БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Правотворческий процесс » Теоретические основы правотворческого процесса

Теоретические основы правотворческого процесса

Автор: Maxvel 4-11-2010, 18:53

Теоретические основы правотворческого процесса

1. правотворчество и формы (источники права)
2. общая характеристика законотворческого процесса
3. понятие и порядок реализации права законодательной инициативы
4. подготовка законопректа

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. 1.1 Правотворчество и формирование права
Правотворчество – специальная государственая деятельность по созданию НПА*, которая осуществляется компетентными государствеными органами путем санкционирования государством в том числе норм негосударственых организаций и обычных. Особым видом правоторческого процесса выступает непосредственое правотворчество народа, посредством проведения референдума, таким образом правотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов и непосредственно народа по установлению норм права, их переработке и отмене. В широком смысле правотворчество – формирование права (правообразование)

1.2 Принципы правотворчества:
1) демократизм – установление и обеспечение свободного, демократического порядка, разработки, обсуждения и принятия НПА другого уровня.
2) Гласность – процедуры обсуждения и принятия закона должны быть открытыми, тексты принятых актов должны быть доступными для восприятия и понимания и широко доводиться до всеобщего сведения.
3) Законности – нпа должны приниматься строго в рамках полномочий, предоставленых правотворческим органам. Данный принцип также означает верховенство канституции.
4) Научной обоснованости – глубокая научная проработка соответвующего принимаемого акта потребностям общетсва, т.е. необходимости и обоснованости урегулированых правом общественых отношений
5) Всестороний учет и обспечение прав и свобод личности. Данный принцип признает приоритет общепризнаных принципов и норм международного права в сфере прав человека и обеспечения соответвующего им внутренего законодательства 
6) Учет интересов всех социальных груп и слоев общества. Государственое регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями должно осуществлятся на основе равенства перед законом, уважения прав и интересов.

1.3 Стадии правотворческого процесса:
1) принятие решения о подготовке проекта нпа (планирование)
2) подготовка (разработка) проекта нпа
3) обсуждение и принятие
4)
• опубликование нпа
• введение его в действие

1.4 понятие и виды форм (источников права):
1) международный договор
2) правовой обычай
3) судебный (юридический) прецедент
4) юридическая доктрина
5) религиозные писания
6) нормативный договор

1.5 виды нпа:
1) конституция
2) решение референдума
3) програмный закон
4) кодексы
5) закон
6) декрет, указ
7) постановление палат парламента
8) постановление правительства
9) акты конституционого суда, Верховного суда, Высшего хозяйственого суда
10) акты генерального прокурора
11) постановление республиканоского органа государственого управления, нацбанка
12) регламент
13) инструкция
14) правило
15) устав, положение
16) приказ
17) решение органов местного управления и самоуправления

Правовые акты не являющиеся нормативными:
1) распоряжение президента
2) ряспоряжение председателя палаты представителей
3) распоряжение премьер-министра
4) акты прокуратуры и прокурора, акты органов ЗАГС

2. Законотворчество – вид правотворчества, который в значительной степени обладающее признаками правотворческого процесса. Правотворчество – деятельность государственных органов на издание, изменение и прекращение НПА.

Стадии правотворческого процесса:
1) законодательная инициатива
2) обсуждение законопроекта
3) принятие закона
4) опубликование и введение в действие

Право законодательной инициативы принадлежит:
1) президент
2) депутат парламента
3) правительство
4) граждане, обладающие избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек.

Обсуждение законопроекта.
Проект закона выносится на обсуждение законодательного органа от имени субъекта законодательной инициативы. Представляет с обьясненительной запиской содержание и обоснование необходимости его принятия и ожидаемый эффект. Как правило представляется професиональным комиссиям, который готовят проект к обсуждению. Принимается закон в рамках регламента большинством голосов.
Опубликование. Помещение текста в печатных изданиях.
Планирование законопроектных работ.
Проект плана подготовки законопроекта разрабатывется Центром законодательства на основе:
• концепции соверешенствования законодательства, предложеные субьектом права законодательной инициативы, а также Конституционным судом, Верховным судом, Высшим хозяйственым судом, Администрацией президента, прокуратуры, КГК, Нацбанка, центральной комисии по выборам, как правило не позднее 1 сентября.
• Предложение подготовки законопректа прилагается краткая концепция законопроекта. Центр законодательства анализирует поступившие предложения на основе следующих критериев: 
 
*- нормативный правовой акт



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии