) гос-ва не финансирует религиозную д-ть; е) реоигиозные объед не выполняют каких-либо функций гос орг; ж) школа отделена от церкви.

27. Союзы и ассоциации как элементы полит систем.
Социально-экономические, социально-культурные и иные объединения граждан (организации, ассоциации) в обществе чрезвычайно разнообразны. Наибольшими возможностями давления на государственную власть располагают массовые общественные организации. Это прежде всего профсоюзы — объединения рабочих и служащих для защиты своих социально-экономических интересов. Профсоюзы строятся по-разному. Цеховые профсоюзы объединяют рабочих и служащих по принципу единства профессии, поэтому на одном предприятии, в учреждении имеются несколько профсоюзных организаций. Предпринимательские союзы объединяют предпринимателей, работодателей. Существует три основных вида предпринимательских организаций: торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей (отраслевые и национальные — общегосударственные), союзы работодателей. Крестьянские (аграрные) союзы объединяют обычно не только крестьян, но и всех производителей сельскохозяйственной продукции. Они выступают за повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, ограничение зарубежного продовольственного импорта (иногда фермеры устраивают даже в этих целях «походы на столицу» или перегораживают грузовиками дороги), за субсидии сельскому хозяйству. Крестьянскими организациями являются также союзы кооператоров (преимущественно потребительских и сбытовых кооперативов). Женские организации обычно раздроблены, лишь в странах тоталитарного социализма существуют единые общегосударственные объединения женщин, находящиеся под руководством коммунистической партии. Женские организации отстаивают специфические интересы женщин, требуют усиления внимания государственных органов к делу охраны матери и ребенка, в развитых странах выступают за фактическое равенство с мужчинами, а в ряде развивающихся стран — и за юридическое равенство, которое там еще не достигнуто. Молодежные объединения имеют различный характер: создаются спортивные, студенческие и иные организации. Во многих странах есть молодежные организации различных партий, в некоторых странах это запрещено. Единые общегосударственные моло-дежные организации действуют в странах тоталитарного социализма, в отдельных государствах с авторитарными режимами.

28. Политический режим. Понятие и виды политических режимов.
Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления государственной власти.
признаки:
1. Политический режим нельзя причислять к формам государственности – это содержательная, а не формально-юридическая характеристика, власть может осуществляться в самых разных формах и в зависимости от этого складывается и политический режим. 
2. Политический режим характеризует не только деятельность государства, он описывает все проявления политического властвования, включая осуществление власти субъектами, не входящими в структуру государства (партии, религиозные объединения и другие), формально нерегулируемую власть.
3. Политический режим, т.е. применение государственной власти не ограничено целями государства, так как она направлена и на достижение общественной пользы.
Существенными свойствами политического режима следуют называть следующее:
- характеристика правового статуса личности;
- отношение власти к обществу и к меньшинствам, входящим в его состав;
- степень централизации управления территориями.
демократия (США, Франция, Германия, Великобритания):
власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов гос. власти (Великобритания),
реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
многопартийная система,
политический плюрализм,
при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не принуждения.
Недемократический политический режим.
Тоталитарный режим – это система монопольно сконцентрированной власти, объем и пределы которой общество не способно контролировать правовыми средствами, а отдельные лица не могут легально оспаривать применение власти, когда они нуждаются в защите своих прав и интересов.
Суть тоталитаризма (с перевода лат. весь, полный, целый) определяется именно монополизацией власти и бесконтрольным ее осуществлением.
Тоталитарный режим – такая форма осуществления власти, при которой ранее перечисленные признаки демократического режима отсутствуют, т.е. в стране с тоталитарным режимом нет многопартийной системы, всеобщих свободных выборов, отсутствует демократическая конституция, граждане не могут защищать свои права в суде, суд не является независимым, отсутствуют независимые средства массовой информации, а также возможность создавать профессиональные союзы и иные независимые организации. Тоталитарные режимы имеют несколько разновидностей. Самой крайней формой тоталитарного режима является фашистский режим. В качестве разновидности тоталитарного режима называют также конституционно-авторитарный, или монократический. Чрезвычайно недемократическими были и расистские режимы. В числе тоталитарных режимов называют и диктаторскую тиранию. Авторитарный режим является промежуточной формой – смягченной формой тоталитарного режима либо разновидностью демократии, стоящей на грани потери своих демократических принципов.
Разновидность авторитарного режима – клерикальный режим, основанный на господстве религиозной знати. Военный режим может быть одним из видов тоталитарного или авторитарного режима. Это означает полное господство армии в государстве
Теократические режимы.
Существует и такой режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общественных в том числе и политических отношений являются предписания религиозного происхождения, религиозные каноны – этот режим теократия.
Либерально-политический режим – характерен для стран 19 века, в настоящее время – Индия, Филиппины.
Высокая степень политической свободы, но вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими и политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто прибегает к принудительным формам воздействия.

29. Демократический политический режим.
Непременной характеристикой демократии является высокая степень законности и устойчивый правопорядок. В демократии существует правление закона, а не правлении человека. Обязательным предварительным условием демократии и фактическим основанием власти является гражданский консенсус, принципиальное согласие основной массы граждан соблюдать установленные правовые условия, в рамках которых должны достигаться частные цели. Принципом демократического режима является мажоритаризм – правление большинства. Мажоритаризм означает, что политические решения, особенно те, что имеют общественное значение, принимаются условным большинством или с согласия большинства. Особенность демократии в том, что конфликт может быть решен в пользу меньшинства.
Демократия – это основанная на устойчивом общественном согласии, демонополизированная власть, осуществляемая как правление большинства, связанное условиями законности и ограниченное правами меньшинств, гражданскими и местными свободами. Демократический режим – это господство института демократии в государстве. Демократию характеризуют набор определенных элементов, признаков и если они существуют, то принято говорить о демократическом режиме.
Характерные признаки демократического режима:
-Наличие многопартийной системы;
-Реальное осуществление свободных выборов;
-Наличие демократического законодательства и прежде всего демократической конституции;
-Реальная и неограниченная деятельность оппозиционных партий;
-Наличие широких прав и свобод и возможность для каждого гражданина защищать свои права и свободы в судебном порядке;
-Свобода средств массовой информации;
-Построение государственного механизма по принципу разделения властей;
-Юридическое равноправие граждан, равенство их перед законом.

30. Недемократический политический режим.
Недемократический режим: тоталитарный (Китай), авторитарный (Марокко, Иордания).
- отсутствует многопартийная система,
- не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
- отсутствует принцип разделения властей,
- доминируют насильственные методы,
- все сферы жизни под контролем государства,
Тоталитарный – система монопольно сконцентр. Власти, объем и пределы которой общество не спопобно контролировать прав. гос-вами, а отдельные лица не могу легально оспаривать применение власти, когда они нуждаются в защите своих прав и интересов. Виды: 1) фашистский – этот режим основан на диктатуре какого-то лица или группы лиц, он связан с оп-ред.идеологией. Впервые – Италия(Муссолини). 2)Неофашистский (генерал Пиночетто) 3)монократический – власть 1 челове-ка. 4)расистский – вся полнота власти в стране принадлежит лицам, относ. К одной белой расе, а лица др. власти не допускаются (ЮАР) 5) Диктаторская тирания - авторитарный режим – промеж.форма, либо разновидность демократии стоящей на грани потери своих демокр. принципов : - клерикальный – основан на господстве религ. Знати; - военный – полное господство армии.

31. Понятие формы государства. Многообразие форм современных гос-в и его причины.
Под формой государства принято понимать совокупность основных, структурообразующих внешних признаков организации и деятельности государственной власти. Эта категория отвечает на вопросы: кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные институты, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как, с помощью каких методов и приемов осуществляется политическая власть.
Форма государства предполагает единство трех основных сторон организации государственной власти:
— формы правления;
— формы государственного устройства;
— политического режима.
Существует научная классификация формы государства по его внешним признакам:
— по форме правления (монархия и республика);
— по форме государственного устройства (унитарное и федеративное);
— по политическому режиму (демократическое и недемократическое — авторитарное).
Нередко возникают смешанные формы государства. Например, выборная монархия, полупрезидентская республика.

32. Понятие формы правления и формы гос устройства.
Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением.
Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по наследству.
абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует (Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх может приостановить действие конституции.
парламентарная – глава государства – монарх, но его законодательные и исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации, правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания, Бельгия, Дания).
Республика – выборность высших органов государственной власти, их ответственность перед населением.
президентская (США):
а) президент избирается не парламентским способом,
б) Президент формирует Правительство,
Правительство подотчетно только Президенту,
Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента,
парламентарная (Германия, Индия):
а) Президент избирается парламентским путем,
б) Парламент участвует в формировании Правительства,
в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом,
г) Президент может распускать нижнюю палату парламента,
смешанная – на примере Франции:
а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство,
б) парламент, в частности, нижняя палата, может принять резолюцию порицаний, что может привести к роспуску правительства, отставке правительства,
в) Президент может распускать нижнюю палату парламента.
Форма государственного устройства – территориальная организация власти, порядок взаимоотношений между государством и его частями, а также между центральными и местными органами власти.
Унитарные государства – единые государства, с единой системой органов власти и единым законодательством.
простые унитарные (Польша, Румыния)
сложные унитарные – отдельным территориальным единицам предоставлено право формировать органы гос. власти и принимать законы (Великобритания, Франция),
Федерации – помимо федеральных органов гос. власти и федерального законодательства существуют органы гос. власти и законодательство субъектов федерации (США, Германия, Индия)
договорные федерации – образуются в результате союза (США)
конституционные федерации (Германия, Индия),
симметричные – все субъекты равноправны,
асимметричные – некоторым субъектам дано больше прав,
централизованные – сильная концентрация власти в центре (Индия),
децентрализованные – все вопросы каждый штат решает отдельно (США),
База деления федераций – по территориальному (США) или национальному (Индия) признаку.

33. монархия – понятие и сущность. Осн признаки, виды монархий.
Монархия (гр. monarchia - единовластие) - форма правления при которой главой гос. является монарх; власть монарха ,как пр., является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия существует ныне в двух формах – светской и теократической (Ватикан). Конституционная М. существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха. Дуалистическая М. - переходная форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует пра-во, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодат. власть юридически принадлежит парламенту. Дуалистическая М. характерна для стран с сильными пережитками феодализма. Парламентарная М. представляет собой гораздо бо-лее демократическую форму правления. В парламентарной М. отсутствует конституционно-либеральный дуализм: права монарха ограничены во всех сферах осуществления гос. власти. Он лишен права самостоятельно осуществлять формально сохраненные за ним полномочия, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении министров (т.н. контрассигнация). Исполнительная власть осуществляется правит-вом, которое несет ответственность перед парламентом. Особая разновидность М. - выборная (или избирательная), сочетающая элементы М. и республики. 

34. Республика – понятие и сущность. Признаки и виды.
Республика (лат. respublica от res - дело, publicus - об-венный) - форма гос. правления, при которой все высшие органы гос. власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Р. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую, парламентскую Р. и Р. смешанного типа (полупрезидентскую). Юридически отличительными чертами президентской Р. (США, Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемый на всенародных выборах президент является одновременно главой гос. и исполнительной власти. Он формирует свою исполнительную администрацию (США, Мексика) или правит-во (Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним. В правительстве, как пр., отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может уволить в отставку администрацию (правит-во). В виде исключения в президентских Р. встречаются наличие поста "административного" премьер-министра, право парламента увольнять отдельных министров. Парламентская Р. (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правит-во и избирает президента, являющегося лишь главой гос., но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как пр., только по предложению правит-ва, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правит-во, выразив ему вотум недоверия, если последнее теряет поддержку парламентского большинства. В последнем случае президент имеет право по предложению правит-ва распустить парламент и объявить досрочные выборы. В Р. смешанного типа (Франция, Финляндия, Румыния) элементы президентской Р. сочетаются с элементами парламентской Р. Президент (глава гос.) избирается, как пр., на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правит-во формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет лишь общее руководство правит-вом, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. 

35. Смешанные формы правления.
Смешанная форма правления – сочетает в себе элементы как парламентарной, так и президентских республик. Наиболее типичным примером смешанной формы правления является V Республика Франции.
 Конституция 1958г Ф-ции сохранив атрибуты парламентаризма, оформила установление режима личной власти. Центральной фигурой стал президент, наделенный большими полномочиями, избираемый внепарламентским путем. Сначало он избирался выборщиками (81512), а затем в 1962г стали прямые выборы. Правительство формируется президентом и несет ответственность только перед ним.
Правительство выведено из-под парламентского контроля. Фактическое руководство правительством осуществляется президентом, а не премьер-министром, президент председательствует в совете министров, а премьер-министр в совете кабинета, который лишь готовит решения для совета министров.
Положение отношений премьер-министра с президентом резко изменились в 1986г, после того как социалистическая партия потерпела поражение на выборах в Национальное собрание. Возникла ситуация “разделенного правления”, что привело тогда к фактической независимости премьер-министра от президента.
Президент V Республики наделяется правами и президентской республики, т.е. правом роспуска парламента, обладает большой фактической властью, чем глава президентской республики.

36. Унитарные гос-ва. Централизованные гос-ва и децентрализованные унитарные гос-ва.
Государство считается унитарным (целостным, простым, единым), если все или большинство его частей являются обычными административно-территориальными единицами. В составе унитарного государства нет каких-либо государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Его территория может включать отдельные автономные национально-государственные образования, в том числе имеющие некоторые атрибуты собственной государственности (например, наличие в составе унитарной Украины Республики Крым).
Признаки унитарного государства: единая конституция; единое гражданство; единая система центральных органов государственной власти; единая судебная и правовая система.
Важнейшим принципом функционирования унитарной государственности является то, что местные органы управления в той или иной степени подчинены центральным институтам государственной власти и им подконтрольны. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус обычных административно-территориальных единиц: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым общенациональным законом. Согласия местных (региональных) органов и населения при этом не требуется.
В зависимости от степени и формы контроля центра за местной властью выделяют три разновидности унитарных государств: децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.
К числу первых относятся государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Новая Зеландия, Япония). Децентрализованным унитарным государством является Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают самостоятельностью (автономией). Относительно децентрализованные — государства с развитой административно-территориальной автономией (Португалия, Испания, Италия).
К централизованным относятся унитарные государства, в которых преобладает централизм в государственном управлении и поэтому подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из столицы (Дания, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан, Норвегия).

 

Страница 2

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии