БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Правотворческий процесс » Президент как участник правотворческого процесса

Президент как участник правотворческого процесса

Автор: Maxvel 4-11-2010, 18:58

Президент как участник правотворческого процесса.

1. Роль президента в правотворческом процессе.
2. Акты президента РБ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

НАЙТИ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА,ПОРЯДОК ПОДПИСАНИЯ ЗАКОНОВ
1.В правотворческом процессе президент РБ имеет полномочия как непосредственно в сфере принятия н.а., так и в качестве самостоятельного правоустанавливающего субъекта:
1)назначает республиканский референдум
2)распускает палаты в случае и порядке, предусмотренном Конституцией. Полномочия Палаты Представителей могут быть досрочно прекращены по инициативе президента в следующих случаях:
А)выражения вотума недоверия правительству
Б)2кратн отказе в даче согласия на назначения премьер-министра
В)систематическом или грубом нарушении Конституции

Полномочия Совета Республики могут быть прекращены по последнему основанию. Данное решение президент принимает на основании заключения конституционного суда.
Палаты не могут быть распущены:
  1)в период ч.п. или войны
  2)в последние 6 мес. Полномочий президента
  3)в период решения вопроса о смещении президента
  4)в течении года со дня последних заседаний палат
3)подписывать законы 
4)имеет право в порядке, установленном конституцией возвратить закон или отдельные его положения в Палату Представителей. Президент имеет право не позднее чем в 2-х недельный срок со дня получения закона вернуть его со своими возражениями в Палату Представителей для повторного голосования, если возражения президента будут преодолены не менее 2/3 голосов от состава палат, закон подписывается президентом в 5-ти дневной. Закон, не подписанный президентом в этот срок вступает в законную силу. В случае наличия возражений президента на отдельное положение закона, закон подписывается президентом с оговоркой и вступает в силу за исключением этих положений. 
5)имеет право отменять акты правительства РБ 
6)непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления
7)президент имеет право законодательной инициативы, он может направлять в Палату Представителей проекты законов, постановлений, вносить предложения о необходимости принятия решений о разработке законов, вносить предложения на внесение изменен в законы, Конституцию, предлагает вносить законопроект о снижении и увеличении расходов государства, внесенные проекты законов подлежат рассмотрению в общем порядке, при признании законов срочными – в 10-ти дневный срок. Президент РБ имеет специальный механизм влияния на законопроектную деятельность либо определять развитие всей системы законодательства (ежегодное послание президента парламенту). 
8)планирование законодательной деятельности – президент утверждает государственные программы и ежегодные планы принятия проектов и планов, которые являются основой правотворческой деятельности. Важнейшим документом является концепция совершенствования законодательства РБ, утвержденная указом и определившая приоритеты развития национальной правовой системы 
9)президент имеет возможность влиять на порядок рассмотрения законопроектов в парламенте (очередность, время рассмотрения, порядок голосования). Президентом приняты меры по упорядочения законопроектной деятельности. С этой цель были приняты следующие н.п.а.: о создании нац центра законодательства; о порядке подготовки проектов нац центром законодательства; о подготовке проектов н.п.а. государственных программ и концепций; о порядке формирования и реализаций ежегодного плана подготовки законопроектов; о согласовании проектов н.п.а. в отдельных сферах; о других вопросов в других сферах
10)принимает декреты и указы

2.Нормативные правовые акты.
Президент в соответствии с конституцией издает декреты, указы, распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории РБ. Декреты бывают 2 видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании президенту законодательных полномочий; временные декреты. Они имеют силу закона и имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц, если иное не предусмотрено конституцией, проект о делегировании может вноситься самим президентом. Данный закон должен определять круг отношений, регулируемых декретом, не допускается делегирование полномочий, предусматривающих изменение конституции, программных законов, законов о бюджете, об изменении порядка выборов президента и парламента, ограничения прав и свобод граждан. В силу особой необходимости временные декреты могут издаваться без делегирования законодательных полномочий. Инициатором временного декрета может быть сам президент или Совет Министров. Временный декрет с письменным обоснованием его принятия в 3-х дневный срок после его подписания вноситься в Палату Представителей, в том числе и между сессиями самим президентом. Временный декрет рассматривается Палатой Представителей, а затем Совет Республики согласно регламентам палат. Палаты вправе отменить временный декрет не менее 2/3 голосов. В большей части декреты президента РБ могут регулировать отдельные сферы общественных отношений (страховая деятельность, игорный бизнес).

Указы президента.
Указы президента могут носить нормативный или ненормативный характер и издаваться на основании конституционных полномочий, либо с полномочиями определенными законами и конкретизировать законы или восполнять пробелы в праве. Нормативные указы, издаваемые во исполнение конституции составляют правовую базу составляют правовую базу для издания постановления правительства и других подзаконных актов. В свою очередь нормативные указы делятся на 2 вида:
1)направлены на закреплен полномочий, указанные в конституции – президент вправе издавать вне зависимости от регулирования соответствующих вопросов законами
2)вытекающих из статуса главы государства – основания издания является неурегулированность общественных отношений.

Ненормативные указы: указы о назначении и освобождении должностных лиц, о присвоении классов, о приеме в гражданство, роспуск палат, введение ч.п. В отдельных случаях реализация функций президента возможна только в случае получения согласия других органов. Имеются случаи последующего утверждения указов президента Советом Республики (о введении военного или ч.п.; о полной или частичной мобилизации и другие).

Ненормативные акты главы государства:
1)распоряжения и иные решения президента
Примерный перечень случаев издательства актов в законодательстве отсутствует. Распоряжения применимы к решению конкретных вопросов (выход из гражданства, назначение должностных лиц администрации президента). Отдельные распоряжения включаются нормативные предписания (о единых мерах социальной защита граждан РБ и РФ; о премировании руководит государственных органов). По большей части распоряжениями оформляются конкретные поручения главы государства по тем или иным вопросам, объявляются благодарности и т.д. Имеется практика оформления решений главы государства документами, не названными в конституции (директива).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии