БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » ИПиПУ » Политические и правовые учения в США в XVIII—XIX вв.

Политические и правовые учения в США в XVIII—XIX вв.

Автор: Maxvel 2-11-2010, 00:04

Политико-правовые учения США в период Войны за независимость

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


 Политико-правовое учение Т. Пейна
В развитии политико-правовой идеологии США наблюдались две тенденции: радикально-демократическая — преобладала в начальный период борьбы за независимость и отражала настроения народных масс. Она опиралась на принципы народного суверенитета, неотчуждаемости естественных прав и их равенство, предполагала возможность использования радикальных методов в борьбе за права; консервативная — отражала интересы финансовой и торгово-промышленной буржуазии, недоверявшей простому народу.
В числе наиболее видных представителей радикально-демократической идеологии периода Войны за независимость (1776—1783 гг.) был Томас Пейн (1737—1809 гг.). В 1775 г. в статье «Серьезная мысль» он первым поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства, а в памфлете «Здравый смысл» (1776 г.) предложил назвать это государство Соединенными Штатами Америки.
Томас Пейн открыто заявлял, что отделение североамериканских колоний от Англии — следствие соображений экономической выгоды. Пейн критиковал государственное устройство Англии, подчеркивая формальный характер ее Конституции. Через критику абсолютной монархии Англии Томас Пейн формулирует основные положения своей политико-правовой доктрины.
Сущность государства и права Томас Пейн выводит из природы человека.
Двум состояниям человека — естественному (природному) и гражданскому — соответствуют различные по своему характеру права. Первые даны человеку от природы (право на счастье, свободу совести и слова), вторые человек получил с образованием государства. Эти права защищаются властью (например, право собственности).
Государство, по Пейну, возникло вследствие общественного договора, поэтому верховная власть должна принадлежать народу в лице законодательного органа, избираемого на основе всеобщего избирательного права. Пейн провозглашал право народа учреждать или уничтожать любую форму правления, его право на революцию.
Томас Пейн одним из первых четко определил многоаспектное различие между обществом и государством — по их происхождению, роли и назначению. «Общество создается нашими потребностями, а прави тельство — нашими пороками. Общество в любом состоянии есть благо, правительство же в лучшем случае есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — зло нестерпимое. Ведь если бы веления совести были ясны, определены и беспрекословно исполнялись, то человек не нуждался бы ни в каком ином законодательстве.
Формы правления Пейн делит на два вида: наследственное (монархическое) и выборное (республиканское). Правительственная деятельность требует способностей, которые не переходят по наследству. Поэтому превосходство республиканской формы над монархической очевидно. Томас Пейн подвергал критике механизм «сдержек и противовесов», считая, что верховная власть не должна дробиться, а должна принадлежать законодательному органу. Опасаясь установления тирании единоличного главы исполнительной власти — президента, Томас Пейн считал, что исполнительная власть должна находиться у коллегиального органа. Ученый также возражал против использования имущественного ценза при избрании двухпалатного парламента.
Права человека образуют, по мнению Томаса Пейна, принцип, или необходимый атрибут республиканского правления, и в этом своем качестве — атрибут светского правления у всех цивилизованных наций.

 

Вопрос 29 Естественно-правовые взгляды Т. Джефферсона
Одним из выдающихся политических деятелей в истории США является третий президент США Томас Джефферсон (1743—1826 гг.), создатель текста Декларации независимости, в котором частично отражены его взгляды на политику и право. Ему принадлежат и такие работы, как «Общий обзор Британской Америки», «Заметки о штате Вирджиния», «Автобиография» и др.
Он был сторонником естественно-правовой концепции, общественного договора, народного суверенитета. Так же, как и Томас Пейн, критиковал американскую Конституцию, дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное количество раз и тем самым превратиться в пожизненного монарха. природы человека Недостатком Конституции он считал также отсутствие в ней Билля о правах.
В своей первой работе «Общий обзор прав Британской Америки» (1774 г.), опубликованной анонимно как обращение к английскому королю, Джефферсон обосновал тезис о необходимости вернуть народу права, полученные по законам природы. Король «не больше как главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа. Более того, мыслитель напоминал королю, что предки колонистов до эмиграции были свободными жителями, а поэтому должны быть таковыми и впредь.
Критикуя монархическое государственное устройство, Джефферсон встает на позиции теории естественного права и общественного договора, отстаивая идею народного суверенитета. Источником власти монарха он представлял волеизъявление народа, поэтому ни один человек не может быть лишен права участвовать в осуществлении политической власти. Если власть ущемляет права граждан, они вправе изменить ее.
Исходный тезис Томаса Джефферсона в объяснении государства и права состоит в том, что их сущность обусловлена природой человека. Естественно-правовая аргументация Джефферсона сводится к тому, что, во-первых, все люди от природы равны, во-вторых, они наделены Творцом прирожденными и неотъемлемыми правами, к числу которых относится «право на жизнь, свободу и на стремление к счастью». Любой из этих законов выше гражданских правовых норм, поэтому любое противоречие решается в пользу естественных законов.
К естественным правам Джефферсон также относил право использовать по своему усмотрению свои физические и духовные силы, плоды своих трудов, право личной неприкосновенности, право на свободу мысли и слова, переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе общих интересов, право свободы совести и вероисповедания, право избирать ту форму общественной жизни, которая более всего поможет человеку стать счастливым, и устранять ту, которая делает его несчастным.
Главную задачу государства Томас Джефферсон видел в защите естественных прав и установлении таких законов, которые регулировали бы поведение людей таким образом, чтобы они не нарушали естественные права.
Во второй части Декларации независимости Томас Джефферсон обосновывает «права народа на выбор формы правления, которая наилучшим образом обеспечит ему и безопасность, и благоденствие». Мыслитель был сторонником федеративной республики парламентского типа. Его политическим идеалом была фермерская республика, основанная на принципах народного суверенитета, выборности народом своих представителей, контроле народа за правительством.

 

Вопрос 30 Государственно-правовая теория А. Гамильтона
Джефферсон и Пейн относились к числу приверженцев демократической республики. Им противостояла другая группа — централистов-федералистов. Среди них наиболее влиятельным был Александр Гамильтон (1757—1804 гг.), теоретическая и практическая деятельность которого оказала определяющее влияние на содержание и характер Конституции США. Александр Гамильтон был наряду с Дж. Мэдисоном и Дж. Джеем автором сборника «Федералист».
Ключевой темой сборника был федерализм — государственное устройство, при котором власть распределяется таким образом, что от этого выигрывают и штаты, и федерация в целом. Главной целью федералистов было создание централизованной федерации с сильным правительством, способным обеспечить политическую стабильность и предотвратить выступления народных масс. Александр Гамильтон был противником конфедерации и самостоятельности штатов, так как и то и другое порождает разногласия, слабость, государство в государстве. Александр Гамильтон разбил аргументы против конфедерации.
Главным аргументом против конфедерации было то, что такая форма устройства не создает связи жителей разных штатов между собой, а также между ними и центром, так как люди не могут уважать правительство, распоряжения которого не выполняются, и конгресс, законы которого не соблюдаются.
Государство трактовалось Гамильтоном как общественный договор между управляющими и управляемыми, заключенный с целью обеспечения общего блага и защиты частной собственности. Однако прямое влияние народа на правительство ведет к ослаблению государства, поскольку народ подвержен заблуждениям, предрассудкам, страстям и редко способен правильно решать что-либо.
Гамильтон разделял мнение Дж. Адамса о том, что установление системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставить сотрудничать во имя общего блага, невзирая на их неуемную жадность и честолюбие. Народ — всего лишь огромный зверь, с которым правителю следует считаться, ибо раздоры и недовольства могут угрожать его власти.
Наилучшей формой правления, способной обуздать дурные склонности людей и обеспечить торжество справедливости и общий интерес, является президентская республика. Механизм президентской республики основан на принципе разделения властей, в котором Александр Гамильтон акцентировал внимание на необходимости взаимодействия и сотрудничества органов государства.
Гамильтон был приверженцем трех независимых властей — законодательной, судебной и сильной исполнительной власти во главе с президентом. По мнению Гамильтона, пожизненное назначение независимых, почитаемых, хорошо оплачиваемых и ни перед кем не ответственных федеральных судей, обладающих правом надзора, является основой должного управления и соблюдения статей Конституции.





Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии