БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Правотворческий процесс » Роль парламента в правотворческом процессе

Роль парламента в правотворческом процессе

Автор: Maxvel 4-11-2010, 18:55

Роль парламента в правотворческом процессе

1. рассмотрение законопроектов в палате представителей
2. рассмотрение законопроектов в совете республики
3. повторное рассмотрение законопроектов и законов. Согласительные процедуры.
4. особенности рассмотрение отдельных законопроектов

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Проект закона РБ вносится субъектом права законодательной инициативы в палату представителей с приложением следующих сопроводительных документов:
1) письмо с обоснованием необходимости принятия закона
2) информация о согласовании и визировании законопроекта
3) заключение по проекту закона Центра правовых исследований
4) согласие президента
5) документ, подтверждающий направление копии законопроекта президенту, если проект вносит не президент

Поступившие в палату представителей проекты законов и постановлений направляются в управление секретариата палаты представителей, осуществляющего экспертно-правовую деятельность для подготовки заключения о соответствии законопроекта определенным требованиям
Председатель палаты представителей или его заместитель назначает глав комиссий для предварительного рассмотрения законопроекта и подготовки по нему заключения, которое направляет законопроект в постоянные комиссии и структурное подразделение секретариата палаты представителей с указанием сроков для представления замечаний постоянной комиссии и предложения по проекту. Глава комиссии может создавать рабочую группу. Комиссия вправе предложить провести предварительное обсуждение проекта:
• в форме парламентских слушаний
• вынести на народное обсуждение
• направить на научную экспертизу
• запросить заключение министерств и иных организаций

Законопроект с внесенными замечаниями и предложениями, по которым достижение согласия с субъектом права законодательной инициативы должен быть ими завизирован, либо получено письменное согласие. После завершения работы над законопроектом головная комиссия выносит заключение в письменной форме и вместе с законопроектом направляет его в совет палаты представителей о предварительном рассмотрении вопросов о включении законопроекта в повестку дня сессии палаты представителей.

Рассмотрение проектов осуществляется по чтениям. В 1 чтении палата представителей заслушивает доклад субъекта права законодательной инициативы, который внес законопроект и содоклад головной комиссии. По результатам обсуждения палатой представителей, голосов принявших или отклонивших законопроект. При отклонении законопроекта его рассмотрение возможно только после его повторного внесения в палату представителей в общем порядке реализуется право законодательной инициативы. Если решение об отклонении не было, законопроект отправляется на доработку в соответствующую комиссию, о чем делается протокольная запись. Палата представителей устанавливает сроки для доработки представленного проекта ко 2 чтению. Одновременно с направлением комиссии законопроект представляют для проведения правовой экспертизы управления секретариатом палаты представителей. После заключения экспертизы головная комиссия рассматривает поправки и готовит проект ко 2 чтению. Для этого требуется пройти согласование:
1) с президентом
2) с центром законодательства
3) с субъектом права законодательной инициативы, который внес проект

Подготовленный проект должен быть направлен всем депутатам парламента и самому субъекту законодательной инициативы не позднее семи дней до начала второго чтения. Если проект не нуждается в доработках, то он по решению палаты представителей может быть рассмотрен во 2 чтении без направления в постоянные комиссии, иначе осуществляется повторное рассмотрение проекта в 1 чтении. При рассмотрении проекта во 2 чтении выступает председатель головной комиссии, его заместитель, либо член головной комиссии. Обсуждение начинается с названия, далее обсуждается преамбула, затем постатейно по главам, по разделам. Во время обсуждения может быть принято решение по возвращению отдельных частей на доработку. На голосование ставятся только поправки, представленные в письменной форме и рассмотренные головной комиссией. После того как голосование проведено головная комиссия направляет проект закона с принятыми поправками президенту РБ для информирования. В результате второго чтения палатой представителей может быть принято следующее решение:
1) о принятии проекта закона
2) об отклонении проекта закона
3) о повторном рассмотрении проекта в 1 чтении

Решение оформляется постановлением палаты представителей.
Принятый текст законопроекта визирует председатель палаты представителей либо его заместитель и вместе с копией постановления в течении 5 дней направляется на рассмотрение совета республики.

2. Законопроект в совете республики может рассматриваться не более 20 дней. Законопроект направляется на имя председателя совета республики как на бумажном носителе, так и в электроном виде. Он регистрируется в секретариате совета республики и передается председателю, который определяет одну или несколько постоянных комиссии, куда передаются поступивший законопроект с указанием срока рассмотрения. Поступивший законопроект направляется в структурное подразделение секретариата, осуществляет экспертно-правовую деятельность и после дачи заключения в течении 5 дней направляется всем членам совета республики. При наличии замечаний законопроект направляется в комиссии, ответственные за рассмотрение законопроектов, где открытым голосованием большинством голосов принимается закон в котором дается оценка и принимается одно из следующих решений:
1) рекомендовать совету республики одобрить принятый палатой представителей проект
2) рекомендовать совету республики отклонить принятие законопроекта, изложив мотивы по которым постоянная комиссия считает необходимым его отклонить.

Постоянная комиссия также готовит проект постановления совета республики по законопроекту и направляет указанный документ председателю совета республики. Рассмотрение законопроекта на заседании совета республики начинается с оглашения заключения и с доклада субъекта права законодательной инициативы. После председатель ставит на голосование вопрос об одобрении законопроекта, либо принимает решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Такое решение принимается большинством голосов. Если в течении 20 дней, а при объявлении срочным 10 дней, законопроект не был рассмотрен, закон считается одобренным. Принятый палатой представителей и одобренный советом республики закон вместе с постановлением совета республики в десятидневный срок представляется президенту на подпись.

3. Для преодоления разногласий, возникающих по законопроекту принятому палатой представителей и отклоненном советом республики для выработки согласованного текста может быть создана согласительная комиссия из представителей как совета республики, так и палаты представителей. Решение о создании согласительной комиссии принимается на заседании совета республики большинством голосов. Данное постановление в пятидневный срок направляется для рассмотрения в палату представителей. Решение согласительной комиссии принимается путем раздельного голосования представителей совета республики и палаты представителей. Члены совета республики принимают решение открытым голосованием, по результатам составляется протокол, в котором фиксируется предложение по преодолению возникнувших разногласий или обосновывающий невозможность их преодоления. Текст законопроекта выработанный согласительной комиссией представляется на одобрение обеих палат. Если согласительная комиссия не принимает согласованный текст законопроекта и президент или правительство не потребуют, чтобы палата представителей приняла окончательное решение, то доработка законопроекта осуществляется в соответствии с регламентом палаты представителей. 

4. Вопрос об изменении и дополнительном конституционном рассмотрении палатами парламента по инициативе президента или не менее 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом такой закон может быть принят после 2 обсуждений и одобрении парламентом с промежутком не более 2 месяцев. Изменение и дополнение в конституции не производится в период чрезвычайного положения, а также в последние 6 месяцев полномочий палаты представителей. Разделы 1,2,4,8 конституции могут быть изменены только путем референдума. Данный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат парламента. После поступления в палату представителей данный закон рассматривается в совете республики после направления всем членам совета республики, а также в комиссию по законодательству и государственному строительству. Члены совета республики организуют обсуждение законопроекта в соответствующей комиссии и при наличии замечаний направляется в комиссию ответственную за решение. Данная комиссия вправе принять одно из следующих решений: рекомендовать одобрить или отклонить.
Далее осуществляется обсуждение законопроекта и ставится на голосование вопрос о его одобрении. Законопроект считается одобренным, если за него проголосовало не менее 2/3. решение оформляется постановлением и в пятидневный срок направляется в палату представителей. При отклонении законопроекта совет республики может принять постановление, в котором содержаться предложения палаты представителей согласовывающие процедуру преодоления возникших разногласий. Если при повторном рассмотрении палатой представителей принятого законопроекта с учетом всех предложений совета республики, то постановление комиссии совета республики подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении законопроекта принятого палатой представителей. Если палата представителей вносит новое положение законопроект рассматривается советом республики как вновь принятый.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии