БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Основы психологии и педагогики » Социальное пространство. Семейное воспитание

Социальное пространство. Семейное воспитание

Социальное пространство. Семейное воспитание

1. понятие социального пространства
2. коллектив как объект воспитания
3. роль и функции семьи в воспитании личности
4. виды и типы семьи
5. модели семейных взаимоотношений
6. средства и условия успешного воспитания в семье

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Воспитательный процесс конструируется, разворачивается или реализуется в социуме. Социальное пространство – совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием в образе слов, действий, поступков, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля. Разнообразие социальных отношений содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, включая достижения общечеловеческих ценностей. Это все создает социальную ситуацию развития человека. Для каждого человеческого социума ситуация имеет свой индивидуальный вариант. В социуме, предназначенном для жизненного пространства, человек утверждает свое «Я». Функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность. Социум оказывает формирование и развивает влияние на человека, через слагаемые социального пространства. Слагаемыми социального пространства можно назвать семью, детский суд, школу и т.д.
Малыш – семейное пространство
Дошкольник – детский сад
Школьник – школа, секции
Ранняя юность – жизненная позиция, человек видит себя, выявляет свои положительные и отрицательные качества, либидо.
Социальное пространство разворачивает широкий спектр социальных отношений через присутствие ребенка в различных социальных группах (улица, транспорт, образовательные учреждения, радио, телевидение, кино, книги). Социальное пространство ребенка расширяется за счет путешествий.

2.Коллектив (н.20 в. Толстой) – круг школ. Коллектив – группа людей, имеющая общие общественные и личностные цели, их совместная деятельность организуется для их достижения.
Объединяя единство цели и деятельности члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов коллектива и одиночной ответственности перед ним. Каждый коллектив имеет свои органы управления, исходя из этого вытекают признаки коллектива:  
1) наличие общественно-личностных значимых целей
2) включение членов коллектива в разнообразные социальные деятельности
3) организация совместной деятельности
4) система, практическая связь коллектива с обществом
5) наличие традиций и перспектив
6) атмосфера взаимопонимания, доверия и требовательности
7) развитие критики и самокритики
8) сознательная дисциплина
 

Функции коллектива:
1) организационная – коллектив – субъект управления своей общественно-полезной деятельности
2) воспитательная – коллектив – носитель и пропагандист определенного убеждения
3) стимулирующая – коллектив способствует формированию нравственно-ценностных символов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов на взаимоотношениях в коллективе
Последнее 10-летие коллектив – группа людей высокого уровня развития отличающаяся строгостью, интеграцией деятельности, коллективной направленностью.

Особый вклад в разработку понятия коллектива внес А.С. Макаренко: коллектив – живой социальный коллектив, в котором развитое движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Коллектив по отношению к каждому его члену – инструмент прикосновения к личности.
Отношения между личностью и коллективом:
1) конформизм – добровольное подчинение нормам, правилам, принятым в этом коллективе
2) гармония – ценности каждого типа коллектива совпадают с ценностями, принятыми у всех членов этого коллектива
3) конформализм – редко встречаемая модель отношений, в которой 1 личность пытается подчинить себе всех членов коллектива

Процесс развития личности и коллектива тесно связаны. Развитие личности зависит от развития коллектива, с другой стороны активность воспитанников, уровень физического и умственного развития, их возможности, способности обусловлены воспитанием в силу и воздействия коллектива. В конечном итоге коллективные отношения выражаются тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они испытывают свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

3.Главный институт воспитания – семья. В современной педагогической литературе семья – социальный воспитательный коллектив, т.к. все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется личной стороной отношений и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенных функций:
1) хозяйственно-экономическая – ведение хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых услуг, забота о нетрудоспособных ее членах
2) репродуктивная – рождение и воспитание, подготовка их к жизни в обществе. Эта функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода
3) воспитательная – создание условий для личностного роста, формирования и развития детей, передача им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей, создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных взаимоотношений, оказание психологической поддержки каждому члену семьи
4) коммуникативная – организация внутреннего общения, взаимосвязь семьи с другими людьми, другими семьями и социальными группами
5) рекреативная – организация досуга, развлечение детей, создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья каждого члена семьи
6) организация первичной социализации – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культура страны, обучение нравственным нормам, традициям народа.

Семья – это малая группа общества, члены которого связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, моральной ответственностью. Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная задача семейного воспитания – подготовка детей к жизни, усвоение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования «Я» в условиях семьи. Цели, средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития. Семейное воспитание обычно строится на основании идеологии, морали, системы взаимоотношений того социального строя, к которому относится семья.
Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Слагаемыми культуры родителей являются конкретные знания по педагогике, психологии, медицине, физиологии, этике, праву.  
 

Методы семейного воспитания:
1) показание образца
2) создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться
3) демонстрация преимуществ данной формы поведения
4) предупреждение нарушения поведения ребенком 
5) контроль за действиями
6) стимулирование самоконтроля
7) организация практической деятельности
8) убеждение и разъяснение нравственности, правовых норм и категорий (анализ конкретной жизненной ситуации, обсуждение вместе с ребенком конкретного поступка, личный пример родителей, праведный гнев как средство убеждения).
9) Поощрение как способ стимулирования желаемого поведения ребенка 
10) Наказание

4.Признаки:
1) по количеству детей:
• Бездетные
• Однодетные
• Малодетные
• Многодетные
2) по числу поколений
• Однопоколенные
• Двухпоколенные
• Межпоколенные
3) по признакам полноты
• Полные
• Неполные
• Внебрачные
4) по характеру взаимоотношений
• идеальные
• средние
• негативные
5) по устойчивости семейных отношений
• гармоничные
• распадающиеся
• распавшиеся
• неполные
6) по уровню благополучия
• благополучные
• неблагополучные
7) по типу отношений в семье между взрослыми и детьми, а такде по степени их напряженности и последствию влияния на детей:
• семьи, уважающие детей – отношения между родителями и детьми характеризуется порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях
• отзывчивые – отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует дистанция. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители решают что нужно детям
• материально ориентированные – главное внимание на материальное благополучие. Дети приучены смотреть на жизнь прагматично, стараются видеть выгоду для себя. Детей заставляют хорошо учиться, но только для поступления в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано взрослеют, но отношения с родителями лишаются духовной основы, могут развиваться непредсказуемо 
• враждебные семьи – детям плохо, присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания, дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, могут уходить из семьи
• антисоциальные семьи – временное пристанище для детей. Родители ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожаю друг другу, пьянствуют, воруют, дерутся.

Особенности, характеризующие современную семью:
1) расслоение общества на богатых и бедных влияет на семенное воспитание
2) сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи
3) рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполноценных семей
4) низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают социальных сирот

5.Негативные модели взаимоотношений:
1) безнадзорность – родители излишне заняты, не уделяют внимания своим детям, родители любят своих детей, но у них не хватает времени, чтобы ее проявить. В итоге дети предоставлены сами себе. Они самостоятельно проводят время в поиске развлечений, попадают под уличное влияние
2) гиперопека – жизнь ребенка под бдительным, неустанным надзором, запретом, предупреждением, указом. Он становиться нерешительным, безинициативным, боязливым, неуверенным в свои силах
3) «по типу золушки» - обстановка эмоционального отвержения ребенка, безразличие, халатное отношение к нему. Ребенок чувствует, что родители его не любят. Ребенок особенно сильно переживает тот факт, что кого-то любят больше
4) жесткое воспитание – за провинность сурово наказывают, ребенок живет в страхе. Страх порождает жестокость
5) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – ребенок растет в страхе и тревоге.

Кроме негативных моделей поведения можно назвать позитивные:
1) знания в области психологии, педагогики, физиологии
2) знание о целях, способах и средствах педагогической деятельности
3) навыки и умения достижения воспитанником целей
4) любовь к детям

Позитивные моменты:
1) взаимоотношения между супругами
2) контакт глаз
3) физический контакт
4) дисциплина
5) пристальное воспитание



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии