БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Земельное право » Право собственности на землю

Право собственности на землю

Автор: Maxvel 4-11-2010, 00:09

1. понятие и общая характеристика право собственности на землю
2. земельный участок как объект земельных отношений
3. содержание право собственности на землю
4. право государственной собственности на землю
5. право собственности на землю иностранных государств и международных организаций
6. право частной собственности на землю
7. основания возникновения и прекращения право собственности на землю
8. плата за земельный участок. Кадастровая стоимость земли и земельного участка

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Принятый 11 декабря 1990г. кодекс "о земле" признавал лишь разнообразие и равноправие форм хозяйствования на землю. Кодекс "о земле" устанавливал только государственную форму собственности на землю. В 1993г. был принят закон о право собственности на землю, который коренным образом изменил принцип исключительной собственности государства на землю. Следующий этап регулирования отношений собственности на землю был связан с принятием кодекса "о земле" 4 января 1999г., который предоставил право иностранным государствам и юридическим лицам РБ приобретать земельные участки в собственность при соблюдении ряда условий. Новым этапом реформирования отношений собственности на землю можно назвать принятие кодекс "о земле" 23 июля 2008г. Как юридическая категория собственность на землю представляет собой результат закрепления прав нормами экологических отношений по владению, пользованию и распоряжению землей. Право собственности является одним из основных вещных прав. В объективном смысле право собственности на землю представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения земельной собственности. В субъективном смысле право собственности на землю – это совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей в порядке, предусмотренном законодательством. Субъективное право собственности на землю как праву абсолютному противопоставлено определенное число лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, ущемляющих права собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право.
В случае нарушения субъективного права собственности оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке. Согласно конституции государство гарантирует реальную защиту всех форм собственности. В соответствии с ГК распоряжении, пользование и владение землей в той мере, в которой допускается законодательством, осуществляется собственником свободно, если это не нарушает интересы других лиц.

Право собственности бессрочно. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему земельного участка. Абсолютной земельной собственности нет. Законодательством устанавливаются ограничения правомочий собственника – обязанность использовать землю только по целевому назначению, выполняет природоохранные мероприятия. Наиболее существенным образом ограничена частная собственность на землю.

Кодекс "о земле" устанавливает 2 формы собственности на землю:
• Государственная
• Частная
Кроме того земля может находится в собственности иностранного государства и международных организаций. Земля также может принадлежать на праве общей совестной или долевой собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

2. В соответствии с кодексом "о земле" земельный участок – это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматривается в неразрывной связи с расположенным на ней капитальными строениями.

Земельному участку, являющемуся объектом ЗПр, присущи следующие признаки:
1) оборотоспособность – возможность отчуждения земельного участка путем совершения гражданско-правовых сделок либо перехода участка от одного лица к другому в порядке наследования и правопреемства, если земельный участок не изъят из оборота ли не ограничен в обороте.
2) Плоды, продукция, доходы, которые получены в результате использования земельного участка является собственностью субъекта, использующего земельный участок на законном основании.
3) земельный участок может быть признан делимым или неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым. Законодательством допускается слияние смежных, т.е. имеющих общую границу земельных участков при соблюдении следующих условий:
• данные земельные участки имеют одинаковое целевое назначение
• не превышаются предельные размеры земельного участка, установленные законодательством.
• Не нарушаются другие требования законодательства об охране и использовании земель.
4) в качестве объекта ЗПр выступает ограниченный в пространстве земельный участок, границы и место расположение которого установлены в порядке землеустройства
Граница земельного участка – условная линия на поверхности земли и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, отделяющая земельный участок от другой земли
5) земельный участок относится к недвижимому имуществу
6) земельный участок имеет кадастровый номер – это не повторяющийся на территории РБ номер земельного участка.
7) Все земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением, установленным при предоставлении земельного участка.
Целевое назначение земельного участка – это установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей.

3. В соответствии с ГК собственнику земли принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться своим участком. Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства на земельным участком, реального фактического обладания земельным участком, т.е. возможность определять участок как часть своего хозяйства, числить его на балансе. Собственник регистрирует земельный участок, отграничивает его от других земельных участков, закрепляет границы земельного участка на местности.
На основании данного правомочия собственник вправе требовать возврата участка их чужого незаконного владения. Правомочия пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлечения из земельного участка его полезный свойств, при условии соблюдения целевого назначения, установленного при оформлении прав на участок.
Собственнику запрещается самостоятельно изменять целевое назначение земельного участка. При использовании земельного участка не по целевому назначению, а также при не использовании участка по целевому назначению в течении определенного периода времени, к собственнику применяются соответствующие меры юридической ответственности, вплоть до изъятия земельного участка.
Владение землей подразумевает возможность пользоваться ею, а также с учетом имающихся правил использовать ресурсы, находящиеся на ее поверхности и под землей и извлекать пользу.
Правомочие распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять судьбу участка. Распоряжаться принадлежащим ему участком собственник может путем его продажи, мены, дарения, завещания, сдачи в аренду.

4. Согласно ст.13 конституции собственность может быть государственной и частной. Ч.6 данной статьи установила, что земли сельскохозяйственного назанчения находятся в собственности государства. Право государственной собственности на землю можно рассматривать с двух позиций:
1) она представляет собой совокупность норм, закрепляющих принадлежность земли государству.
2) Она выступает в качестве меры возможного поведения государства в отношении всех земельных ресурсов республики.
Эта мера поведения раскрывается в принадлежащих государству правомочиях владения, пользования, распоряжения.
В собственности РБ находятся все земли, за исключением земель, преданных в частную собственность иностранных государств или международных организаций. Право по распоряжению государственными землями путем их передачи в пользование, аренду, владение, а также отчуждения собственности в РБ принадлежат областным, районным, городским, сельским и поселковым исполкомам.

В отношении земельной собственности, государство действует как публичный субъект и как частноправовой участник публично-правовых функций государства как собственника земли следует:
• Учет земли
• Контроль за использованием земли
• Привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Все земли РБ подразделяют на категории исходя из основного целевого назначения и независимо от форм собственности. Кроме того все земли подразделяются на виды. Определенные категории и виды земли в силу их особой значимости не могут отчуждаться из собственности РБ. Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов:
1) земли сельскохозяйственного назначения
2) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, национального значения
3) земли лесного фонда
4) земли водного фонда
5) земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями.
6) Земли общего пользования

Не подлежат предоставлению в частную собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности на землю, подвергшихся радиоактивному загрязнению, на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, земли, которые в соответствии с утвержденными планами городов и иных населенных пунктов градостроительными проектами, предусмотренные для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность. Данные земли исключены из свободного гражданско-правового оборота. Они могут предоставляется только на условиях владения, пользования или аренды. Предоставляя данные земли для использования государство сохраняет за собой права собственника.

5. В соответствии со статьями 3 и 12 кодекса "о земле", для размещения дипломатических представительств или консульского учреждения иностранного государства в РБ, иностранным государством могут предоставляться земельные участки на праве собственности.
Аналогичным правом пользуются и международные организации для размещения своих представительств. Порядок предоставления земельного участка на указанные цели устанавливает президент РБ.

 

Кодекс "о земле" предоставил возможность международным организациям приобретать земельные участки в собственность на территории РБ. Иностранные государства вправе приобрести земельный участок в собственность для следующих целей:
1) Для размещения дипломатических представительств
2) Для размещения консульского учреждения

 

Земельный участок приобретается иностранным государством на основании договора, заключенного с Совмином РБ. Местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения необходимо согласовать с МИДом РБ. Данный земельный участок подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из собственности РБ или когда это предусмотрено соответствующим международным договором.

6. В РБ собственность может быть государственной и частной. Частная собственность в целом выступает в виде собственности граждан и юридических лиц. Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли участникам экономических отношений, кроме государства. Субъектами права частной собственности на землю являются граждане РБ и негосударственные юридические лица.

Объектами права частной собственности на землю граждан РБ являются земельные участки приобретаемые для следующих целей:
• Для ведения личного подсобного хозяйства
• Для строительства и обслуживания жилого дома
• Для коллективного садоводства
• Для дачного строительства
• Для обслуживания зарегистрированной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, квартиры в блокированном жилом доме.

Негосударственные юридические лица РБ, земельные участки находящиеся в государственной собственности могут предоставляется в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам РБ для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений, расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках.
Площадь земельных участков приобретаемых в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства не должна превышать 1 га с учетом площади земельного участка, имеющегося при доме в данном населенном пункте.

Площадь иных земельных участков приобретаемых в частную собственность говорится следующее:
1) для коллективного садоводства – до 0,15 га на 1 члена садоводческого товарищества
2) для дачного строительства – до 0, 15 га на 1 члена дачного кооператива
3) для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме – в городе 0,05-0,15 га, в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – 0,15-0,25 га.

Общая площадь земельного участка для строительства и коллективного садоводства законодательством не ограничивается. Ограничение установлено для каждого конкретного участка, таким образом в частной собственности гражданина может находится неограниченное число земельных участков, предоставленных для дачного строительства, садоводства, строительства и обслуживания жилого жома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, но при этом размер каждого отдельного земельного участка не должен превышать норм, установленных ст.36 кодекса "о земле".
Право частной собственности на земельный участок удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации и соответствующей записью в земельно-кадастровых документах.

7. Основаниями возникновения, изменения и прекращения отношений, связанных с правом собственности на землю, является юридические факты (действия, бездействия, события)

Действия – это юридические факты, обстоятельства, возникающие по воле людей, т.е. являющиеся волеизъявлениями. В зависимости от соответствия либо несоответствия праву действия подразделяется на правомерные и неправомерные.

События – один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. К событиям относятся естественные, природные явления, протекающие помимо воли людей.
ТАКИМ ОБРАЗОМ возникновению, изменению или прекращению права собственности на землю как правило предшествуют юридические факты, с которыми право связывает определенные юридические последствия. Данные юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения отношений, связанных с правом собственности на землю. 
Субъект права собственности на землю возникает в порядке, установленном в законе и в зависимости от формы земельной собственности.

Основаниями возникновения права государственной собственности на землю служит НПА. В настоящее время основанием возникновения права государственной собственности на землю является:
• Решение местного исполкома а выкупе земельного участка из частной собственности в государственную собственность
• Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка из частной собственности в собственность РБ.
• Заявление гражданина, юридического лица о добровольной безвозмездной передаче земельного участка из частной собственности в собственность РБ.
Основанием прекращения права государственной собственности является решение соответствующего госоргана о передаче земельного участка в частную собственность, собственность иностранного государства или международной организации.

Основаниями возникновения права частной собственности на землю являются:
• Административно-правовые акты, т.е. решения госоргана о передаче земельного участка в частную собственность
• Гражданско-правовые сделки с земельным участком, в том числе приобретение участка с аукциона
• Постановление суда, устанавливающее право собственности на землю
Новизной земельного законодательства является возможность приобретения права на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени, предусмотренного ст.44 кодексом "о земле". Так граждане РБ, у которых отсутствуют документы на земельный участок или которые используют земельный участок, граница и размер которого на местности не совпадают с данными параметрами по документам, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течении 15 и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе.

Право частной собственности на земельный участок прекращается по решению областного, минского городского, сельского поселкового исполкома в соответствии с его компетенцией по постановлению суда:
• При отчуждении земельного участка у лица, которое в соответствии с законодательными актами не могут являться собственником земельного участка
• При добровольной передаче земельного участка в государственную собственность
• При изъятии земельного участка для государственных нужд
• При ликвидации негосударственного юридического лица РБ
• В случае смерти гражданина
• В случае, предусмотренном ч.9 ст.50 кодекса "о земле"
• При признании земельного участка бесхозяйным

Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:
• При неуплате земельного налога, по истечении 2 налоговых периодов
• При использовании земельного участка не по целевому назначению
• При признании пустующего жилого дома бесхозяйными передаче его в собственность соответствующей АТЕ, изъятии ветхого жилого дома, незавершенного строительства жилого дома, дачи у собственника путем выкупа АТЕ или передаче соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов
• Если гражданин в течении 1 года, а негосударственное юридические лицо в течении 6 месяцев со дня получения свидетельства о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка.
• При неосуществлении мероприятий по охране земли
• При утрате гражданства РБ
• При выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении 1 года со дня прекращения членства в товариществе, кооперативе
• При конфискации земельного участка
• При несоблюдении наследниками срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.
Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от госоргана собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства.  

8. За земельный участок находящийся в государственной собственности, и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств взимается плата. Земельный участок предоставляется по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставленных по результатам аукциона. При предоставлении земельного участка в частную собственность по результатам аукциона, их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже кадастровой стоимости. По обоснованной просьбе госоргана, предоставление земельного участка в частную собственность, имеют право принять решение о предоставлении рассрочки внесения платы, ее части за земельный участок, но не более чем на 2 года, за исключением случаев предоставления земельного участка в частную собственность по результатам аукциона. 
Кадастровая оценка земли, земельного участка – это определение кадастровой стоимости земли, земельного участка на определенную дату.
Кадастровая стоимость земли – это расчетный показатель стоимости единицы площади земли в оценочной зоне, выделенной на землях, равноценных по стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка – это расчетная денежная сумма, отражающая его по целевому назначению и включенная в регистрационную стоимость земельного участка государственного земельного кадастра.
Результаты кадастровой оценки утверждаются местными исполкомами. Кадастровая стоимость определяется в белорусских рублях на дату оценки. Кадастровая оценка земли населенных пунктов проводится по состоянию на 1 января года ее проведения. Последующая кадастровая оценка проводится не позднее чем через 5 лет. В процессе кадастровой оценки происходит оценочное зонирование земли. Предусмотрено деление земель на оценочные зоны.  



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии