БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » ИПиПУ » Политико-правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в.

Политико-правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в.

Автор: Maxvel 2-11-2010, 00:30

Либеральное учение Б. Констана

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Ярким представителем либерализма во Франции был Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767—1830 гг.). В его лекциях и выступлениях, объединенных в «Курс конституционной политики», изложены основные положения его либерального учения о государстве и праве. Другими работами Констана были: «О действиях террора», «О политических реакциях», «Об узурпации», «Принципы политики, пригодные для всякого правления». В своих работах Бенжамен Констан делит свободу на два вида—личную и политическую. Мыслитель различал античное и буржуазное понимание свободы. Античный подход связан с коллективным участием в осуществлении полисной власти, непосредственным участием в управлении полисом и подчинением индивида публичной власти. Буржуазное понимание связано с личной независимостью, самостоятельностью, постоянным участием в отправлении функций государства. Новыми ценностями современных государств стала личная свобода, означающая равенство граждан перед законом, свободу слова, вероисповедания и т. д. Политическая свобода рассматривается Констаном как гарантия личной свободы. Таким образом, смысл личной гражданской свободы состоит в независимости от общества и государства.
Свое понимание свободы Констан противопоставляет пониманию свободы Монтескье. Если Монтескье понимает свободу как право делать все, что дозволено законом, то Констан считал, что законы могут включать в себя столько запретов, что совсем не будет свободы.
Для Констана закон — это гарантия личной свободы, но, для того чтобы закон действительно гарантировал личную свободу, он должен отвечать ряду требований: закон должен исходить из легитимного источника и иметь справедливые границы.
Защищая права и свободы личности, Констан критиковал теории народного суверенитета Руссо. По мнению Констана, границы народного суверенитета должны кончаться там, где начинается независимость индивида.
Гарантами против чрезмерного усиления роли государства в обществе он считал общественное мнение, разделение властей, выборные институты власти, которые будут гарантом не столько политической свободы, сколько индивидуальной, которая в либерализме стоит на первом месте.
Лучшей формой правления Бенжамен Констан считал конституционную монархию, основанную на разделении властей. Бенжамен Констан осуществлял разделение властей по вертикали на центральную и местную, по горизонтали — на королевскую, законодательную, исполнительную, судебную.
Королевская власть рассматривалась Констаном как нейтральная и уравнивающая, разрешающая конфликты между другими властями.
Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом.
Законодательная власть принадлежит парламенту, который состоит из двух палат — верхней наследственной палаты пэров и нижней выборной палаты, посредством которой выражается общественное мнение.
Судебная власть осуществляется пожизненно назначаемыми и несменяемыми судьями.
В целях предотвращения установления деспотической власти центра Бенжамен Констан выступает за децентрализацию системы управления и выделяет в качестве самостоятельной муниципальную власть. Если центральная власть решает вопросы, касающиеся всех граждан, то муни¬ципальная власть реализует потребности населения на местах.

 

Политико-правовые взгляды И. Бентама
Иеремия Бентам (1748—1832 гг.) вошел в историю политико-правовой мысли как родоначальник теории утилитаризма (от лат utilitas — «польза», «выгода»). Некоторыми идеями Бентам был обязан Д. Юму и Гельвецию, кое-что он почерпнул у Пристли и Ч. Беккариа.
Основными работами Бентама были: «Фрагмент о государственном правлении», «Введение в основания нравственности и законодательства», «Конституционный кодекс», «План всеобщего и вечного мира».
Утилитаризм Бентама основывался на этическом гедонизме — учении о том, что благо — это счастье и целью этического поведения является достижение наибольшего возможного счастья для наибольшего количества людей. Чтобы правильно понять это утверждение, следует иметь в виду, что для Бентама удовольствие и счастье были синонимами и имели самый широкий смысл, включая интеллектуальные, социальные, моральные и альтруистические удовольствия, а также менее значимые физические удовольствия. Удовольствие — это все, что представляет ценность для человека, независимо от природы или причин, по которым человек рассматривает что-либо в качестве ценности.
Бентам критиковал теорию естественного права, содержание которого, по его мнению, неопределенно и всеми трактуется различно. В природе естественных прав не существует. В человеке естественны лишь его чувства, способности и дарования.
«Понятие о правах личности ведет, по его мнению, к анархии и противостоянию государственной власти. Бентам противопоставляет понятия «право» и «закон». Право у него противно разуму и представляется опасным для государства: не личность, а государство должно быть источником правовых норм. При этом законодательству необходимо постоянно совершенствоваться, руководствуясь соображениями его полезности для человека.
Однако Бентам признает существование прав человека, но только тех, которые можно обосновать принципом полезности, четко определить и сформулировать в тексте закона. Совокупность таких законов является реальным правом. Именно закон является для Бентама формой права: «Под правом вообще понимаются все законы, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов». Закон, по Бентаму, — это собрание знаков, выражающих веление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определенной ситуации поведения лица или группы лиц, подчиненных его власти. Цель законодательства: увеличить количество счастья всех людей во всех возможных направлениях. Наказание же и сопутствующие ему страдание и зло следует применять только в тех случаях, когда оно препятствует появлению еще большего зла.
Следуя этим принципам, Бентам и его последователи выступили инициаторами системы здравоохранения и страхования, законов о бедности, реформы тюрем, использования наказания в целях предупреждения преступлений и перевоспитания преступников, распространения демократии и самоуправления на все сферы общественной жизни.
Основу права Иеремия Бентам выводит из природы человека. В основе всей деятельности людей лежит принцип пользы, практической выгоды. Последовательно проводимый принцип личной пользы неизбежно приводит индивидов к интеграции на основе общего интереса.
Таким образом, отрицая теорию общественного договора в происхождении государства, Иеремия Бентам говорит, что государство призвано удовлетворять разнообразные интересы личности, при этом не вмешиваясь в его личную жизнь. В качестве гарантий политической свободы индивида ученый предлагал определить пределы государственного вмешательства. Государству, по мнению Бентама, не следует вмешиваться в частную жизнь граждан и в экономику, а только в отношения «общего блага».
Иеремия Бентам выделял три формы правления: монархию, аристократию, демократию.
Первоначально ученый выступал как сторонник конституционной монархии. Затем Бентам пришел к выводу, что ни монархия, ни аристократия не обеспечивают гарантий против злоупотребления чиновников. В связи с этим мыслитель поменял свои взгляды и стал отдавать предпочтение республике как форме правления, способной достигнуть наибольшего счастья для наибольшего числа лиц. Бентам считает, что законодательная власть должна осуществляться на основе всеобщего равного и тайного голосования.
Исполнительная власть должна принадлежать должностным лицам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.
Теория утилитаризма Иеремии Бентама оказала существенное влияние на развитие двух направлений юриспруденции: позитивистского и социологического.
В 1797 г. философ Иеремия Бентам предложил новую модель тюрьмы, известную как паноптикум, в которой все заключенные должны находиться под круглосуточным наблюдением тюремщика, затаившегося наверху здания; при этом арестованные не должны были видеть своего надсмотрщика.

Сейчас самая пора для туризма. Что может быть лучше, чем экскурсия из Праги в Мюнхен в сопровождении частного гида. Старые европейские города вскружат голову любому туристу не только своей красотой и историчностью, но и современной «начинкой».



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии