БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Финансовое право » Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства.

Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства.

Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства.

1. Понятие и виды юридической ответственности.

2. Понятие и классификация налоговых правонарушений.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Юридическая ответственность – применение к лицу, совершившему правонарушение, мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

В зависисости от вида ответственности санкции могут состоять в следующем:

1)уплате штрафа

2)лишении свободы

3)ограничение свобады

4)аресте

5)лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должность

Юридическая ответственность может возникать как административная, так и уголовная.

Административная ответственность

К разновидностям административной ответственности присущи следующие признаки:

1)адм ответственность – мера государственного воздействия (принуждения)

2)наступает при совершении правонарушения и наличии вины

3)состоит в применении к правонарушителю определенных санкций

4)санкции строго определены законом

Н.п.а.: КоАП, ПИКоАП.

Субъекты – физ. лица и юр. лица.

Нарушения налогового законодательства:

1)нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган

2)осуществление деятельности организациями без постановки на учет в налоговый орган

3)нарушение плательщиком установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке

4)нарушение срока предоставления налоговой декларации

5)нарушение порядка открытия счета плательщику

6)неуплата или не полная уплата плательщиком налогов, сборов, пошлин и т.д.

Само правонарушение характеризуется наличием следующих признаков:

1)наличие факта поведения субъекта

2)противоправность

3)виновность

4)совершено дееспособным лицом

Административное взыскание может быть наложено в следующие сроки (ст.7.6 КоАП):

1)за совершение разового правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его совершения

2)за совершение длящегося правонарушения – в течении 2 месяцев с момента его обнаружения или окончания

3)за совершение правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и иных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения – не позднее 3 лет с момента их совершения и 6 месяцев со дня обнаружения

Они закреплены в ст.7.4 КоАП.

Лицо, совершившее правонарушение может быть освобождено от ответственности по следующим основанием:

1)вследствии малозначительности (ст.8.2 КоАП)

2)при наличии смягчающих обстоятельств для физ. лиц (7.2, 8.3 КоАП)

А)добровольное возмещениеп или устранение причиненного ущерба

Б)предотвращение лицом последствий

В)совершение правонарушений под влиянием угрозы, принуждения

Г)в силу материальной или служебной зависимости

3)физ. лицо заболело слабоумием или иным психическим расстройством (8.6 КоАП)

Органы, ведущие адм процесс:

1)налоговый орган (д.л.)

2)от имени налогового органа вправе рассматривать дела министр по налогам и сборам и его зам., начальник инспекции по налогам и сборам и его зам.

При рассмотрении дел от адм правонарушениях, руководитель налогового органа обязан выяснить:

1)было ли фактически совершено правонарушение

2)виновно ли конкретное физ. или юр. лицо в совершении правонарушения

3)подлежат ли фактической ответственности другие физ. и юр. лица

4)наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств

5)наличие вреда и т.д.

По результатам рассмотрения дела, руководитель налогового органа выносит постановление.

При одновременном рассмотрении налоговым органом нескольких протоколов, составленных в отношении одного юр.лица, по каждому протоколу выносится отдельное постановление о наложении административного взыскания.

Постановление о наложении адм взыскания объявляется немедленно по окончании рассмотрении дела, копия постановления под роспись вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В случаи отсутствия лица при рассмотрении дела, копия высылается заказным письмом в течении 3 суток.

Жалобы на действия д.л. могут быть поданы в течении срока ведения адм процесса вышестоящему д.л. налогового органа, в вышестоящий налоговый орган и в прокуратуру или суд.

Жалоба рассматривается в 5дневный срок со дня ее поступления.

При рассмотрении жалобы может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удовлетворении жалобы. Решение по жалобе является окончательным.

Постановление о наложении адм взыскания подлежит исполнению после вступления его в законную силу. Постановление о наложении адм взыскания, вынесенное руководителем налогового органа или его зам. Обращается к исполнению на основании ст. 13.1 – 15.5 ПИКоАП. Постановление о наложении адм взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено к исполнению в течении 3 месяцев со дня вступления его в законную силу. Постановление о наложении адм взыскания в виде штрафа исполняется д.л. налогового органа, вынесшего постановление. Штраф должен быть уплачен физ. лицом и и.п. не позднее 1 месяца со дня вступления постановления в законную силу, юридическим лицам – не позднее 15 дней. В случаи обжалования такого постановления – не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения. Если юр. лицо или и.п. не уплатили штраф добровольно в установленный срок, то налоговый орган направляет копию постановления в банк для взыскания со счетов.

Исполнение постановления о наложении адм взыскания оканчивается проставлением в нем отметки об исполнении.

Уголовная ответственность

Налоговый орган при установлении в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступлений, по делам о которых предварительное следствие или дознание производится органами финансовых расследований составляет акт проверки и выносит по нему решение о применении экономических санкций или в 10дневный срок со дня вынесения решения направляет его и материалы проверки в орган финансовых расследований. При наличии жалобы на решение о рпименении экономических санкций, а также в случаи привлечения физ. лица или и.п., д.л. юр. лица к административной ответственности в орган финансовых расследований направляются жалоба на решение, решение по результатам рассмотрения жалобы, постановление по делу об административном правонарушении. К подследственности органов финансовых расследований относится:

1)об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности

2)о причинении ущерба в крупном или особо крупном размере в результате уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, пошлин путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, уклонение от предоставления налоговой декларации или внесения в нее заведомо ложных сведений

Решение и материалы проверки за подписью начальника налогового органа или его зам. Направляются в орган финансовых расследований с сопроводительным письмом, в котором указывается:

1)наименование проверяемого юр. лица

2)юридический адрес

3)характер выявленных нарушений

4)какие требования законодательства не были соблюдены

5)должность, ФИО лица, действия которого повлекло нарушение или несоблюдение законодательства

К сопроводительному письму прилагается акт проверки, документы, регламентирующие должностные обязанности лиц, действия которых повлекли нарушения законодательства. Материалы дела об адм правонарушении направляется, подлинники бухгалтерских, финансовых и производственно-хозяйственных документов. Также прилагаются возражения по акту проверки и заключения по результатам их рассмотрения.

К письму прилагаются объяснения лиц по факты выявленных нарушений.

По мотивированному запросу органов финанс расследований налоговый орган обязан в 5дневный срок предоставить имеющиеся дополнительные материалы. При обнаружении налоговым органом фактов, указывающих на признаки преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов финансовых расследований по вопросам, не относящихся к компетенции налоговых органов и в силу этого не подлежащих указанию в акте проверки, то налоговый орган направляет в орган финансовых расследований сообщение о преступлении в письменной форме. К данному сообщению могут прилагаться док-ва. В целях обеспечения оперативности и повышению эффективности работы по рассмотрению материалов о нарушении законодательства, налоговый орган до передачи данных материалов может организовать предварительное ознакомление с ними сотрудников органов финансовых расследований. По результатам предварительного ознакомления с материалами проверки, сотрудник ОФР при необходимости дает рекомендацию налоговому органу по доработке и оформлению материалов проверки для направления в ОФР. О принятом решении ОФР в течении 10 дней со дня принятия решения по поступившему сообщению направляет в налоговый орган уведомление с приложением копии соответствующего постановления и с разъяснением прав и порядка ознакомления с материалами дела, а также с порядком обжалования принятого решения.

 2.Структура налогового правонарушения:

1)объект правонарушения

2)объективная сторона – деяния

3)субъект

4)субъективная сторона

С элементами состава разобрались

Классификация правонарушений:

1)в зависимости от характера совершенного деяния:

А)уголовные

Б)административные

2)исходя из направленности деяния:

А)нарушении против системы налогов

Б)против прав и свобод налогоплательщиков

В)против исполнения доходной части бюджета

Г)против контрольных функций налоговых органов

Д)против обязанностей по уплате налогов

Е)против порядка веления бухгалтерского учета отчетности

 



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии