Направленность личности

Автор: Maxvel 3-04-2011, 22:27

Направленность личности

1. потребности и их классификация
2. мотив и поведение
3. самосознание личности
4. я-концепции личности

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Направленность личности – это ценостно-ориентированная система личности, иерархия ее базовых потребностей, установок, мотивов поведения.
Потребности – побуждение к деятельности, которое осознает и переживает человек (нужда в чем-то, недостаток, неудовлетворенность).
Потребности:
1) биологические
2) культурные
3) социальные (общение и т.д.) 
4) потребность в труде

Потребности (по Маслоу):
1) физиологические
2) безопасность
3) быть принятым (в общность)
4) уважение и самоуважение
5) самореализация

Особенности самоактуализирования личности:
1) активное восприятие действий и способность хорошо ориентироваться в ней
2) принятие себя и других людей такими, какие они есть
3) непосредственность в поступках и спонтанность выражения своих мыслей и чувств
4) обладание чувством юмора
5) озабоченность благополучием других людей
6) способность к глубокому пониманию жизни
7) способность объективно оценивать мир
8) предпочтение новых путей
9) умение полагаться на свой опыт
10) открытое и честное поведение в любых ситуациях
11) готовность стать непопулярным, подвергаться осуждению за нетрадиционные взгляды
12) способность брать на себя ответственность

потребности (Маккеланд): 
1) потребность власти
2) потребность успеха (доверие и доведение работы до удачного завершения)
3) потребность причастности (заинтересовать людей в компании знакомых, в оказании им помощи, на налаживании других отношений)

2.Мотив – внешнее побуждение к действиям. 
Выделяют побудительные (осознанные) основания целенаправленных действий и смыслообразующие (неосознанные мотивы – основные значения для меня)
К мотивам относятся:
1) установки – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях
2) желание – потребность соотносить с конкретным предметом их удовлетворения
• естественные
• необходимые
• ни естественные, ни необходимые
3) стремление – повышенное эмоциональное тяготение к объекту желания
4) влечение – состояние навящивого тяготения в объекту желания
5) интерес – эмоционально насыщенное направление на объекты, связанные со стабильными потребностями человека:
• широкие 
• узкие
• глубокий интерес
• устойчивые интересы
• действенные интересы
• пассивный интерес
• прямые интересы
• косвенные интересы

Моральный идеал – это образец, которому следует человек в деятельности и поведении.
Черты личности:
1) мотив достижения успеха
2) мотив избегания неудач – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его достижений
3) локус контроля – это характер причин для объяснения собственного поведения
4) мотив отвергания – боязнь быть отвергнутым
5) альтруизм
6) эгоизм – стремление удовлетворить собственные потребности безотносительно интересам других людей.

3.Самосознание – это процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств.
Самосознание – это осмысление и оценка себя как личности. Образ «я» включает в себя: я-прошлое, я-реальное, я-будущее, я-идеальное. Образ «я» и самосознание складываются на протяжении жизни.
4 компонента, под воздействием которых складывется образ «я» или самосознание (по Мирлину):
• осознание отличия себя от остального мира
• осознание «я» как объективного начала субъекта деятельности
• осознание своих психических свойств, эмоциональной самооценки
• социально-нравственная самооценка, самоуважение, которые формируются на основании опыта, общения и деятельности

Категории самосознания:
1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономно от среды
2) осознание своей активности (я управляю собой)
3) осознание себя через другого
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии

Структура самосознания:
1) осознание близких и отдельных целей
2) осознание своих реальных и желаемых качеств
3) познавательное когнитивное представление о себе («я» как наблюдаемый объект)
4) эмоционально-чувственное представление о себе

Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.
Отличительные черты личности с развитием самосознания:
1) удовлетворение своих потребностей не нанося ущерба другим людям
2) достижение значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения
3) демонстрировать энергию и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности
4) открытость новому опыту

4.Я-концепции. Представитель – К. Роджерс.
Я-концепция личности – это собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Я-концепция объединяет все знания человека о себе и том, как он оценивает себя.
Компоненты:
1) когнитивный. В образ Я входит представление человека о способностях, социальных ролях, интересах, качествах личности, включая все, что значимо для человека, все, что позволяет ему чувствовать общность с другими людьми, объединяться с ними и отличаться от них, осознавать себя как особую личность. Состав Я-концепции:
• присоединение – обеспечивает объединение индивида с другими людьми (чувствовать общность)
• диферинциация – способствует выделению от других и создание основного для чувства собственной неповторимости, уникальности
2) эмоционально-ценостное отношение к себе – отражение отношения человека к себе в целом, или к отдельной стороне своей личности, деятельности, поведении, коммуникативной способности, невербальному проявлению. Проявляется в самоуважении, самооценке, уровне притязаний. Фундамент для эмоционально-ценостных компонентов составляет самоуважение или чувство собственного достоинства. Самоуважение – вера в собственные силы, возможности принять себя, любовь к себе. Самооценка – оценка личности себя в целом и отдельные стороны своей личности. Адекватная самооценка соответствует успешности человека в какой-либо деятельности. Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности и неполноценности.
3) Поведенческий – определяет возможности саморегуляции, способности принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии