БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Финансовое право » Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга.

Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга.

1. Понятие и значение государственного кредита.

2. Понятие и виды государственного долга.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Кредит – предоставление денежных средств или товаров в долг на определенный срок, на условиях возмездности и возвратности.

Как правовая категория государственный кредит – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающихся в процесс привлечения государством временно свободных денежных средств юр. и физ. лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия дефицита бюджета и регулирование денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Принципы:

1)добровольности – предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения  различного рода государственных ценных бумаг

2)возмездности – уплата вознаграждения за пользование кредитными ресурсами (денежная сумма, т.е. %)

Источником погашения займа и выплаты % по ним выступают средства бюджета. Возмездность также предполагает получение кредиторами иных выплат.

3)целевой направленности

4)срочности

5)возвратности – государственные кредиты могут быть краткосрочными (до года) и долгосрочные (свыше 1 года)

Основной формой государственного кредитования является государственные займы. В соответствии со ст. 52 БК право осуществлять государственное заимствование принадлежит:

1)РБ

2)правительству РБ

3)резидентам РБ под гарантией правительства

Государственные заимствования осуществляются в пределах внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга (устанавливается в законе «О республиканском бюджете на очередной финансовый год»). Ст. 53 БК определяет, что долговые обязательства РБ могут осуществляться в виде долговых обязательств по:

1)кредитам (займам), привлеченным от имени РБ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, международных организаций и иных резидентов и не резидентов РБ

2)государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РБ

3)гарантиям правительства РБ

4)иным долговым обязательствам, отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг РБ

 

2.В соответствии со ст.59 БК состав государственного долга определяется следующим образом: государственный долг РБ включает в себя подлежащую возврату сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов фактически полученных РБ от резидентов и не резидентов.

В соответствии со ст.2 БК внутренний государственный долг – общая сумма основного долга РБ по внутренним государственным займам, в т.ч. займам ОМУ и СУ.

Под внешним государственный долг – основная сумма государственного долга РБ по внешним государственным займам на определенный период времени.

Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций государства по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов по ним. В соответствии со ст. 54 БК, управление государственным долгам осуществляется правительством РБ, а управление долгом местных ОМУ и СУ – местными исполкомами. Первичным аспектом управления является определение законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год лимитов внутреннего и внешнего государственного долга.

Изначальным аспектом управления государственным долгом в контексте его наличия является учет внутреннего и внешнего долга РБ. В соответствии со ст.62 БК, в РБ действует единая система регистрации внешних государственных займов, их осуществляет Мин.Фин. Ст. 64 БК определяет, что учет внутреннего государственного долга осуществляет Мин.Фин. посредством ведения реестра внутреннего государственного долга в т.ч. реестра долга ОМУ и СУ. МИРО ведут учет долга ОМУ и СУ и предоставляют в Мин.Фин. соответствующие сведения для ведения реестра. В системе действия по управлению государственным долгом важным фактом является обслуживание и погашение государственного долга, т.к. все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств.

В соответствии со ст. 57 БК, под обслуживанием государственного долга РБ понимается уплата процентов или иного вознаграждения кредитору, штрафов и прочих платежей по государственным займам. Погашение государственного долга РБ предполагает уплату, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств РБ. Государственный долг РБ полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности. В случаи возникновения риска превышения расходов на обслуживание и погашение государственного долга РБ над объемом средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, то Мин.Фин. информирует об этом правительство РБ, которое немедленно предоставляет президенту предложение об уточнении показателей бюджета на очередной финансовый год.

Поступление в республиканский бюджет средств от государственных заимствований, а также возмещение заемщиками платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями правительства РБ подлежат отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

Ст. 60, 63 БК предусматривает отдельные аспекты правового регулирования обслуживания и погашения государственного долга. В случаи невозможности выполнения РБ финансовых обязательств по государственному долгу, то она приступает к реструктуризации государственного долга, под которой понимается основанное на соглашении с кредитором прекращение долговых обязательств РБ, составляющих ее государственный долг с заменой указанных долговых обязательств иными обязательствами, предусматривающими иные условия обслуживания и погашения долговых обязательств РБ.

Порядок и условия реструктуризации долговых обязательств перед республиканским бюджетом определен указом президента от 18.04.2006г. №252 «Об утверждении положения о внешних государственных займах (кредитах)». Реструктуризация задолженности по займу перед республиканским бюджетом осуществляется на основе платности, срочности и возвратности.

 



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии