БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » Методика расследования ДТП

Методика расследования ДТП

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. криминалистическая характеристикака дорожно-транспортных происшествий

ГЛАВА 2. тактика следственых действий при раследовании дорожно-транспортных поисшествий

ГЛАВА 3. выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий и профилактика дтп

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

ВВЕДЕНИЕ

 Дорожно-транспортные происшествия являются неотъемлемой частью жизни современного общества.

Методика их расследования является важной составляющей деятельности правоохранительных органов. Изучение данного вопроса позволяет разобраться в причинах и условиях совершения происшествий, что в свою очередь способствует предотвращению их совершения.

Именно поэтому темой данной курсовой работы является: методика расследования дородно-транспортных происшествий.

Цель данной курсовой работы изучить понятие и сущность дорожно-транспортного происшествия, выяснить, какие действия необходимы при расследовании, выявить причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортного происшествия.

Предметом данной курсовой работы является методика расследования дорожно-транспортного происшествия в ее динамике.

Теоретической базой исследования составили труды и публикации отечественных и зарубежных ученых в области криминалистики:  Андреева И. С., Алексеевой Н. С, Максутовой И. X., Бекасова В. А., Бограда Г. Я., Гурского В. П., Жулева В. И., Краенского Е. А., Гирько С. И., Зорина Г. А.

 

  

ГЛАВА 1

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

 

 Обеспечение транспортной безопасности остается для Республики Беларусь весьма актуальной проблемой.

 К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта относятся: умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 309 УК РБ); недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения (ст. 313 УК РБ); нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 317 УК РБ); управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (ст. 317 УК РБ); выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им (ст. 318 УК РБ); нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (ст. 319 УК РБ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 321 УК РБ). В республике насчитывается более 3 миллионов единиц автотранспорта. Только в Минске парк личного авто­транспорта ежегодно увеличивается на 30—40 ты­сяч единиц и уже достиг 700 тысяч. Увеличение числа транспортных единиц, снижение уровня водительских навыков, неудовлетворительное состо­яние дорог, низкая дисциплина участников движе­ния — водителей и пешеходов, а также пристрас­тие к спиртному влекут рост дорожно-транспор­тных происшествий. Так или иначе, все данные преступления способствуют дорожно-транспортным происшествиям.

Под дорожно-транспортным происшествием понимается нарушение правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой смерть или телесные поврежде­ния людей, порчу транспортных средств, груза и иной материальный ущерб. Таким образом, уго­ловно-правовая модель данного преступления включает в себя следующие элементы: 1) наруше­ние правил дорожного движения; 2) последствия, указанные в законе; 3) причинную связь между действием (бездействием) водителя и наступив­шим результатом.

В соответствии с правилами учета дорожно-транспортные происшествия подразделяются на:

  1. столкновение транспортных средств;
  2. наезд на пешехода, препятствие, велосипедиста, гужевой транспорт, животное и т. д.;
  3. опрокидывание транспортного средства;
  4. выпадение пассажи­ров

При расследовании дорожно-транспортных происшествий подлежат доказыванию следующие обстоятельства, составляющие уголовно-процес­суальную модель рассматриваемого вида преступ­ления: является ли данное происшествие дорож­но-транспортным; какие транспортные средства участвовали в происшествии; каков механизм до­рожно-транспортного происшествия; место и вре­мя происшествия; его последствия; кто пострадал; степень тяжести телесных повреждений или харак­тер и размер причиненного ущерба; по чьей вине произошло событие (водителя, пешехода, велоси­педиста, пассажира, технических служб); какие положения Правил дорожного движения или экс­плуатации транспортных средств были нарушены виновными и в чем выразились эти нарушения; степень виновности обвиняемого и мотивы прес­тупления; наличие причинной связи между допу­щенными нарушениями Правил дорожного дви­жения или эксплуатации транспортных средств и характер ответственности обвиняемого; причины и условия, способствовавшие совершению пре­ступления.

Дорожно-транспортное происшествие по сво­ей структуре представляет собой сложное, много­гранное явление, и его многообразие зависит от сложного комплекса факторов, характеризующих­ся, с одной стороны, дорожной обстановкой (ситу­ацией), а с другой — личностью участников движе­ния. Безопасность движения обусловлена надеж­ностью элементов системы «водитель — авто­мобиль (транспортное средство) — дорога — сре­да» (ВАДС) в их взаимодействии.

Самостоятельным элементом в ситуации до­рожно-транспортного происшествия следует вы­делить поведение других участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей других транспортных средств).

На поведение личности в конкретной ситуаций могут оказывать воздействие ее социальная на­правленность (система взглядов, убеждений, отно­шений к различным социальным и моральным ценностям, характер испытываемых потребностей и допускаемые способы их удовлетворения); ин­теллектуальные способности; волевые качества, степень эмоциональной возбужденности, сила и скорость реакции на внешние раздражители и си­туации; ограниченные психофизиологические возможности и, наконец, приобретенный жизнен­ный и профессиональный опыт.

Взаимодействия отдельных элементов системы ВАДС осуществляется в процессе управления транспортным средством. Водитель воспринимает и оценивает постоянно изменяющуюся обстанов­ку, принимает решение и реализует его в действи­ях по управлению транспортным средством. Нарушение согласованного взаимодействия этих эле­ментов системы может создать реальную угрозу причинения вредных последствий. Такое рассогласование может быть вызвано как причинами объективного (технологические дефекты отдель­ных узлов транспортного средства, неудовлетвори­тельное состояние проезжей части дороги, отсут­ствие дорожных знаков), так и субъективного ха­рактера (дефекты восприятия, оценка, принятие решения или его реализация в силу специфичес­ких особенностей личности).

Взаимодействие системы ВАДС анализируется в динамике механизма дорожно-транспортного происшествия, в котором выделяются начальные стадии: возникновение опасной ситуации, момент аварийности, наступление последствий. Анализ обстановки, предшествующей моменту возникно­вения опасности, при расследовании дорожно-транспортных происшествий необходим для то­го, чтобы можно было выяснить, отвечало ли предъявляемым требованиям безопасности движе­ния состояние отдельных элементов указанной выше системы. Это позволяет иногда выявить та­кие недостатки, которые не только способствуют совершению дорожно-транспортного происшест­вия, но и влияют на правовую оценку и квалифи­кацию преступления (например, отсутствие до­рожных знаков и информационных щитов, пре­дупреждающих водителей об опасных участках, неудовлетворительное состояние дорожного по­крытия, неправильная укладка груза, нарушение режима работы водителя и др.).

Определение момента возникновения дорож­но-транспортной опасности и момента принятия водителем мер по предотвращению возможных последствий часто является решающим фактором для определения виновности или невинности во­дителя. Опасная ситуация характеризуется тем, что водитель имеет реальную возможность ее вос­принять и предпринять экстренные меры по пре­дотвращению происшествия. Источник опасности может быть вызван непосредственно ситуацией и не быть связанным с поведением водителя данно­го транспортного средства (например, внезапные помехи на пути движения автомобиля); действиями третьих лиц; самим неосторожно действующим водителем, внезапно возникшей неисправностью и др.

 Перерастание опасной ситуации в аварийную характеризуется такой обстановкой, при которой водитель оказывается лишенным возможности управлять транспортными средствами таким образом, чтобы обеспечить безопасность. Основным признаком аварийной ситуации является отсутствие у водителя технической возможности предотвратить наступление вредных последствий. Однако отсутствие у водителя технической возможности предотвратить наступление последствий еще не означает, что он невиновен. Поскольку оценка конкретной ситуации (в частности, момента возникновения опасности при движении) целиком зависит от водителя, то, естественно, запоздалое принятие им  мер не исключает виновности.

Наличие аварийной ситуации в механизме дорожно-транспортного происшествия неизбежно ведет к наступлению общественно вредных последствий. Однако эти последствия в каждом конкретном случае будут различными, потому что на этой стадии определенную роль могут сыграть разнообразные случайные факторы, которые способны изменить направление развития события и вызвать наступление иных последствий. Построение динамической модели механизма дорожно-транспортного происшествия позволяет выявлять те факторы, которые воздействуют на отдельные элементы системы «ситуация — личность».

Расследование автотранспортных преступлений имеет ряд особенностей. Во-первых, статьи уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за нарушение Правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, не содержат конкретных указаний на то, какие противоправные действия следует считать преступными. Делается лишь отсылка на нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, поскольку они определяют порядок его движения, нормы поведения водителя и других лиц. Поэтому следователь, помимо статей уголовного кодекса, обязан хорошо знать эти правила и иметь достаточное представление о материальной части автомобильного транспорта. Данные обстоятельства требуют специализации следователей. Во-вторых, расследование этой категории преступлений предусматривает проведение ряда обязательных следственных действий: освидетельствование водителя для установления состояния опьянения, осмотр места происшествия и транспорта, назначение судебно-медицинской экспертизы для определения тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшим, назначение автотехнической экспертизы. В-третьих, проведение первоначальных следственных действий должно проводиться в неотложном порядке, как только станет известно о совершенном преступлении. Действия, связанные с осмотром места происшествия и розыском скрывшегося водителя, осуществляются безотлагательно, так как в противном случае могут исчезнуть следы уголовно наказуемого деяния и преступника.

Наибольшую сложность при расследовании дорожно-транспортных происшествий вызывает пояснение механизма его совершения, выявление особенностей взаимодействия отдельных элементов названной системы в процессе совершения происшествия. В связи с этим особенностью расследования названной категории преступлений является необходимость построения моделей в отношении возможных вариантов механизма происшествия или отдельных его элементов. Построение моделей осуществляется в зависимости от объема и содержания исходной информации, имеющейся в распоряжении следователя. Наряду с материалами, собранными процессуальным путем, объектом изучения при моделировании может быть оперативная информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий органов дознания.

Изучая исходную информацию, следователь уясняет ее содержание, определяет, какие обстоятельства можно считать установленными или не вызывающими сомнений, а какие — неизвестными либо требующими дополнительной проверки; определяет промежуточные тактические цели (задачи) расследования.

На начальном этапе расследования дорожно-транспортных происшествий следователь, как правило, сталкивается с двумя типами ситуаций: простыми и сложными.

К простым можно отнести ситуации, когда известны наступившие последствия и участники дорожно-транспортного происшествия. Если водитель и транспортное средство, причастные к происшествию, находятся на месте до приезда следователя, то осмотр места происшествия и допросы свидетелей-очевидцев, водителя и пострадавших о сущности происшествия дают, как правило, вполне достаточно информации для построения моделей расследования. В такой ситуации основная задача следователя заключается в планировании и проведении тактической операции «сбор информации», основными целями которой являются сбор данных относительно отдельных элементов данного происшествия, а также построение и проверка моделей в отношении возможных вариантов механизма дорожно-транспортного происшествия.

К обстоятельствам, которые следователь должен выяснить при анализе отдельных элементов дорожно-транспортного происшествия, относятся дорожные условия, транспортные средства, поведение участников происшествия, личность водителя и сложность ситуации. К дорожным условиям относятся видимость пути, рельеф и фон местности, размер и цвет наблюдаемых объектов, степень загруженности транспортного средства, обзорности для водителя; состояние проезжей части дороги (соответствие геометрических параметров дороги установленным стандартам, техническое состояние покрытия, коэффициент сцепления, наличие разметки проезжей части, освещенность проезжей части дороги, наличие и правильность установки дорожных знаков); метеорологические условия (дождь, снегопад, туман, гололед, скорость ветра) и другие факторы.

При осмотре транспортного средства обращается внимание на исправность тормозной системы и рулевого управления; исправность осветительных приборов; состояние ходовой части (величина давления в шинах, изношенность протектора, надежность крепления колес); наличие зеркала заднего вида; исправность силовой передачи (работа двигателя во всех режимах, плавность работы коробки передач, работа муфты сцепления, величина свободного хода педали сцепления), степень загруженности транспортного средства и размещение груза.

Поведение участников происшествия, характер действий пешеходов, пассажиров, водителей других транспортных средств до и в процессе дорожно-транспортного происшествия подлежат тщательному изучению в ходе расследования.

В структуре личности водителя отражаются возраст, образование, профессиональная подготовка и стаж работы, продолжительность работы, болезненное состояние, наличие медицинских противопоказаний, состояние алкогольного опьянения, наличие физических недостатков, психическое состояние, производственная характеристика, общественно-бытовая характеристика, наличие ранее совершенных административных нарушений и преступлений.

Отличительным признаком сложной ситуации является недостаток информации, без которой следователь не в состоянии с достаточной полнотой и объективностью выяснить механизм совершения дорожно-транспортного происшествия. Такая ситуация будет существовать в тех случаях, когда водитель с транспортным средством или без него скрывается с места происшествия либо когда отсутствуют свидетели-очевидцы.

Основная задача следователя в такой ситуации заключается  в получении информации путем применения комплекса тактических средств. Преодоление информационной неполноты означает, прежде всего, определение характера необходимой информация и источников, из которых она может быть получена.

Таким образом, дорожно-транспортное происшествие – нарушение правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой смерть или телесные поврежде­ния людей, порчу транспортных средств, груза и иной материальный ущерб.

В число наиболее распространенных видов ДТП входят: наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное; столкновение транспортных средств между собой; опрокидывание транспортных средств; наезд транспортного средства на препятствие; выпадение пассажиров из транспортного средства и иные разновидности.

Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.

 


ГЛАВА 2

ТАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

 

При расследовании данной категории преступлений следователь использует такие тактические операции, как «сбор информации», «изучение личности», «розыск скрывшегося преступника», «профилактика» и др. Для того чтобы получить необходимую информацию, следователь должен использовать весь комплекс тактических средств.

К ним следует прежде всего отнести следственные действия, направленные на получение информации из уже известных источников и на выявление других источников.

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия является неотложным, первоначальным и неповторимым следственным действием.

До прибытия на место происшествия следователю необходимо точно определить место, где оно произошло, организовать охрану, определить круг лиц, которых необходимо привлечь для осмотра. Для участия в осмотре желательно пригласить эксперта-автотехника, эксперта-криминалиста, инспектора ГАИ и в зависимости от обстоятельств дела других специалистов. Они помогут обнаружить невидимые следы, окажут помощь следователю в осмотре различного рода следов и вещественных доказательств. В ходе осмотра выясняются место и время происшествия, анализируются обстановка и механизм события, устанавливается техническое состояние транспортных средств, обнаруживаются, фиксируются и изымаются следы, выявляются причины и условия, способствовавшие совершению дорожно-транспортного происшествия.

Объектами осмотра могут быть само место ДТП, транспортное средство, труп, документы. При общем осмотре проезжей части необходимо установить и зафиксировать точное положение места происшествия (наименование населенного пункта, улицы, номер дома, расстояние от осевой линии, обочины, тротуара и т. д.); расположение транспортных средств, оставшихся на месте происшествия; потерпевших, следов торможения, отломанных или утерянных деталей, следов волочения; состояние дороги, улицы, площади (сухая, мокрая, заснеженная, обледеневшая, с дефектами покрытия, неогражденная); освещенность пути, ширину проезжей части улицы (дороги), а при двухстороннем движении ширину проезжей части каждой ее стороны с обозначением резервной зоны, если она имеется; радиус закругления, величину подъема или спуска, поперечный уклон; наличие и расположение дорожных знаков, светофоров, пешеходных переходов, тоннелей, островков безопасности, поперечной и продольной разметок, бордюров, обочин и кюветов; внешнее окружение (строения, деревья, кустарники, телеграфные столбы и осветительные мачты). Информация, полученная в результате осмотра, должна быть зафиксирована таким образом, чтобы, используя ее, можно было воспроизвести дорожную обстановку, наблюдавшуюся при осмотре.

В ходе детального осмотра тщательно изучаются на месте происшествия следы и объекты, имеющие отношение к происшествию; с помощью научно-технических средств фиксируются и изымаются обнаруженные следы (или снимаются сделки с них), а также предметы, имеющие значение для дела (части и детали транспортных средств, осколки стекол и т.п.).

Измерение ширины проезжей части в большинстве случаев не вызывает затруднений. Однако если при осмотре места происшествия, расположенного на трассе с усовершенствованным покрытием (при отсутствии снежного покрова), нетрудно заметить границы проезжей части, то определение ширины, например, проселочной дороги связано с некоторыми трудностями, так как ее границы выражены нечетко. Поэтому, измеряя ширину такой дороги, следует обращать внимание не только на накатанную часть, но и на прилегающие к ней участки. В протоколе следует отразить размеры этих участков, указать на пригодность либо непригодность их для движения транспортных средств, участвовавших в происшествии. Если трасса с усовершенствованным покрытием занесена снегом и визуально нельзя различить границы обочин, шириной проезжей части следует считать ту полосу дороги, которая ограничена естественными препятствиями (валы снега, ограничительные вехи, кюветы) и пригодна для движения транспортных средств.

Следы движения транспортных средств (торможения, бокового скольжения, свободного качения) должны описываться с особой тщательностью, так как по ним можно определить расположение транспортного средства в тот или иной момент происшествия либо экспериментально установить скорость его движения.

Особое внимание следует уделять изучению следов торможения. Длину тормозного следа замеряют от начала видимого следа (отпечатка) протектора, а при его отсутствии — от начала следа скольжения. Необходимо также фиксировать характеристику внешнего вида тормозного следа. Это могут быть отпечаток четко выраженного рисунка протектора, след скольжения колес (юз) или смешанный отпечаток, когда рисунок протектора переходит в след — скольжение, или наоборот. Если следы торможения колес имеют разницу, то необходимо замерять отдельно каждый из них. Тормозной след может быть не сплошным, а прерванным. В этом случае фиксируют длину каждого отрезка, а также расстояние между ними. Знание длины тормозных следов позволяет предположительно определить скорость движения транспортного средства перед торможением.

Исследование дорожных условий и неисправностей транспортного средства непосредственно на месте происшествия гарантирует получение надлежащей информации, необходимой для установления обстоятельств совершенного дорожно-транспортного происшествия и его механизма.

Большое значение для восстановления механизма ДТП имеет осмотр транспортного средства. В ходе его проведения фиксируются марка автомобиля, номера шасси, двигателя, государственный номерной знак, ведомственная принадлежность, описываются внешние повреждения транспортного средства (на каких частях они обнаружены, каковы форма, размеры, взаиморасположение), состояние рулевого управления и тормозной системы, положение рычага переключения передач и т. д. Осмотр транспортного средства предпочтительнее производить на смотровой яме, что позволяет обнаружить даже мелкие следы (кровь, мозговое вещество, обрывки одежды, волокна), имеющие отношение к происшествию.

Одной из особенностей осмотра транспортного средства является экспериментальная проверка работы отдельных узлов и механизмов в движении. Несмотря на существенное отличие данного действия от сложившегося на практике и в теории подхода к тактике осмотра, такого рода экспериментальные действия являются необходимым этапом осмотра, поскольку изучение его в статистическом состоянии не дает полных данных о его техническом состоянии.

Если техническое состояние транспортного средства позволяет произвести его экспериментальное торможение, то оно должно производиться с заданной скоростью 20—40 км/ч (в зависимости от скользкости дорожного покрытия) с указанием длины следов торможения каждого из колес, полученных при эксперименте.

Немаловажное значение как для воссоздания механизма дорожно-транспортного происшествия, так и для выявления причин и условий, способствовавших совершению происшествия, имеет осмотр трупа и одежды пострадавшего. Особое внимание следует обращать на характер, форму, размер и локализацию повреждений, имеющихся на теле трупа. Знание этих обстоятельств позволяет установить: какой частью автомобиля они были причинены, в какой последовательности, каково было положение пострадавшего в момент нанесения удара (вертикальное, горизонтальное, согнутое; шел, стоял, находился за рулем и т. п.).

Аналогичные вопросы решаются при исследовании одежды пострадавшего. На ней могут быть обнаружены разрывы, разрезы, раздавливания, следы в виде наложений веществ от частей автотранспортных средств (краска, смазочные материалы, металлическая пыль), осколки стекла, следы протекторов шин, частицы дорожного покрытия и груза, следы волочения, а на подошвах обуви (если пострадавший стоял или двигался) — следы скольжения. Такой тщательный осмотр особенно важен в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия. Характер следов и закономерности их образования позволяют воспроизвести отдельные моменты картины происшествия, оценить механизм возникновения повреждений на теле потерпевшего в зависимости от конкретных обстоятельств, что способствует выявлению причин его совершения в наиболее полном объеме.

Результаты осмотра фиксируются в протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Здесь широко применяются различные виды судебной фотографии (панорамная, узловая, детальная, масштабная, стереоскопическая и др.).

Наиболее наглядное представление об обстановке на месте ДТП наряду с фотоснимками дают схемы, прилагаемые к протоколу осмотра. На схемы наносятся все объекты, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию, которые следователь имеет возможность наблюдать сам (транспортные средства, их детали, следы, выпавший груз, элементы дороги, дорожные знаки, предметы, ограничивающие обзорность, и т. д.). Здесь же обозначаются пути (направление движения пешеходов, транспортных средств и другие размерно-фиксируемые элементы, имеющие отношение к происшествию), на которых акцентируют внимание в своих показаниях участники и очевидцы ДТП. При этом необходимо оговаривать, с чьих слов на схемы наносились те или иные обозначения. Окончательно составленные схемы должны содержать такое количество размеров и обозначений, которое позволило бы с наибольшей точностью восстановить обстановку, наблюдавшуюся при осмотре.

Значительный объем информации о механизме совершенного дорожно-транспортного происшествия и об отдельных его элементах следователь может получить в процессе криминалистического анализа документов, получаемых от водителя: а) удостоверения на право управления транспортным средством данной категории (в процессе его осмотра и анализа необходимо обратить внимание на полноту и правильность заполнения всех пунктов, наличие изменений в документе и в талоне предупреждения к нему); б) медицинской справки (срок выдачи, правильность заполнения, наличие изменений в тексте); в) талона техпаспорта на транспортное средство (время прохождения техосмотра); г) путевого листа (полнота и точность его заполнения, наличие исправлений); д) товарно-транспортной накладной (полнота заполнения, на какой груз оформлена, его вес, количество мест и др.). Необходимую информацию следователь может получить из документов автотранспортных предприятий. В отделе эксплуатации по документам можно установить: место, в которое было направлено транспортное средство; с какой целью оно туда направлялось; данные об инструктаже водителя, особенностях маршрута, порядке перевозки и т. п. По записям в книге контрольно-технического пункта можно узнать время выхода транспортного средства из гаража и возвращение его обратно; техническое состояние и оборудование транспортного средства при выходе на линию и возвращении в гараж. При изучении документов в мастерских можно установить регулярность проведения технического обслуживания, виды ремонта, его качество и объем. В техническом отделе следует изучить технический паспорт, по которому можно установить время прохождения технического осмотра в органах ГАИ, замены шин и др. В отделе кадров устанавливается наличие приказов на закрепление транспортного средства за конкретным водителем, о допуске к эксплуатации и обучении водителя, проверке его знаний и т. д. При изучении документов в службе безопасности движения автохозяйства можно получить данные о последней проверке знаний водителем правил дорожного движения; о нарушении этих правил, о разработке и выполнении мероприятий по обеспечению безопасной перевозки людей и грузов; о последней проверке состояния здоровья водителя врачом. В службе безопасности движения можно также получить документы по ведомственному расследованию совершенного происшествия (акт служебного расследования, объяснения, справки и т. д.).

В дорожной службе следует запросить: план дорожного участка и его технические данные (об уклоне, радиусе поворота и др.); данные о режиме работы светофора, о лицах, ответственных за поддержание нормального технического состояния дороги на указанном участке, о времени установки сооружений и дорожных знаков; схему оборудования ремонтируемого участка дороги и данные о лицах, ответственных за производство работ.

В органах ГАИ имеются первичные материалы дорожно-транспортного происшествия (протокол осмотра места ДТП, схемы, объяснения и другие документы), а также данные о всех нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, ранее допущенных водителями конкретного автохозяйства.

Из медицинского учреждения можно взять историю болезни, в которой имеются сведения о том, когда потерпевший находился на излечении в связи с телесными повреждениями, полученными при дорожно-транспортном происшествии; данные о факте назначения судебно-психиатрической экспертизы; акт судебно-медицинского вскрытия (если потерпевший скончался).

В процессе допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых можно получить большое количество информации, характеризующей отдельные элементы и механизмы дорожно-транспортного происшествия. Вопросы, которые необходимо выяснить в процессе допроса свидетелей-очевидцев, можно подразделить на четыре группы: первая направлена на установление условий, при которых свидетель наблюдал событие; вторая — на выяснение поведения потерпевшего; третья — на выяснение действий водителя и характера движения управляемой машины; четвертая — на установление фактической обстановки в момент происшествия, которая не выяснена при осмотре.

Получение информации от свидетелей в ходе проведения допроса должно быть подчинено цели восстановления полной, целостной картины совершенного происшествия, а не получения отрывочных сведений. Для этого следователю необходимо при добывании информации о развитии события происшествия исходить из тех стадий, на которых слагается механизм совершения любого дорожно-транспортного происшествия.

Допрос свидетелей-очевидцев целесообразно проводить на месте ДТП. Если такой возможности нет, то в ходе допроса необходимо использовать схемы, рисунки, фототаблицы, диаграммы, которые могут помочь более точно восстановить обстоятельства происшествия.

Важным источником получения информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия являются показания потерпевших. Правда, здесь необходимо учитывать, что вследствие полученной травмы у некоторых из них могут быть провалы в памяти или повышенная острота восприятия в однозначном направлении — к источнику опасности. Другие же существенные обстоятельства, интересующие следователя, в частности, относящиеся к сложившейся дорожной ситуации, такими лицами могут не восприниматься.

При допросе водителей, как показывает следственная практика, необходимо учитывать, что они нередко стремятся умалить свою вину в совершении происшествия либо признают ее частично, а иногда и совсем не признают. Пытаясь избежать ответственности, водители нередко искажают обстоятельства происшествия (занижают скорость движения, ссылаются на неожиданно возникшую неисправность тормозов, рулевого управления, заявляют, что их ослепили фары встречного транспорта, неправильно характеризуют поведение пешехода на проезжей части и т. д.). В связи с этим допрос водителей, виновных в совершении дорожно-транспортных  происшествий,  необходимо осуществлять сразу же после совершения происшествия.

При расследовании ДТП проводятся следующие виды экспертиз: 1) исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия расчетными методами; 2) исследование деталей транспортных средств; 3) транспортно-трасологическая экспертиза; 4) автодорожная и 5) психофизиологическая экспертиза.

В тех случаях, когда необходимо решить вопрос об идентификации деталей транспортных средств по следам соударения, повреждения на одежде потерпевших и иных преградах, назначается криминалистическая экспертиза. Для определения положения транспортных средств в момент происшествия, угла встречного движения и соприкосновения машин назначается транспортно-трасологическая экспертиза. При назначении химико-металлографической экспертизы целесообразно проведение комплексной автотехнической и металлографической экспертизы.

Отдельные обстоятельства дорожно-транспортного происшествия могут также устанавливаться при проведении судебно-медицинской, судебно-биологической, судебно-химической и других экспертиз. К числу нетрадиционных экспертиз при расследовании ДТП относятся экспертизы ГСМ и волокноведческая экспертиза.

Воспроизведение обстановки происшествия и проведение необходимых опытных действий при расследовании дорожно-транспортных происшествий проводятся с целью:

- выяснения фактической величины коэффициента сцепления, сопротивления движению в эксплуатационных условиях торможения;

- определения влияния характера расположения и рода груза на безопасность движения;

- проверки условий обзорности и дальности видимости;

- установления механизма образования следов

на дорожном покрытии;

- воспроизведения отдельных деталей механизма происшествия;

- определения времени движения транспортного средства или пешехода между отдельными точ­ками;

- проверки возможности совершить маневр (объехать, развернуть машину и т. д.) в опреде­ленных условиях;

- уточнения скорости движения транспортного средства по показаниям водителя, потерпевшего или свидетелей;

- оперативно-розыскных мер. В процессе расследования дорожно-транспортных происшествий они могут быть направлены на организацию преследования скрывшегося транспортного средства, проведение заградительных и розыскных мероприятий. Целесообразность преследования решается в каждом конкретном случае отдельно. Преследование организуется при наличии достаточных сведений о водителе и транспортном средстве. При этом информируются все службы милиции, а в необходимых случаях и общественность. Поисковые и заградительные мероприятия должны осуществляться по разработанным планам и обеспечивать сплошное и целенаправленное обследование на территории поиска;

- быстрого выявления обстоятельств совершенного преступления и возможного месторасположения каких-либо следов. Здесь имеется в виду выявление очевидцев происшедшего и потерпевших, устный опрос этих лиц и других граждан, могущих дать какую-либо информацию о происшествии, и т. д. В ходе осуществления этой деятельности накапливается, как правило, необходимая информация, позволяющая следователю верно построить модели в отношении механизма дальнейшего расследования.

Особенно важное значение имеет своевременное выявление очевидцев происшествия, которые в первую очередь устанавливаются среди лиц, присутствовавших на месте происшествия или вблизи него. В тех случаях, когда очевидцы покинули место происшествия, их следует устанавливать путем опроса жителей близлежащих домов, работников организаций и учреждений, сообщений в печати, по радио и телевидению, использования других способов.

Немаловажное значение имеет сбор сведений о свойствах и особенностях личности виновного, которые могли способствовать совершению происшествия. Если внешние (объективные) обстоятельства механизма дорожно-транспортного происшествия устанавливаются сравнительно полно, то этого нельзя сказать о внутренних (субъективных) обстоятельствах. Поэтому для данной цели важно максимально полнее использовать не только следственные действия, но и оперативно-розыскные мероприятия: наблюдение, устные опросы и т. д.

Таким образом, при расследовании дорожно-транспортных происшествий следователь использует такие тактические операции, как «сбор информации», «изучение личности», «розыск скрывшегося преступника», «профилактика» и др. Для того чтобы получить необходимую информацию, следователь должен использовать весь комплекс тактических средств. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия является неотложным, первоначальным и неповторимым следственным действием.

Большое значение для восстановления механизма ДТП имеет осмотр транспортного средства. Немаловажное значение как для воссоздания механизма дорожно-транспортного происшествия, так и для выявления причин и условий, способствовавших совершению происшествия, имеет осмотр трупа и одежды пострадавшего. В процессе допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых можно получить большое количество информации, характеризующей отдельные элементы и механизмы дорожно-транспортного происшествия. Отдельные обстоятельства дорожно-транспортного происшествия могут также устанавливаться при проведении судебно-медицинской, судебно-биологической, судебно-химической и других экспертиз.

 

ГЛАВА 3

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ДТП

 

Одним из условий успешной борьбы с аварийностью на транспорте является проведение комплекса эффективных профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Указанная деятельность следователя должна иметь следующие цели:

- выявление обстоятельств, которые могут способствовать созданию аварийной ситуации или отрицательно влиять на формирование социальной ориентации личности;

- установление причин и условий, способствовавших совершению каждого конкретного дорожно-транспортного происшествия;

- разработка комплекса профилактических мероприятий по устранению выявленных криминогенных обстоятельств;

- осуществление контроля за реализацией намеченных предупредительных мер;

- оказание воспитательного воздействия на граждан формой и содержанием процесса расследования;

- предупреждение рецидива преступлений;

- проведение обще-профилактических мероприятий, направленных на снижение потенциальной опасности отдельных элементов ситуации и оказывающих корректирующее воздействие на личность;

- выявление полноты и правильности осуществления обще-социальных и специально-криминологических профилактических мероприятий.

Основой профилактической деятельности является наиболее полное и всестороннее выявление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортных происшествий. Процесс их выявления — составная часть общего процесса расследования. Однако полное выявление всех криминогенных обстоятельств может быть осуществлено только в том случае, если исследование данного вопроса будет специально выделено, что предполагает самостоятельное планирование сбора доказательственного материала с использованием всех тактических средств, имеющихся в распоряжении следователя.

Рассматриваемая категория происшествий по своей структуре представляет собой сложное, многогранное явление. Его развитие зависит от целого комплекса факторов, характеризуют с одной стороны, дорожную обстановку, с другой — личность участников дорожного движения.

В качестве причин и условий, способствовавших совершению ДТП, наиболее часто выступает техническое состояние транспортных средств. Причиной многих происшествий могут стать личные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации. Среди них наиболее распространенными являются: а) неисправность ножного или ручного тормоза (изношенность или подгорание тормозных накладок, увеличение зазора между лодками и барабаном колеса, разрыв тормозного шланга и др.); б) неисправность рулевого управления (большой суммарный люфт рулевого колеса, заедание и разъединение тяг рулевого привода в результате износа и поломки шарового пальца и т. д.); в) различные дефекты ходовой части (изношенность шин); г) использование нестандартных деталей.

Способствовать совершению дорожно-транспортного происшествия могут также дорожные условия. Неудовлетворительное состояние дороги, плохие дорожные условия выражаются в дефектах дорожного покрытия, недостаточной ширине проезжей части, наличии насаждений, строений и других объектов, ограничивающих обзорность, недостаточной ширине или плохом состоянии обочин, слабой освещенности, производстве ремонтных работ с нарушением правил техники безопасности и других причинах. Неудовлетворительное дорожное покрытие, как правило, связано с некачественной работой дорожных служб (скользкое покрытие, неровности проезжей части, плохое состояние дороги). К этой же группе относятся недостатки в организации движения на определенном дорожном участке (отсутствие дорожных знаков, светофоров, ограждений либо их установка с нарушением действующих правил, неправильное размещение остановок общественного транспорта). Одним из наиболее опасных мест возникновения ДТП являются участки пересечения, примыкания улиц и дороги, особенно в тех случаях, когда отсутствует информация оповещения водителя о праве преимущественного проезда.

Обстоятельствами, способствующими совершению дорожно-транспортных происшествий, являются также действия пешеходов и пассажиров. Как правило, наезды происходят вследствие грубых нарушений пешеходами правил дорожного движения (переход проезжей части вне пешеходных переходов, перед близко идущим транспортом, неожиданный выход на проезжую часть из-за укрытий, ограничивающих обзорность водителей, по вине нетрезвых пешеходов). В зависимости от обстоятельств дела на такие нарушения (в совокупности с другими) необходимо обращать внимание по конкретным делам.

Обстоятельствами, способствующими дорожно-транспортным происшествиям, иногда являются действия должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и ремонт транспортных средств, организацию движения, состояние дорог. Вопрос об ответственности должностного Лица, отвечающего за техническое состояние транспортных средств либо состояние дороги, решается на основе анализа всех материалов дела. Большую помощь в оценке фактических данных, связанных с действиями должностных лиц, в определении того, насколько их действия соответствуют нормам специальных правил, следователю могут оказать эксперты-автотехники. При анализе конкретной обстановки дорожно-транспортного происшествия эти специалисты не только устанавливают, какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться участники происшествия, но и устанавливают выполнение требований других нормативных актов.

 Обстоятельства, способствующие совершению ДТП, могут быть связаны с личностью водителя. Прежде всего в качестве такого обстоятельства может выступать антиобщественная направленность (установка) личности водителя (не допустить обгона другим транспортным средством, лихачество, желание заработать путем незаконного провоза пассажиров и грузов со скоростью, превышающей установленную, и т. д.).

Обеспечение правил безопасности движения, нарушение которых влечет уголовную ответственность, не может быть сведено лишь к соблюдению правил движения. Водитель отвечает и за технически грамотное управление автомобилем. Для того чтобы следователь в числе других мог разрешить и вопрос о криминогенных обстоятельствах, необходимо всесторонне выяснить технические причины происшествия, способствовавшие его совершению.

В ходе проведения предварительного следствия необходимо также выявлять обстоятельства, ха­рактеризующие состояние здоровья водителя, его психофизиологические качества, сопоставляя их с реальными действиями в конкретной дорожной обстановке.

По материалам расследования уголовного дела следователь в соответствии с требованиями уго­ловно-процессуального закона обязан принять меры к устранению выявленных причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия. К числу таких мер относятся: внесение представлений следователей в соответствующие предприятия, организации и учреждения; выступление на общем собрании коллектива трудящихся; использование материалов для выступления в печати, по радио, телевидению личные беседы с должностными лицами и др.

Профилактическая деятельность следователя не может ограничиваться предупреждением пре­ступлений только по материалам конкретного уго­ловного дела. Большое место в ней отводится об­ще профилактическим мероприятиям, проводи­мым в широком плане борьбы с преступностью. Среди них можно выделить: анализ следователем дорожно-транспортных происшествий в отдель­ном автотранспортном хозяйстве, в населенном пункте или на следственном участке; обобщение материалов о причинах и условиях, способствовав­ших совершению того или иного вида дорожно-транспортных происшествий; обобщение практи­ки реагирования на представления следователей соответствующими органами, учреждениями и об­щественными организациями и принятие мер к устранению выявленных недостатков.

Также можно отметить, что профилактику дорожно-транспортных происшествий необходимо проводить постоянно. Мы считаем, что самый большой эффект профилактика оказывает на этапе формирования личности, т.е. еще в школьном возрасте. Если в школьных учреждениях регулярно проводить профилактику, то это не только приведет к понижению уровня ДТП с участием детей, но и в дальнейшем приведет к тому, что взрослея дети будут более вежливы на дороге как в качестве пешеходов, так и в качестве водителей.

Таким образом, основой профилактической деятельности является наиболее полное и всестороннее выявление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортных происшествий. В качестве причин и условий, способствовавших совершению ДТП, наиболее часто выступает техническое состояние транспортных средств, могут стать личные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, могут также дорожные условия, являются также действия пешеходов и пассажиров, иногда являются действия должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и ремонт транспортных средств, организацию движения, состояние дорог, могут быть связаны с личностью водителя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Дорожно-транспортное происшествие – нарушение правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой смерть или телесные поврежде­ния людей, порчу транспортных средств, груза и иной материальный ущерб.

В число наиболее распространенных видов ДТП входят: наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное; столкновение транспортных средств между собой; опрокидывание транспортных средств; наезд транспортного средства на препятствие; выпадение пассажиров из транспортного средства и иные разновидности.

Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.

При расследовании дорожно-транспортных происшествий следователь использует такие тактические операции, как «сбор информации», «изучение личности», «розыск скрывшегося преступника», «профилактика» и др. Для того чтобы получить необходимую информацию, следователь должен использовать весь комплекс тактических средств. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия является неотложным, первоначальным и неповторимым следственным действием.

Большое значение для восстановления механизма ДТП имеет осмотр транспортного средства. Немаловажное значение как для воссоздания механизма дорожно-транспортного происшествия, так и для выявления причин и условий, способствовавших совершению происшествия, имеет осмотр трупа и одежды пострадавшего. В процессе допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых можно получить большое количество информации, характеризующей отдельные элементы и механизмы дорожно-транспортного происшествия. Отдельные обстоятельства дорожно-транспортного происшествия могут также устанавливаться при проведении судебно-медицинской, судебно-биологической, судебно-химической и других экспертиз.

Основой профилактической деятельности является наиболее полное и всестороннее выявление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортных происшествий. В качестве причин и условий, способствовавших совершению ДТП, наиболее часто выступает техническое состояние транспортных средств, могут стать личные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, могут также дорожные условия, являются также действия пешеходов и пассажиров, иногда являются действия должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и ремонт транспортных средств, организацию движения, состояние дорог, могут быть связаны с личностью водителя.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреев И. С. Профилактическая деятельность следователя при расследовании дорожно-транспортных происшествий: Автореф. канд. дис. Минск, 1982;
  2. Андреев И. С. Криминалистический анализ механизма дорожно-транспортного происшествия — основа профилактической деятельности следователя // Внедрение достижений науки и техники в практику борьбы с преступностью: Тезисы респ. науч. конф. Вильнюс, 1986. С. 289—291;
  3. Алексеева Н. С, Максутова И. X. Автотранспортные происшествия и их расследование. М., 1962;
  4. Бекасов В. А., Боград Г. Я. и др. Автотехническая экспертиза. Москва, 1967;
  5. Возможности судебных экспертиз при расследовании ДТП. Минск, 1994;
  6. Гурский В. П. Дорожно-транспортные происшествия: методика расследования. М., 1992;
  7. Жулев В. И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Москва, 1989;
  8. Жулев В. И., Краенский Е. А., Гирько С. И. Расследование дорожно-транспортных преступлений. Москва, 1991;
  9. Зорин Г. А., Зорин Р. Г. Типовые программы допросов участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий. Гродно, 1995;
  10. Иванов Г. Е. и др. Подготовка материалов для производства судебной дорожно-транспортной экспертизы. Саратов, 1970;
  11. Нургалиев Б. М. Особенности осмотра места происшествия и возможности судебных экспертиз по делам о столкновениях транспортных средств. Караганда, 1993;
  12. Родионов Л. Д. Расследование дорожно-транспортных происшествий. 1990;
  13. Стешиц В. К. Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях. Минск, 1976;
  14. Стешиц В. К., Гурский В. Г. и др. Организация расследования ДТП, с места совершения которых водители скрылись. Минск, 1990;
  15. Шапоров Ю. И. Происшествия на дорогах // Судовый вестник. 1994. № 1. С. 36—38;
  16.  Фальковский В. В., Чирко А. М. Изучение причин дорожно-транспортных происшествий // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. Минск, 1992. Вып. 9. С. 196—203;

 Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии