БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Основы психологии и педагогики » Введение в курс «основы психологии»

Введение в курс «основы психологии»

Автор: Maxvel 1-04-2011, 20:42

1. психология как наука. Предмет, объект, основные задачи на современном этапе
2. понятие о психике. Особенности психического отражения
3. сознание как высшая сфера психики
4. психологическая характеристика деятельности как условие развития личности

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Психика – «наука о душе». Особенности психологии как науки:
1) это наука о самом сложном, что пока неизвестно человечеству о психологии как высокоорганизованной материи
2) в психологии как бы сливаются объект и субъект подсознания
3) особенность психологии заключается в уникальном практическом следствии
4) чрезвычайная перспективность психологии и ее исследование обусловлено постоянно возрастающей ролью и значением для людей.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Этапы развития психологии:
1) психология выступала как наука о душе. Аристотель «трактат о душе». 2 точки зрения:
• материалистическая (демократ и Аристотель) – считает что психология является материалистичной
• идеалистическая (Платон) – душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Платон разделил все душевные явления на разум (интеллект), мужество, волю, вожделение. Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение в брюшной полости.
2) 17 век. Основными методами изучения психических объектов считается самонаблюдение. В этот период были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. В 18в. в научном обиходе появляется термин «психология» (в книге немецкого философа Вольфа). История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основном немецким психологом В. Вундтом в Лейпциге в первой в мире экспериментальной лабораторией. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Основоположником отечественной научной психологии считают И.М. Сеченова – книга «Рефлексия головного мозга».
3) 19-20вв. Изучение условных рефлексов и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований. Уотсон – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Психология – наука о поведении.
4) Современный. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающей интересы практической деятельности человека.

2.Психика – внутренний мир человека, субъективный образ объективного лица.
Предмет психологии – система знаний, объясняющих закономерности психики, создания бессознательного, личность и поведение и деятельность, предмет – психическое состояние, психическое свойство личности, психические процессы.
Задания:
1) теоретическое переосмысление психической организации человека с учетом результатов современных исследований в нейропсихологии, социологии.
2) Разработка психологического инструментария для качественной и оперативной диагностики психической характеристики человека
3) Участие в разрешении комплексных проблем современности, в которых большое значение имеет человеческий фактор
4) Разработка способов активного обучения и воспитания подрастающего поколения
5) Реализация прикладных программ в самых различных сферах

Отрасли психологии:  
1) общая психология:
• возрастная психология
• пренатальная (развитие ребенка в утробе матери)
• детская психология
• психология младшего школьника
• психология подростка
• психология взрослого человека
• героптопсихология
2) педагогическая психология
• психология обучения
• психология воспитания
• психология учителя
• психология учебно-воспитательной работы в проблемными детьми
3) социальная психология
• психология больших групп (религия, БРСМ)
• психология малых групп
• социальная психология личности
4) специальная психология – психология аномального развития
• патопсихология
• олигофренопсихология (дефекты мозга)
• сурдопсихология (дефекты слуха)
• тидопопсихология (дефекты зрения)
5) прикладная отрасль психологии
• инженерная
• авиационная
• юридическая
• военная 
• психология труда и управления
6) психология творчества (креативная)
7) этнопсихология (особенности различных народов)

Принципы психологии
1) детерминизма (определение)
2) единство сознания и деятельности
3) развития психики
4) личного подхода

Методы психологии
1) организационные
2) эмпирические (эксперимент, опрос, моделирование, биографический, исследование) 
3) группа обработки данных
4) интерпретационное

Стадии развития психики:
1) элементарные действия
2) предметное восприятие (отражение действий в виде целостных образов)
3) интеллект (способность решать задачи, требующие подготовки, предварительных действий)

3.Фрейд выделял:
1) сознание – явление, поддающееся регулированию
2) подсознательное – осознанное при необходимости
3) досознательное – ушедшее из сознания, но с помощью особых приемов могут осознаваться 
4) бессознательное – психические явления не осознанные субъектом
• теория психофизического параллелизма – психические и физические явления не пересекаются
• теория единства

Основные характеристики сознания:
1) интенциональность – направленность на объект
2) рефлективность – ориентация на внутренний мир, познание себя
3) активность – человек выступает как активное начало
4) уровень ясности – степень осознания отображаемых объектов
Правое полушарие отвечает за творческие способности, воображение, интуицию. Левое полушарие – анализ и синтез, речь, письмо, логика.

4.Характеристика деятельности.
Деятельность – активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение к нему требований со стороны общества и государства.
Этапы деятельности:
1) постановка цели
2) планирование работы
3) выполнение деятельности
4) проверка результатов

Виды деятельности:
1) игра
2) учение 
3) труд

Структура деятельности:
1) потребность
2) мотив
3) цель 
4) результат

 

Сейчас, в век развития техники и технологий, в загазованном городе жить становится все хуже. То ли дело на природе, на свежем воздухе. Но есть проблема: на природе многоквартирных домов нет, нужно самому начинать строительство. Чтобы построить, нужно сначала составить проект коттеджа. Ведь именно в проекте можно выразить все свои пожелания по поводу будущего дома на свежем воздухе.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии