БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » ИПиПУ » Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII — начале XIX вв.

Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII — начале XIX вв.

Автор: Maxvel 2-11-2010, 00:23

Политические и правовые взгляды И. Канта

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Иммануил Кант (1724— 1804 гг.) — родоначальник классической немецкой философии, политический и правовой мыслитель. Иммануил Кант стал главным представителем философского учения, которое подвергло критике теорию естественного права как методологию анализа государства и права. Основными работами философа стали: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений», «Метафизика нравов», «К вечному миру» и др.
Учение Канта содействовало распространению в юриспруденции принципов и ценностей либерализма.
Кант рассматривал человека как существо со свободной разумной волей. Философ считал, что культурное достояние общества является следствием всемирного исторического процесса, в ходе которого люди преодолевают зависимость от природы и обретают свободу. Кант считал, что поведение человека зависит не только от общества, в котором живет человек, оно может определяться самим человеком, т. е. автономно. Порождаемые разумом нормы поведения Кант обусловливает понятием «категорический императив». Категорический императив —это правило должного поведения, которое никак не связано с достижением конкретной цели. Человек, который следует категорическому императиву, — моральная личность.
Моральный (категорический) императив как закон нравственной свободы предписывает индивиду поступать так, чтобы максима его поведения могла быть одновременно и принципом всеобщего законодательства: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда как к средству.
Философ, осознавая, что далеко не все люди следуют категорическому императиву, признавал его недостаточность как регулятора общественного поведения и обращался в данном случае к праву. Право, по Канту, являлось первой ступенью нравственности. Однако если мораль базируется на осознании человеком собственного долга, то право как нечто менее совершенное основано на принуждении и силе. Кант различал нормативную природу нравственных и правовых обязанностей. И правовые, и моральные правила являются долгом. В этике воля, следуя нравственному закону, свободна в своем решении, обладает правом выбора этого решения. Напротив, право принуждает следовать закону, оно не знает этой свободы.
Критерием права выступает свобода как принцип нравственной автономии. Учение Иммануила Канта основано на идее о моральной обоснованности права. Свободная воля людей посредством категорического императива обязывает индивидов стремиться к утверждению всеобщей свободы. Право выступает внешним условием ее реализации, способом обеспечения равной для всех свободы.
На основе этого положения Кант выработал понятие права, которое имеет целостное измерение (свобода): «Право — это ограничение свободы каждой личности условием ее согласия со свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону...»
Кант разделяет право и законодательство, философ считает, что в сфере правовых отношений реализация прав одним лицом, как правило, влечет за собой ущемление прав других, люди руководствуются не долгом, а либо своими интересами, либо страхом наказания. Поэтому любое общество, где право господствует над моралью, полно противоречий, антагонистично.
Кант считал, что естественные права (свобода нравственного выбора, равенство, право собственности, способность делиться своими мыслями), существовавшие в догосударственном состоянии, являлись предварительными, так как фактически они были ничем не обеспечены.
После образования государства естественное право разделилось на частное (регулировавшее отношения, основанные на удовлетворении повседневных интересов отдельных индивидов) и публичное (определявшее взаимоотношения между людьми, объединенными в государство).
Учение о позитивном праве Кант именует статутарным учением о праве, которому он противопоставляет чистое учение о праве, основанное на разуме. Чистое учение о праве и статутарное учение о праве отличались, по Канту, как рациональное от эмпирического.
Кант — сторонник договорной теории происхождения государства: «Все в составе народа отказываются от своей внешней свободы, с тем чтобы снова тотчас же принять эту свободу как члены общности, т. е. народа, рассматриваемого как государство... и нельзя утверждать, что государство или человек в государстве пожертвовал ради какой-то цели частью своей прирожденной внешней свободы; он совершенно оставил дикую, не основанную на законе свободу для того, чтобы вновь в основанной на законе зависимости, то есть в правовом состоянии, потому что зависимость эта возникает из собственной законодательствующей воли...»
Кант определил государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Основной целью государства, по мнению философа, является обеспечение правопорядка. Правопорядок в государстве, по Канту, основан на правовых принципах, обладающих регулятивным воздействием и гарантирующих гражданскую свободу. К таким принципам следует отнести принцип общественного договора, принцип народного суверенитета, принцип верховенства права, принцип разделения властей. Постановка вопроса о необходимости соответствия государственного устройства и режима таким принципам дает основания считать Канта одним из главных создателей концепции правового государства, хотя сам он и не употреблял этого термина.
Достижение величайшей цели человечества — всеобщего правового гражданского состояния — связано с установлением не только правового порядка в границах отдельного государства, но также разумных внешнеполитических отношений, охватывающих весь мир.

 

Политико-правовая теория Г. Гегеля
Вторым наиболее значительным представителем немецкой классиче¬ской философии являлся Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.). Основными работами Гегеля были: «Наука логики»; «Философия искусства»; «Философия науки»; «Философия права».
Гегель — создатель диалектического метода познания, в основе которого лежит объективный идеализм.
Гегель представлял себе науку о праве как часть философии, поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета. Поскольку философия занимается идеями, предмет философии права — идея права, понятие права и его осуществление.
Государство и право Гегель сделал предметом философии духа, которая исследует развитие сознания человека. Этот процесс философ делит на три этапа в соответствии со своей диалектической триадой: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия и философия). Только философия постигает право и государство как результат деятельности разума человека, воплощающегося в социальных идеях.
Гегель отвергал теорию естественного права и использовал термин «естественное право» лишь для обозначения идеи права, выражающей сущность правовых отношений индивидов.
Постижение мыслей, лежащих в основе права, возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. Такой подход к праву в целом обусловлен идеями о тождестве мышления и бытия, разумного и действительного. Руководствуясь этой идеей, Гегель определял право как наличное бытие свободной воли: «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея». Право проходит в своем развитии три стадии:
1) абстрактное право;
2) мораль;
3) нравственность.
Абстрактное право включает в себя сферу имущественных отношений и преступлений против личности; оно имеет формальный характер и формируется в виде запретов. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственностью), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление).
Следующим этапом развития объективного духа является мораль. На этой ступени человек начинает осознавать свои поступки, становясь деятельностным субъектом. Личность возвышается до сознательного отношения к своим поступкам, способности осознавать ответственность перед другими, формировать цели, мотивы и смыслы собственного поведения: «Поскольку человек хочет, чтобы о нем судили по его самоопределению, он в этом отношении свободен, как бы ни сложились внешние определения». «Ценность человека определяется его внутренним побуждением».
Третий этап развития идеи права — нравственность. Под нравственностью Гегель понимал осуществление свободной воли в общественных отношениях. Нравственность — это высшая ступень объективизации свобод¬ной воли, на которой преодолеваются односторонность формального абстрактного права и субъективной морали по принципу «тезис — антитезис — синтез».
Гегель различал три вида объединения индивидов, в которых формируется нравственность:
1) семья;
2) гражданское общество;
3) государство.
По Гегелю, гражданское общество — это система материальных потребностей человеческого сообщества, и только по прошествии стадии гражданского общества наступает черед государства, а не наоборот.
Гражданское общество образуется как результат отношений частной собственности, включая институты, которые его гарантируют. Гражданское общество состоит из сословий. Сословная принадлежность индивидов определяется их потребностями, трудом и культурой. Гегель выделяет в гражданском обществе три сословия: субстанциональное (крестьяне и дворяне), промышленное (рабочие, фабриканты, торговцы) и всеобщее (чиновники). Такое разделение невозможно четко урегулировать при помощи одних только законов, для этого нужна политическая власть — государство.
Государство, по Гегелю, — «абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства».
Гегель замечал, что «разумное назначение человека — жить в государстве.... Индивид лишь постольку истинен и нравственен, поскольку он есть член государства».
В политическом устройстве государства мыслитель различал гражданскую власть, направленную вовнутрь, и военную, направленную вовне. Гегель— сторонник конституционной монархии, сочетающейся с разделением властей на законодательную, правительственную и княжескую. В то же время Гегель подчеркивал недопустимость противопоставления властей друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.
Законодательная власть у Гегеля представлена законодательным собранием, которое имеет двухпалатную структуру. Одна палата — наследственная, состоит из представителей земельной аристократии. Другая — выборная, состоит из депутатов, которые делегируются промышленными корпорациями.
Правительственная власть, в состав которой входила и судейская, была призвана обеспечить выполнение решений монарха.
Княжеская власть — монарх, который объединяет государственный механизм в единое целое.
По Гегелю, суверенитет должен принадлежать монарху. Философ критиковал положения, противопоставляющие народный суверенитет монархическому: «Народ, взятый без своего монарха, — бесформенная масса, которая уже не есть государство и не обладает больше ни одним из определений, наличных только в сформированном внутри себя целом, начальством, сословиями и чем бы то ни было».





Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии