БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » Государственная политика в области реабилитации инвалидов

Государственная политика в области реабилитации инвалидов

Автор: Maxvel 6-02-2018, 15:54

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современном гражданском обществе и правовом государстве все равны в своих правах и обязанностях, в возможности реализации прав, которые обеспечены наличием соответствующих законодательных гарантий.

Все лица без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия у них физических или психических отклонений, имеют право участвовать в общественной и политической жизни. Одной из важнейших форм такого участия для инвалидов является трудовая деятельность.

Труд позволяет лицам с физическими или психическими недостатками реализовать себя как личность с учетом потребностей и возможностей. Государство через систему определенных мероприятий создает благоприятные условия  для полноценной реализации трудовых прав.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования труда инвалидов, обуславливается важностью создания действенного механизма практической реализации правовых норм, закрепляющих особое положение инвалида в сфере трудовых отношений. В современных динамичных условиях развития всех областей общественных отношений возникает необходимость своевременного закрепления изменений в законодательстве в целях комплексного обеспечения прав и законных интересов граждан.  

Тема исследования раскрывается во многих научных работах и учебниках белорусских ученых-специалистов в области трудового права. Так, например, Подгруша В. В. комплексно изучает проблему включения инвалидов в трудовые правоотношения. Ерохова В. И. рассматривает вопросы ответственности нанимателей за нарушение норм трудового законодательства, регулирующих отношения с участием инвалидов. Семенков В. И., Василевич Г. А. исследуют проблему дифференциации правового регулирования труда отдельных категорий работников. 

Анализ научных трудов по теме исследования позволяет сделать вывод о недостаточном освещении понятия и разновидностей специальных гарантий, предоставляемых инвалидам, их особенностях. Рознятся в литературе представления о необходимости и способах дальнейшего развития изучаемых правоотношений, что требует формирование единого подхода к данной проблеме. Также отсутствует четкая оценка эффективности существующего правового механизма защиты и реализации трудовых прав инвалидов.       

При выполнении работы использованы общелогические методы анализа (сравнение, обобщение, индукцию), методы эмпирического и теоретического исследования (описание, формализации и др.) и специально-правовые методы (сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкования правовых норм). 

Объект исследования – совокупность правоотношений, возникающих в связи с реализацией инвалидами права на труд, трудовые и связанные с ними отношения, участниками которых выступают инвалиды.

Предметом исследования  являются нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие правовое положение инвалидов. 

Целью исследования является определение особенностей регулирования трудовых отношений с участием инвалидов, анализ теоретических и практических механизмов реализации права инвалидов на труд, выработка общих направлений развития государственного регулирования этой области общественных отношений.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи курсовой работы:

1.определить особенности правового статуса инвалидов,

2.выявить основные направления государственной политики в области защиты трудовых прав инвалидов, 

3.провести правовой анализ гарантий, предоставленных инвалидам как специальным субъектам трудовых правоотношений,

4.сделать вывод об эффективности правового механизма обеспечения реализации права инвалидов на труд.

 

 

ГЛАВА 1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

 

 

1.1 Инвалид: особенности социального и правового статуса

 

В целях обеспечения всем гражданам равных условий для реализации своих прав, государство устанавливает дифференциацию регулирования правоотношений с отдельными категориями граждан, которые ввиду определенных обстоятельств не могут в полной мере участвовать.

Инвалидом признается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами (ст. 2 Закона о социальной защи¬те инвалидов от 11.11.1991 г.). [18]

Под инвалидностью понимается социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, в том числе анатомическим дефектом, травмой) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости социальной защиты (ст. 1 Закона о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов от 23.07.2008 г.). [16]

Инвалид характеризуется состоянием здоровья, ограничивающем его жизнедеятельность, и влиянием этого обстоятельства на его возможность в полной мере участвовать во всех сферах общественной жизни. В связи с тем, что инвалид ограничен в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, а также в осуществлении трудовой функции, он становится неконкурентоспособным на рынке труда.

Условия, критерии и порядок признания граждан инвалидами содержатся в Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, которая утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.10.2007 г.

Данный документ, в частности, предусматривает основные параметры жизнедеятельности человека: способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, способность к ориентации, способность к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности.

Безусловно, все эти параметры являются важными для определения степени способности быть полноправным участником социальных процессов, но именно труд предоставляет возможность материально обеспечить жизнь инвалида и реализовать его способности.

Способность к трудовой деятельности – совокупность физических, психофизиологических и психологических возможностей, формируемых в результате физического, психологического и культурного развития личности, образования, выработки трудовых навыков и мастерства, необходимых и достаточных для качественного выполнения любого труда обычного содержания, обычным способом, в обычном объеме и обычных условиях, способность выполнять обычную для человека роль в жизни, способность к самостоятельному проживанию, установлению социальных связей, поддержанию экономической независимости. [19, с. 77]

Параметры оценки:

соответствие состояния здоровья требованиям, предъявляемым профессией (должностью);

уровень образования, обеспечивающий доступность работы;

возможность осуществлять трудовую деятельность в полном объеме, полный рабочий день, полную рабочую неделю с выполнением норм выработки;

возможность трудовой деятельности в другой профессии (должности), равной по квалификации прежней;

возможность воспроизведения специальных профессиональных знаний, уме¬ний и навыков (п. 44 указанной Инструкции). [10]

Признание лица инвалидом согласно закону осуществляется медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК). Порядок осуществления данной деятельности устанавливается Правительством Республики Беларусь либо уполномоченным им органом.

После определения степени выраженности расстройства функций организма, исходя из медицинских критериев гражданину, устанавливается группа и причина инвалидности. По истечению срока действия заключения МРЭК необходимо проходить процедуру переосвидетельствования.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности лицу старше 18 лет устанавливается I, II или  III группа инвалидности. Группа инвалидности имеет важное правовое значение, поскольку предполагает различные льготы и гарантии.

Принимая решение об установлении определенной группы инвалидности МРЭК наряду с медицинскими показателями должен учитывать влияние заболевания на возможность лица активно участвовать в жизни общества, в том числе. способность к труду и коммуникативные функции.

Также в медицинском заключении указывается причина инвалидности лица: общее заболевание, инвалидность с детства, профессиональное заболевание, трудовое увечье, военная травма и др.

В частности, причина инвалидности «профессиональное заболевание» устанавливается лицам, инвалидность у которых наступила вследствие заболевания, имеющего особую клиническую форму, связанного с работой в контакте с вредным, опасным веществом и (или) производственным фактором.

К профессиональным заболеваниям относятся:

1) ближайшие и отдаленные последствия профессиональных заболеваний;

2) заболевания, в развитии которых профессиональное заболевание является фоном или фактором риска развития;

3) случаи смешанной этиологии профессионального заболевания.

В соответствии с п. 74 Инструкции причина инвалидности «трудовое увечье» устанавливается лицам,  инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве, при наличии акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или решения суда об установлении факта несчастного случая на производстве. [10]

Указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, а также при ухудшении под воздействием производственной травмы ранее компенсированного заболевания, обострении с течением времени ранее компенсированных последствий производственной травмы или клиническом проявлении в травмированном органе скрыто протекавшего до производственной травмы патологического процесса. [19, с. 82]

Наступление профессионального заболевания порождает не только отношения по созданию новых рабочих мест, но и материальные отношения по выплате различных пособий доплат. [8, с. 34] 

 Одновременно с определением группы и причины инвалидности комиссия устанавливает степень профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности – степень утраты общей трудоспособности в процентах, нуждаемость в дополнительных видах помощи.

Вместе с заключением МРЭК также составляет индивидуальную программу реабилитации (ИПР), которая состоит из 3 частей:

1.программа медицинской реабилитации,

2.программа профессиональной и трудовой реабилитации,

3.программа социальной реабилитации.

Данный документ представляет собой закрепление мероприятий, направленных на обеспечение гарантий по интеграции инвалида в общественные и трудовые отношения. 

Раздел 2 должен содержать сведения о:

•нуждаемость в трудоустройстве по трудовым рекомендациям МРЭК в профессии;

•нуждаемость в профессиональном обучении, переобучении и (или) переподготовке, в том числе по направлению органов по труду, занятости и социальной защите (в учебном заведении, по месту работы);

•нуждаемость в организации режима работы;

•нуждаемость в адаптации к трудовой деятельности;

•нуждаемость в исключении воздействий неблагоприятных производственных факторов;

•нуждаемость инвалида в оснащении рабочего места специальными приспособлениями для осуществления работы по трудовым рекомендациям МРЭК. [19, с. 80]

Все требования, которые содержатся в заключении МРЭК и ИПР, являются обязательными в области трудовых отношений для нанимателей. Именно они конкретизируют особое положение инвалида по отношению к другим работникам.

Социальный статус инвалидов определяется положением инвалида в обществе как социально незащищенного субъекта отношений, которому нужны особые условия для полноправного участия во всех процессах общественного развития, в том числе экономического

Правовой статус инвалидов – совокупность закрепленных прав и обязанностей, которые имеют как общий, так и специальный характер, чем обуславливаются особенности регулирования трудовых отношений с участием указанной категории граждан.

 

 

1.2 Государственная политика в сфере трудовой реабилитации инвалидов

 

 

Статья 1 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 24.11.1996 и 17.10.2004 гг.)  закрепляет, что Республика Беларусь является социальным государством. [7] Это означает, что государственная политика направлена на обеспечение достойного уровня жизни всех граждан в соответствии с их потребностями и возможностями.

Социальная функция государства предусматривает защиту и реабилитацию отдельных категорий граждан, которым ввиду объективных факторов необходима государственная поддержка для реализации их прав и законных интересов, в том числе и инвалидов. Учитывая особенности статуса инвалида в обществе, государство через деятельность специально уполномоченных органов создает для инвалидов условия, необходимые для обеспечения их полноценного участия во всех общественных отношениях. 

Инвалиды обладают неотъемлемым правом на уважение их человеческого достоинства. Защита прав, свобод и законных интересов инвалидов обеспечивается в судебном и ином порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Дискриминация инвалидов во всех сферах общественной жизни запрещена, не допускается ущемление их прав в трудовых правоотношениях. [6]  В частности, ст. 283 Трудового Кодекса Республики Беларусь от 8.06.1999 г. содержит положение о том, что отказ в приеме на работу по мотивам инвалидности не допускается.

Основная цель государственной политики – улучшение качества жизни инвалидов, их социальная интеграция в общество. 

Достижение указанной цели в области трудовой реабилитации осуществляется через следующие задачи.

восстановление и компенсация нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями;

совершенствование подготовки специалистов для службы реабилитации;

реализация мер по обеспечению занятости инвалидов на рынке труда. [9]

Государство разрабатывает и совершенствует нормативную базу в целях закрепления гарантий и льгот для инвалидов. Органы государственного управления принимают программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов как на республиканском, так и на местном уровне.

В Беларуси приняты специальные меры по трудоустройству инвалидов, включающие в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства инвалидов и законодательное закрепление положений, которые связаны с предоставлением финансовой помощи и льгот нанимателям, создающим рабочие места (в том числе специализированные) для использования труда инвалидов. 

Одним из видов обеспечения занятости инвалидов является установление организациям, независимо от формы собственности и хозяйствования, норматива бронирования для них рабочих мест.

В целях профессиональной ориентации и профессионального обучения инвалидов, состоящих на учете в качестве безработных, государственной службой занятости разрабатываются специальные программы психологической реабилитации, проводится индивидуальное консультирование инвалидов, которые желают трудоустроиться (гл. 1 Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006 - 2010 годы от 27.09.2006 г.). [9]

Основу государственной политики составляют трудовая и профессиональная реабилитация инвалидов.

Профессиональная реабилитация инвалидов направлена на обеспечение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и предусматривает полное или частичное возобновление сниженной или потерянной профессиональной трудоспособности посредством профессиональной ориентации, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инвалидов (ст. 27 Закона о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов). [18]

Трудовая реабилитация инвалидов направлена на создание условий для труда инвалидов и осуществляется у нанимателей с обычными условиями труда, а также на специализированных рабочих местах, в специализированных организациях, цехах и на участках. Под специализированным рабочим местом понимается рабочее место для работы на нем инвалида, условия труда на котором не противоречат ИПР инвалида. [20, с. 82]

Государство также поддерживает и стимулирует разработку новых приспособлений, оборудования для обеспечения возможности инвалидам работать на специальных производствах. Предприятия, которые производят указанную продукцию, получают определенные налоговые льготы и другие преференции.

Можно выделить следующие приоритетные направления развития государственного регулирования трудовых отношений с участием инвалидов:

1.совершенствование трудового законодательства,

2.обеспечение реального равенства инвалидов с другими участниками трудовых правоотношений,

3.создание условий для полной занятости инвалидов,

4.повышение уровня социальной защищенности инвалидов,

5.обеспечение соответствия современным требованиям гарантий, предоставляемых инвалидам в трудовой сфере.

Государственная политика Республики Беларусь направлена на создание для инвалидов равных с другими гражданами условий в области трудовых правоотношений. Данная цель реализуется через систему правовых и организационных мер. 

 

 

1.3 Преимущества, предусмотренные для нанимателей, применяющих труд инвалидов

 

 

Создание и сохранение рабочих мест для инвалидов как с обычными условиями труда, так и специализированных является одной из приоритетных задач государственной политики в области трудовой и социальной реабилитации инвалидов. В целях ее реализации законодательство предусматривает ряд льгот и гарантий для стимулирования нанимателей, применяющих труд инвалидов. Данное положение закреплено, в частности, в ст. 284 ТК.

Организациям предоставляются определенные преимущества в области налогообложения, уплаты страховых взносов, а также компенсируются в установленном законом порядке затраты на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и на осуществление трудовой реабилитации инвалидов.

Закрепление данных  преимуществ имеет своей целью стимулирование деятельности нанимателей по обеспечению занятости лиц, признанных инвалидами. 

Наниматели, применяющие труд инвалидов, освобождаются от уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на пенсионное страхование в отношении выплат, начисленных в пользу инвалидов I и II групп. [17]

Для организаций, в которых работают инвалиды, также предусмотрены льготы по уплате налогов. Размер и условия предоставления указанных льгот устанавливается налоговым законодательством Республики Беларусь.

 Порядок, условия, особенности и размер компенсации затрат нанимателям на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов установлены постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г., № 128 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности». 

Компенсация затрат нанимателям и организациям на создание рабочих мест для инвалидов, в том числе специализированных, а также за приобретенное специализированное оборудование за счет средств Фонда осуществляется комитетами облисполкомов, Минского горисполкома при наличии следующих условий:

1.выполнение нанимателем, организацией задания по созданию рабочих мест для инвалидов, установленного местным исполнительным и распорядительным органом или специальными государственными программами;

2.создание нанимателем рабочих мест для инвалидов свыше трех процентов от среднесписочной численности работников либо создание рабочих мест для инвалидов за счет приобретенного специализированного оборудования;

3.трудоустройство на созданные рабочие места инвалидов по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите и (или) общественных организаций инвалидов;

4.увеличение среднесписочной численности работников на первое число месяца, следующего за месяцем создания рабочих мест, по отношению к среднесписочной численности работников на первое число месяца установления задания на создание рабочих мест не менее чем на количество созданных рабочих мест;

5.использование нанимателем, организацией данных рабочих мест для обеспечения занятости инвалидов в течение трех лет со дня трудоустройства на них инвалидов (ст. 13 Положения). [11]

 Также законодательство предусматривает возможность компенсации затрат организациям на сохранение рабочих мест для инвалидов при условии:

1)наличия решений местных исполнительных и распорядительных органов о сохранении рабочих мест;

2)осуществления организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение занятости инвалидов, подлежащих увольнению в связи с сокращением численности или штата работников, путем модернизации их рабочих мест, перевода их на другие рабочие места или создания рабочих мест;

3)сохранения списочной численности инвалидов, установленной на первое число месяца, следующего за месяцем сохранения рабочих мест, а также использования организацией данных рабочих мест для обеспечения занятости инвалидов в течение трех лет с момента перечисления на их текущий (расчетный) счет компенсации затрат.

Для получения компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов организации необходимо обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите с соответствующим заявлением и другими документами, предусмотренными положением. Порядок компенсации указанных затрат установлен п. 16-18 Положения. Размер и условия компенсации определяются местными исполнительными и распорядительными органами на основании предоставленных финансовых документов.  

Комитет облисполкома, Минского горисполкома может заключать с нанимателем, организацией договор о сохранении рабочих мест для инвалидов.

В договоре предусматриваются определенные обязательства нанимателя, организации:

о сохранении созданных рабочих мест для инвалидов в течение не менее трех лет со дня трудоустройства на них инвалидов, а в случае компенсации затрат на сохранение рабочих мест для инвалидов – в течение трех лет с момента перечисления на их текущий (расчетный) счет компенсации затрат;

об информировании органов по труду, занятости и социальной защите в день увольнения о расторжении трудового договора с инвалидами, трудоустроенными на созданные или сохраненные рабочие места;

о возврате полученных денежных средств при расторжении трудового договора с инвалидом в случае сокращения численности или штата работников, ликвидации организации до истечения трехлетнего периода сохранения созданных рабочих мест в срок, установленный договором. [11]

После заключения договора комитет облисполкома, Минского горисполкома в пятидневный срок представляет в территориальные органы государственного казначейства платежные документы по компенсации затрат нанимателя, организации.

Для осуществления трудовой функции инвалидам, зачастую, необходимо пройти предварительную подготовку для адаптации к трудовой деятельности.

Наниматели, желающие организовать адаптацию инвалидов к трудовой деятельности, подают в органы по труду, занятости и социальной защите по месту создания рабочего места заявление с указанием перечня специальностей (профессий), по которым возможна организация адаптации инвалидов к трудовой деятельности, количества и перечня вакантных рабочих мест, а также потребности в создании новых рабочих мест и возможностей дальнейшего трудоустройства инвалидов. К заявлению прилагаются расчетно-финансовая документация.

Порядок и условия предоставления компенсации определен п. 7 Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности.

По решению нанимателя инвалид после окончания прохождения адаптации к трудовой деятельности может быть принят на постоянную работу.

Финансирование мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности за счет бюджетных средств  осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите в виде выделения нанимателям денежных средств на приобретение оборудования, материалов, спецодежды, компенсацию затрат по оплате труда инвалидов при условии организации ими адаптации инвалидов к трудовой деятельности на данных рабочих местах в течение трех лет. [11]

Компенсация затрат нанимателя на выплату заработной платы инвалидам осуществляется ежемесячно после предоставления всех необходимых документов.

Законодательное закрепление особенностей статуса инвалидов является одной из форм реализации социальной политики государства, направленной на дифференциацию регулирования общественных отношений в зависимости от различных факторов, в том числе состояния здоровья 

Социальная политика Республики Беларусь направлена на вовлечение инвалидов в трудовые правоотношения и обеспечение их равенства с другими субъектами данных отношений

Преимущества, предусмотренные для нанимателей, способствуют обеспечению занятости инвалидов и практической реализации гарантий права на труд.

 

 

ГЛАВА 2

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

 

 

Конституция Республики Беларусь (ст. 41) закрепляет право граждан на труд. [7] В отношении инвалидов данное право обеспечивается специальными мероприятиями по трудоустройству данных лиц.

 Трудоустройство инвалидов осуществляется в порядке, установленном законодательством, в том числе путем бронирования рабочих мест и создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Наряду с работой по трудовому договору, инвалиды также могут заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью. [21, с. 33]

Правовое регулирования отношений в сфере трудоустройства и занятости инвалидов основывается на Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь от 15 июня 2006 г «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, Законе Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите ин-валидов в Республике Беларусь» с по¬следующими изменениями и дополнениями, отдельных нормах ТК, указах и декретах Президента, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь.

Занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу. [13]

Трудоустройство является практической составляющей обеспечения занятости и представляет собой процесс подыскания подходящей работы, подготовки безработного к этой работе.

Трудоустройство включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение инвалидов работой и законодательное закрепление обязательств по оказанию финансовой помощи и предоставлению льгот нанимателям, создающим рабочие места (в том числе специализированные) для использования труда инвалидов. [16]

Трудоустройство инвалидов осуществляется государственной службой занятости совместно с общественными организациями инвалидов и местными исполнительными и распорядительными органами. Государственная служба занятости осуществляет подбор подходящей работы, исходя из требований и предписаний заключения МРЭК путем бронирования рабочих мест и создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Порядок бронирования рабочих мест для инвалидов определяется Положением о порядке установления предприятиям, учреждениям и органи-зациям норматива бронирования рабочих мест для инвалидов, утвержден-ным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. № 212.

Броня приема на работу – определенное местными исполнительными и распорядительными органами количество рабочих мест, на которые наниматель обязан принять по направлению государственной службы занятости лиц, которым предоставлены гарантии по трудоустройству. В первую очередь дополнительные гарантии в области содействия занятости предоставляются гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных конкурировать на рынке труда.[13]

В целях обеспечения занятости инвалидов государственными органами с участием общественных объединений инвалидов нанимателям устанавливаются нормативы по бронированию рабочих мест для инвалидов в размере не менее 5 % от численности работающих (если число работающих не менее 20 человек). Порядок установления нормативов по бронированию рабочих мест и меры ответственности нанимателей за невыполнение заданий по бронированию рабочих мест для инвалидов определяются законодательством Республики Беларусь.[20, с. 76]

В соответствии со ст. 26 Закона о социальной защите инвалидов с учетом потребностей инвалидов и местных особенностей государственная служба занятости, наниматели создают специализированные организации, цехи и участки для использования труда инвалидов. В этом случае им из Государственного фонда содействия занятости возмещаются затраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест инвалидов в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими программами занятости населения. Создание специализированных организаций, цехов и участков для трудоустройства инвалидов, которые предусмотрены программами областных (Минского городского) органов по трудоустройству, обязательно для соответствующих органов и нанимателей.[16]

Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных конкурировать на рынке труда, является основанием для применения к нему мер административной ответственности согласно ст.9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 (в дальнейшем – КоАП) в виде штрафа до 25 базовых величин для граждан и до 100 базовых величин для юридических лиц.[4]

Штраф в размере от 30 до 50 базовых величин (для юридических лиц – до 100 базовых величин) налагается на нанимателя, не выполняющего обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания. Для наложения взыскания достаточно самого факта получения инвалидности, связанного с выполнением работником трудовых обязанностей, и несоздания для лица другого рабочего места.[9, с. 7-8]      

Прием инвалидов на специально забронированные места по направлению службы занятости является обязательным для нанимателя. Согласно ст. 16 ТК запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с отдельными категориями граждан, в том числе и с инвалидами.

Необоснованным считается отказ по основаниям, которые не предусмотрены законом. По требованию гражданина наниматель обязан в письменной форме уведомить его о мотивах отказа в трехдневный срок со дня обращения.

Отказ в заключении трудового договора по мотивам инвалидности встречается редко, поскольку он влечет для нанимателя серьезные меры ответственности. Однако отказ по мотиву отсутствия необходимой квалификации или состоянию здоровья, препятствующего выполнению определенной работы, является правомерным, если судом будет установлено, что данные обстоятельства действительно имели место.

Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного государственнойслужбой занятости  влечет административную ответственность и наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст.9.16 КоАП). [4]  

 Если суд установит, что наниматель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного претендента, либо по тому основанию, что выполнение работы, на которую претендует инвалид, ему противопоказано по состоянию здоровья, такой отказ является обоснованным.

Под деловыми качествами лица следует понимать его способность выполнять определенную трудовую функцию с учетом профессиональной подготовки (наличие определенной профессии, специальности, квалификации, определенного уровня образования, опыта работы), другие личностные качества. [20, с. 77]

Требование к состоянию здоровья работника основывается на положениях ТК, который определяет перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора. Инвалид обязан предъявить нанимателю заключение МРЭК (п. 5 ст. 26 ТК), в котором указываются условия возможного осуществления инвалидом трудовой деятельности.

Если отказ в приеме инвалида на работу признан необоснованным, то в резолютивной части решения должно быть сформулировано требование суда, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор с истцом-инвалидом, как это следует из нормы абз. 2 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» от 29.03.2001. [14] При этом должны быть конкретизированы дата, с которой необходимо заключить трудовой договор, а также должность (профессия) работника и его квалификация. Решение суда также может содержать указание конкретного структурного подразделения, в штат которого работник восстановления. В решении должен быть установлен срок его исполнения.

Дополнительные гарантии при трудоустройстве имеют инвалиды – выпускники учреждений образования. Выпускникам – инвалидам I или II группы место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с согласия выпускника иное имеющееся в наличии место работы, согласно п. 14 Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образо-вание, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702, с последующим изменением.[12]

Молодые специалисты – инвалиды 1, II групп, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования освобождаются от возмещения затраченных средств в республиканский и (или) местные бюджеты 

В соответствии со ст. 26 Закона о социальной защите инвалидов с учетом потребностей инвалидов и местных особенностей государственная служба занятости, наниматели создают специализированные организации, цехи и участки для использования труда инвалидов. В этом случае им из Государственного фонда содействия занятости возмещаются затраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест инвалидов в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими программами занятости населения. Создание специализированных организаций, цехов и участков для трудоустройства инвалидов, которые предусмотрены программами областных (Минского городского) органов по трудоустройству, обязательно для соответствующих органов и нанимателей. [16]

Трудоустройство инвалидов – важное направление государственной политики, которое позволяет лицам с физическими недостатками активно участвовать в трудовой деятельности. Императивные методы воздействия (установление брони рабочих мест, обязательности нанимателя создавать  рабочие места для инвалидов, дополнительные гарантии при приеме на работу) обеспечивают эффективность поиска и предоставления инвалидам подходящей работы.

 

 

ГЛАВА 3

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ИНВАЛИДОВ

 

 

3.1 Прием на  работу и увольнение инвалидов

 

Важным элементом трудовой реабилитации инвалидов является непосредственное заключение трудового договора (контракта) для осуществления определенной трудовой функции.

Заключение трудового договора с инвалидами осуществляется на общих условиях, предусмотренных главой 2 ТК, но имеет некоторые особенности.

В частности, при оформлении трудовых отношений в форме трудового договора любого вида инвалиду не устанавливается испытательный срок для проверки деловых и профессиональных качеств работника.

Отказ в заключении трудового договора по мотивам инвалидности не допускается, так как это является дискриминацией по признаку состояния здоровья. Подобные действия нанимателя могут быть обжалованы в судебном порядке, и он может привлекаться к административной ответственности.

Ст. 26 ТК предусматривает, что при приеме на работу лица, которые являются инвалидами, наряду с другими документами предоставляют также заключение МРЭК, в котором указывается возможность работы по определенной специальности или на конкретной должности, а также условия труда, необходимые для сохранения здоровья инвалида.[23]

Непредставление инвалидом заключения МРЭК является законным основанием для отказа в заключении трудового договора.

В трудовом договоре, который заключается между нанимателем и лицом, признанным инвалидом, могут содержаться условия, связанные с предоставлением работникам-инвалидам дополнительных гарантий и компенсаций. Данные условия не могут ухудшать положение лица по сравнению с предусмотренными законодательными актами.

Трудовое законодательство также предусматривает определенные особенности при прекращении трудовых отношений с инвалидом.

Расторжение  трудового  договора  в    случае    обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья,  препятствующего  продолжению  данной работы, может иметь  место  при  стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему  исполнению  трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых  обязанностей,  учитывая  состояние здоровья работника, ему противопоказано или опасно для других работников либо обслуживаемых им граждан (п.29 Постановления Пленума Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» от 29.03.2001. [14]

Указанные обстоятельства должны подтверждаться медицинским заключением. В заключении МРЭК указывается, может ли работник выполнять работу, обусловленную трудовым договором, не противопоказана ли такая работа работнику по состоянию здоровья, не представляет ли опасности для других работников или обслуживаемых граждан продолжение выполнения работником данной работы.

Таким образом, для увольнения работника по п. 2 ст. 42 необходимо наличие двух обязательных условий:

1.снижение трудоспособности носит стойкий характер (длительное и устойчивое снижение трудоспособности, не проходящее в разумный срок),

2.снижение трудоспособности препятствует надлежащему исполнению работником своих трудовых обязанностей либо если исполнение трудовых обязанностей с учетом состояния здоровья работника ему противопоказано или опасно для других работников и обслуживаемых лиц.

Отсутствие хотя бы одного из указанных обстоятельств влечет признание увольнения незаконным в судебном порядке. Частичная утрата работником трудоспособности, назначение пенсии по  инвалидности  или  возрасту  сами  по  себе  не  могут  являться основанием для расторжения   трудового  договора мотивам обнаружившегося несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, если работник  надлежащим образом выполняет  свои  трудовые  обязанности  и  данная работа по состоянию здоровья ему не противопоказана. [14]

Не допускается расторжение трудового договора с инвалидом по ч. 3 ст.42 ТК в связи с непродолжительностью работы, отсутствием опыта и с молодыми специалистами, проработавшими менее 2 лет. [3, с. 118-119] 

Дополнительные гарантии предусмотрены для инвалидов при сокращении численности и штата работников (ст. 45 ТК). Их содержание заключается в том, что инвалиды при равной производительности и квалификации имеют предпочтение в оставлении на работе. Данные гарантии реализуются при наличии следующих условий:

1.наниматель действительно сокращает численность или штат работников,

2.в числе лиц, подпадающих под сокращение, находятся инвалиды, при этом не имеет значения группа либо причина инвалидности.

Главным критерием при решении нанимателем вопроса, кому отдать предпочтение, является производительность труда и квалификация. Уровень производительности труда сравнивается за одинаковый период времени, при равных условиях работы и обеспечении требуемого качества продукции. Правовое значение для нанимателя и работников имеет не сам факт выполнения устаноленных норм труда, а более высокая производительность труда других работников по сравнению с увольняемым инвалидом при одинаковой квалификации.[20, с. 80]

Уровень квалификации подтверждается документами об образовании, повышении квалификации, материалами аттестации.

Ст. 287 ТК предусматривает, что инвалиды, работающие в специализированных организациях цехах и на участках, имеют преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации.[23] 

В юридической практике нередко смешиваются понятия предпочтение на оставление на работе и преимущественное право.  Первое понятие означает выбор из нескольких работников при равной производительности труда и квалификации, который должен быть сделан в пользу инвалида. Во втором случае выбор делается между работником-инвалидом и работником, который не является инвалидом, иначе отношения регулируются на основании общих правил.

Не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, медико-профессиональную, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих учреждениях независимо от срока пребывания в ней (ст. 123). [23]

Эта гарантия действует в отношении всех инвалидов независимо от группы и причины инвалидности. Поэтому решение вопроса об увольнении работника-инвалида по инициативе нанимателя может иметь место только после завершения программы реабилитации и при наличии законного основания для увольнения.

Особенности, предусмотренные законодательством для инвалидов при заключении трудового договора и увольнении, обеспечивают дополнительные гарантии реализации права на труд и повышенную социальную защищенность инвалидов.  

 

 

3.2 Режим рабочего времени инвалидов

 

 

Одним из важнейших направлений правового регулирования трудовых отношений с участием инвалидов является законодательное закрепление особенностей условий труда данной категории работников.

Условия труда и режим рабочего времени устанавливаются трудовым договором, коллективным договором, соглашением. Условия труда инвалидов, которые создаются нанимателем, не должны ухудшать положение инвалидов и ограничивать их права по сравнению с другими работниками. 

ТК устанавливает обязанность нанимателей создавать для работников-инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в том числе путем организации их профессионального обучения на производстве, надомного труда.

Положения индивидуальной программы реабилитации инвалидов, которые предусматривают особенности организации рабочего времени, оснащения рабочего места, устанавливают работы, к которым инвалид может привлекаться по состоянию здоровья, являются обязательными для нанимателя независимо от желания самого работника.

Сокращенная продолжительность рабочего времени является полной мерой продолжительности труда. [1, с. 288] Для инвалидов I и II устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. Оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени (ст. 287 ТК). [23]

Для инвалидов III группы заключением МРЭК также может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени. Данное требование является обязательным для нанимателей, поэтому они не вправе не выполнять его даже с просьбы работника. Оплата труда в этом случае производится пропорционально отработанному времени. 

Перевод на неполное рабочее время оформляется приказом (распоряжением) нанимателя, которые издаются с момента предоставления заключения МРЭК. При этом сведения об установлении неполного рабочего времени не вносятся в трудовую книжку работника.

В соответствии со ст. 287 ТК привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни, работе в выходные дни допускается только с их согласия и при условии, что такая работа не запрещена в соответствии с медицинским заключением. Особенностью данного положения является обязательный учет нанимателем требований заключения МРЭК. Таким образом, наряду с согласием работника, необходимо также убедиться в его  возможности выполнять работу при указанных условиях. 

Направление инвалидов в служебную командировку допускается только с их согласия. Следует отметить, что в данной ситуации наниматель должен руководствоваться не только желанием самого работника, но прежде всего требованиями, указанными в заключении МРЭК. 

Трудовой кодекс не устанавливает, в какой форме должно быть получено согласие работника, однако предпочтительной является письменная форма, поскольку она позволяет избежать будущих споров, которые связаны с правомерностью направления инвалида в командировку или его привлечением к сверхурочным работам.

Наниматель может уменьшать инвалидам нормы выработки, исходя из состояния их здоровья. Он также вправе предоставлять работникам-инвалидам дополнительные условия и поощрения, кроме предусмотренных трудовым законодательством и локальными нормативными правовыми актами.

Необходимо отметить, что право нанимателя на уменьшение норм выработки инвалидам следует понимать как право на уменьшение норм труда в целом. Также, если норма об уменьшении норм труда для инвалидов включена в коллективный договор (соглашение), то возникает не право, а об обязанность нанимателя по выполнению соответствующего положения, поскольку оно является действительным и подлежит безусловному исполнению в соответствии со ст. 7 ТК. [20, с. 81]

Законодательство устанавливает определенные привилегии и льготы для работающих инвалидов в виде сокращения рабочего времени, ограничения привлечения к сверхурочным работам, возможности снижения норм выработки.

 

3.3 Особенности отдыха инвалидов

 

Актуальным для работников-инвалидов является предоставление им дополнительных гарантий по предоставлению отпусков с целью восстановления трудоспособности и отдыха. Учитывая особенности состояния здоровья инвалидов, законодатель установил большую продолжительность времени и другие льготные условия при предоставлении отпусков для инвалидов.

В соответствии с ч. 2 ст. 155 ТК перечни организаций и должностей, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность этого отпуска устанавливаются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Всем инвалидам, независимо от причины и группы инвалидности, предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 дней. [15] Наниматель имеет право за счет собственных средств увеличивать работникам, признанным инвалидами, продолжительность основного отпуска в порядке и на условиях предусмотренных коллективным договором, соглашением и (или) трудовым договором (контрактом).

Трудовой отпуск предназначен для отдыха и восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей. Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы. Право на трудовые и социальные отпуска закреплено как общее право всех наемных работников.

Трудовые отпуска за первый год работы предоставляются не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя. Но трудовой кодекс также предусматривает особые условия предоставления отпуска: в частности, инвалидам может предоставляться отпуск до истечения указанного срока, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением или трудовым договором (контрактом).

Трудовой отпуск оформляется приказом нанимателя либо запиской об отпуске, которые подписываются уполномоченным должностным лицом.

Составляя график трудовых отпусков, наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника в удобное для него время, если работник стал инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лицам, ставшими инвалидами по другим причинам, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором (контрактом) (ст. 168 ТК). [23]

Наряду с основным отпуском инвалиду могут предоставляться и дополнительные поощрительные и (или) компенсационные отпуска (за продолжительный стаж работы, за вредные условия труда, по решению нанимателя). Ст. 189 ТК предусматривает обязанность нанимателя предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 дней инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц. [23] Конкретная продолжительность данного отпуска определяется по согласованию с нанимателем,  может предоставляться совместно  с основным или отдельно, целиком или по частям.

Если инвалид имеет право на удлиненный отпуск по другим основаниям, то ему предоставляется отпуск большей продолжительности. Причем не имеет значения основания предоставления такого отпуска, даже если оно не связано с инвалидностью.

Наряду с предоставлением дополнительных отпусков в связи с инвалидностью инвалидам также могут предоставляться все другие виды социальных отпусков в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами (контрактами) отдельных работников. 

 Коллективные договоры, соглашения могут предусматривать и другие сроки и условия предоставления дополнительных отпусков, но эти условия не должны ухудшать положение инвалидов по сравнению с другими работниками либо по сравнению с условиями, которые предусмотрены трудовым законодательством.

Ввиду особого правового и социального положения инвалидов, закон предусматривает дополнительные гарантии при заключении трудового договора и при прекращении трудовых отношений инвалидов с конкретным нанимателем. При регулировании трудовых отношений с участием инвалидов учитываются критерии состояния их здоровья, что влечет за собой уменьшение продолжительности рабочего времени, возможность сверхурочных работ только с согласия работника, снижение норм труда. В целях качественного восстановления работоспособности и исходя из медицинского критерия работникам-инвалидам устанавливается увеличенный основной отпуск.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии