БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Финансовое право » Правовые основы валютного регулирования

Правовые основы валютного регулирования

1. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты.

2. Понятие, значение и виды  валютных операций.

3. Понятие и значение валютного регулирования. Полномочия государственных органов, осуществляющих валютное регулирование.

4. Понятие и значение валютного контроля. Полномочия субъектов, осуществляющих валютный контроль.

5. Паспорт сделки как основной документ валютного контроля.

6. Юридическая ответственность за нарушение валютного законодательства.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Валютные ценности - это ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый режим обращения на территории страны. Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. (в редакции закона от 3 июня 2009 г. № 22-З) «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) к валютным ценностям отнесены:

1). Иностранная валюта.

Термин «валюта» используется в двух значениях: а) как национальная денежная единица, обращающаяся за пределами государства; б) как денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах.

Правовое понятие иностранной валюты установлено в Законе, которое включает в себя;

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену;

- средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.

Иностранная валюта по степени конвертируемости делится на следующие виды:

-свободно конвертируемые, т.е. без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты. Фактическисвободно конвертируемыми являются валюты стран, гденет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса;

-частично конвертируемые, к которым относятся валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;

- неконвертируемые - это валюты, где для резидентов и нерезидентов введен запрет на обмен валют.

2).       Платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь. К таким документам, например, относятся выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские и иные чеки, эмитированные банками и иными кредитно-финансовыми организациями.

3).       Ценные бумаги в иностранной валюте, к которым относятся;

- ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

- ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте;

- ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

- ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте.

4). Белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам, осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами, а также при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь, осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь.

5).       Ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок междунерезидентами на территории Республики Беларусь, ихввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь.

К ценным бумагам в белорусских рублях относятся:

- ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в белорусских рублях;

- ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в белорусских рублях;

- ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в белорусских рублях;

- ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в белорусских рублях.

6).       Платежные документы в белорусских рублях присовершении сделок между резидентами и нерезидентами,сделок между нерезидентами на территории РеспубликиБеларусь, при ввозе и пересылке в Республику Беларусь,вывозе и пересылке из Республики Беларусь.

 

2.Ст. 4 Закона, не давая определения валютных операций, раскрывает лишь их видовой аспект, в соответствии с которым валютными операциями являются:

- сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

- сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценныхбумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях;

- сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь, платежных документов в белорусских рублях;

- ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;

- банковские переводы в иностранной валюте, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, предусматривающим использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

- банковские переводы между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

- международные банковские переводы в белорусских рублях между резидентами или нерезидентами;

- операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

- операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.

Многообразие валютных операций предполагает их классификацию.

Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, в зависимости от порядка их осуществления, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие (ст. 5 Закона):

- осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг;

- осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг);

- перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям;

- операции неторгового характера.

В соответствии со ст. 6 Закона к валютным операциям неторгового характера относятся:

- перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также денежных средств по возмещению вреда;

- переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами Республики Беларусь;

- перевод и получение денежных средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества;

- перевод и получение денежных средств, связанные со смертью граждан, включая пособия и материальную помощь на погребение, транспортные и иные расходы;

- получение денежных компенсаций жертвами репрессий, членами их семей и наследниками;

- переводы денежных средств, связанные с оплатой содержания дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь;

- получение денежных средств судами, международным арбитражным (третейским) судом, правоохранительными органами, государственными нотариальными конторами, нотариальными бюро, связанное с осуществлением их деятельности, а также государственными органами или иными организациями при совершении их должностными лицами нотариальных действий;

- перевод и получение денежных средств на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

- переводы, связанные с уплатой регистрационных, вступительных, членских взносов в общественные, религиозные, международные организации, а также осуществление иных обязательных платежей в связи с участием в международных организациях;

- перевод и получение белорусских рублей, иностранной валюты, передача и получение иных валютных ценностей по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований), договорам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение;

- переводы, связанные с уплатой налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей, установленных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств, а также их возврат;

- переводы, связанные с уплатой в патентные ведомства пошлин и иных платежей;

- перевод и получение денежных средств, связанные с участием в конференциях, семинарах, спортивных мероприятиях, выставках, ярмарках;

- переводы, связанные с возвратом ошибочно и (или) излишне перечисленных денежных средств;

- иные операции, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, в соответствии со ст. 7 Закона являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, не относимые к текущим.

Порядок осуществления валютных операций урегулирован Правилами проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72.

Ст. 12 Закона выделяет валютно-обменные операции, к которым относятся:

- операции по обмену иностранной валюты на белорусские рубли и (или) обмену белорусских рублей на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты);

- операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты);

- иные операции, определенные Национальным банком.

Валютно-обменные операции на территории Республики Беларусь осуществляются через банки и небанковские кредитно-финансовые организации, получившие специальные разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности.

Валютно-обменные операции с участием физических лиц осуществляются без регистрации данных документа, удостоверяющего личность этих лиц, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

Купля-продажа и (или) конверсия иностранной валюты могут осуществляться на валютных биржах и на внебиржевом валютном рынке.

Национальный банк может устанавливать предельные значения обменных курсов, по которым осуществляются купля-продажа и (или) конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

Порядок осуществления валютно-обменных операций, а также условия отнесения их к операциям, осуществляемым на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, устанавливаются Национальным банком. При этом нормативно-правовое регулирование имеет свои особенности в зависимости от того, с кем банк осуществляет валютно-обменные операции: с физическими лицами или с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В первом случае банки руководствуются Правилами осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц, утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 170, которые выделяют следующие виды валютно-обменных операций:

- продажа иностранной валюты - обмен уполномоченными банками белорусских рублей физического лица на иностранную валюту по установленным обменным курсам;

- покупка иностранной валюты - обмен уполномоченными банками иностранной валюты физического лица на белорусские рубли по установленным обменным курсам;

- конверсия иностранной валюты - обмен уполномоченными банками одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам;

- продажа платежных документов в иностранной валюте за белорусские рубли - обмен уполномоченными банками белорусских рублей физического лица на платежные документы в иностранной валюте;

- покупка платежных документов в иностранной валюте за белорусские рубли - обмен уполномоченными банками платежных документов в иностранной валюте физического лица на белорусские рубли;

- продажа платежных документов в иностранной валюте за иностранную валюту - обмен уполномоченными банками иностранной валюты физического лица на платежные документы в иностранной валюте;

- покупка платежных документов в иностранной валюте за иностранную валюту - обмен уполномоченными банками платежных документов в иностранной валюте физического лица на иностранную валюту;

- размен наличной иностранной валюты (далее - размен) - обмен наличной иностранной валюты одного номинала на наличную иностранную валюту этого же вида другого номинала;

- обмен наличной иностранной валюты (далее - обмен) -обмен изъятых и изымаемых из обращения, но принимаемых к обмену, а также изношенных, поврежденных, но сохранивших признаки платежности денежных знаков, подлинность которых не вызывает сомнения, на платежеспособные денежные знаки той же иностранной валюты тех же либо других номиналов;

- инкассо наличной иностранной валюты, платежныхдокументов в иностранной валюте (далее - инкассо) - прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте.

При осуществлении валютно-обменных операций с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями банки руководствуются Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июля 2005 г. № 112, которая выделяет следующие виды валютно-обменных операций:

- покупка иностранной валюты - обмен банками белорусских рублей субъекта валютных операций, банка, банка-нерезидента на иностранную валюту по установленным обменным курсам;

- продажа иностранной валюты - обмен банками иностранной валюты субъекта валютных операций, банка, банка-нерезидента на белорусские рубли по установленным обменным курсам;

- конверсия иностранной валюты - обмен банками одного вида иностранной валюты субъекта валютных операций, банка, банка-нерезидента на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам.

Вышеуказанные операции осуществляются резидентами и нерезидентами, которые, являясь субъектами валютных операций, в структурно-видовом аспекте закреплены в. ст. 1 Закона.

 

3.Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон) определяет валютное регулирование как деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

В рамках Закона можно выделить следующие основные элементы валютного регулирования. В соответствии со ст. 13 Закона резиденты Республики Беларусь (юридические лица и индивидуальные предприниматели) осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь, организационно-правовые вопросы которой регламентированы Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее - Указ).

В соответствии с п. 1 Указа юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом, осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в процентах от суммы выручки в иностранной валюте и порядке определенном Национальным банком (Инструкция о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13 сентября 2006 г. № 129 «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке») (далее - Инструкция).

Под выручкой в иностранной валюте понимаются денежные средства в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, определяемому Национальным банком, поступающие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на их счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь по сделкам.

В соответствии с п. 3 Инструкции юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 30 процентов от суммы выручки в иностранной валюте.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрены случаи освобождения от обязательной продажи иностранной валюты (п. 4 Указа).    

Одним из элементов валютного регулирования является законодательное регулирование (ст. 14-15 Закона) порядка ввоза, вывоза, пересылки физическими лицами иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте, которое получило свое дальнейшее нормативно-правовое закрепление в постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 73/38 «Об утверждении Инструкции о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь» (далее - Инструкция).

Ввоз и вывоз физическими лицами белорусских рублей разрешены в сумме, не превышающей на одно лицо 500 базовых величин, установленных в Республике Беларусь на дату осуществления ввоза (вывоза) белорусских рублей, и осуществляются без обязательного декларирования в письменной форме таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.Ввоз и вывоз белорусских рублей физическими лицами на (с) территориюгосударств - участников Таможенного союза осуществляются без ограничений суммы и без обязательного декларирования в письменной форме таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь не отменены таможенный контроль и таможенное оформление.

Ввоз и вывоз физическими лицами документарных ценных бумаг в белорусских рублях и платежных документов в белорусских рублях производятся без ограничений по сумме и без обязательного декларирования в письменной форме таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.

Ввоз и вывоз физическими лицами документарных ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте производятся без ограничения суммы и без обязательного декларирования в письменной форме таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.

Ввоз в Республику Беларусь физическими лицами иностранной валюты осуществляется без ограничения суммы с соблюдением порядка таможенного оформления ввозимой иностранной валюты, установленного Инструкцией.

При ввозе физическими лицами иностранной валюты в сумме, превышающей на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день таможенного оформления ввозимой иностранной валюты, осуществляется обязательное декларирование в письменной форме ввозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь.

При ввозе физическими лицами иностранной валюты в сумме, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день таможенного оформления ввозимой иностранной валюты, не осуществляется обязательное письменное декларирование ввозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.

Вывоз физическими лицами иностранной валюты за пределы Республики Беларусь осуществляется с соблюдением порядка таможенного оформления вывозимой иностранной валюты, с определенными ограничениями, установленными Инструкцией. Так, на сумму, превышающую 10 000 долларов США, рассчитанную по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день таможенного оформления вывозимой иностранной валюты, вывоз иностранной валюты осуществляется по предъявлении в обязательном порядке в таможенные органы разрешительных документов. В сумме, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, вывоз иностранной валюты осуществляется без предъявления разрешительных документов. Банковским документом, разрешающим вывоз иностранной валюты из Республики Беларусь, а также иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте из Российской Федерации, является справка ф. № 0406007, порядок выдачи которой определен Инструкцией.

При вывозе физическими лицами иностранной валюты в сумме, превышающей на одно лицо в эквиваленте 3000 долларов США, осуществляется обязательное декларирование в письменной форме вывозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь.

При вывозе физическими лицами иностранной валюты в сумме, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 3000 долларов США, обязательное письменное декларирование вывозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь не осуществляется, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.

При ввозе физическими лицами в Республику Беларусь с территории государств-участников Таможенного союза иностранной валюты в сумме, превышающей на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, осуществляется обязательное декларирование в письменной форме ввозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь отменены таможенный контроль и таможенное оформление. При ввозе физическими лицами в Республику Беларусь с территории государств-участников Таможенного союза иностранной валюты в сумме, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, обязательное письменное декларирование ввозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь не осуществляется, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь не отменены таможенный контроль и таможенное оформление.

При вывозе физическими лицами из Республики Беларусь на территорию государств - участников Таможенного союза иностранной валюты в сумме, превышающей на одно лицо в эквиваленте 3000 долларов США, осуществляется обязательное декларирование в письменной форме вывозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь отменены таможенный контроль и таможенное оформление.

При вывозе физическими лицами из Республики Беларусь на территорию государств - участников Таможенного союза иностранной валюты в сумме, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 3000 долларов США, обязательное письменное декларирование вывозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь не осуществляется, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь не отменены таможенный контроль и таможенное оформление.

Пересылка в Республику Беларусь и из Республики Беларусь физическими лицами белорусских рублей и документарных ценных бумаг в белорусских рублях в письмах и иных видах международных почтовых отправлений запрещена.

Пересылка в Республику Беларусь иностранной валюты допускается в письмах с объявленной ценностью в сумме, не превышающей в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в почтовом учреждении страны его подачи.

Пересылка из Республики Беларусь иностранной валюты допускается в письмах с объявленной ценностью в сумме, не превышающей в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в организации почтовой связи (в том числе ее структурном подразделении). Пересылка иностранной валюты в письмах без объявления ценности запрещена.

Пересылка платежных документов в иностранной валюте (выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские и иные чеки, эмитированные банками и иными кредитно-финансовыми организациями) и документарных ценных бумаг в иностранной валюте в Республику Беларусь допускается в письмах с объявленной ценностью без ограничения суммы при условии, что объявленная ценность не будет превышать сумму, равную в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанную по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в почтовом учреждении страны его подачи.

Пересылка из Республики Беларусь платежных документов в иностранной валюте и документарных ценных бумаг в иностранной валюте допускается в письмах с объявленной ценностью без ограничения суммы при условии, что объявленная ценность не будет превышать сумму, равную в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанную по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в организации почтовой связи (ее структурном подразделении).

Для эффективного государственного регулирования валютных отношений в Республике Беларусь создана система соответствующих органов, определяемая Президентом Республики Беларусь.

Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Ст. 21 Закона определяет полномочия Национального банка Республики Беларусь как органа валютного регулирования, который в пределах своей компетенции:

- устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

- регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

- устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

- устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

- устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой и платежных документов в белорусских рублях;

- устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

- устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте;

- определяет в соответствии с Законом и актами Президента Республики Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

- привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

- выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных законодательством;

- в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;

- осуществляет другие полномочия, установленные законодательством.

В соответствии со ст. 22 Закона Совет Министров, взаимодействуя с Национальным банком по вопросам валютного регулирования, в пределах своей компетенции:

- принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;

- осуществляет другие полномочия, установленные иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

 

4.Важнейшим элементом валютного регулирования является валютный контроль, который рассматривается как разновидность финансового контроля. В то же время валютный контроль обладает определенными особенностями. Во-первых, у него своя цель. Во-вторых, объектом валютного контроля являются операции с валютными ценностями. В-третьих, функции валютного контроля осуществляют уполномоченные на то органы, которые, как правило, являются органами финансового контроля.

В соответствии со ст. 1 Закона валютный контроль — это деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными направлениями валютного контроля в Республике Беларусь в соответствии со ст. 23 Закона являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

- обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

- предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

- проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

- анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Организационно-правовое обеспечение валютного контроля в Республике Беларусь возлагается на две категории субъектов: органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Система органов валютного контроля определена ст. 24 Закона, к которым в Республике Беларусь относятся:

1).Совет Министров Республики Беларусь, который определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

2).Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции, предусмотренные законодательством.

3).Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством. Комитет государственного контроля осуществляет координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций.

4).Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные иным законодательством.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля вправе:

- проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и не резидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;

- осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

- получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

- приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

- осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Система агентов валютного контроля, а также их полномочия закреплены в ст. 26-29 Закона. К агентам валютного контроля в Республике Беларусь относятся:

1). Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции:

- осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;

- принимают меры по устранению подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;

- представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;-      осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством.

2).       Таможни, которые:

- производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;

- контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

- осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;

- осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством.

3.        Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:

- осуществлять контроль за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

- осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

- получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

- выдавать кредит под залог недвижимости

- осуществлять иные функции, предусмотренные валютным законодательством.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

- если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

- если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Национального банка, но такое разрешение (лицензия) резидентом или нерезидентом не представлено;

- если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и (или) нормативных правовых актов Национального банка, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь;

- в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля в порядке и сроки, определяемые Национальным банком Республики Беларусь.

Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями определен постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 июня 2006 г. № 89 «О выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля».

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.

 

5.В соответствии с Указом президента № 178 от 27 марта 2008 г. «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» паспорт сделки – это документ установленной формы, который оформляется экспортером (импортером) по внешнеторговому договору, общая стоимость товаров по которому составляет сумму, эквивалентную 3000 евро и более, регистрируется в банке и является основным документом при осуществлении валютного контроля внешнеторговых операций.

Экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров или их поступления либо проведения платежей зарегистрировать паспорт сделки в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в соответствии с формой и в порядке, устанавливаемых Национальным банком по согласованию с Комитетом государственного контроля.

Обязательная регистрация паспортов сделок банками производится в отношении:

- товаров, сделки по которым резиденты обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества ”Белорусская универсальная товарная биржа“, – только при наличии на договоре оттиска штампа данного акционерного общества, подтверждающего регистрацию сделки (договора) по таким товарам в указанном акционерном обществе;

- пивоваренного ячменя и не поджаренного солода из ячменя, сделки по которым юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны в соответствии с законодательством заключать путем проведения процедур закупок Белорусским государственным концерном пищевой промышленности ”Белгоспищепром“, – только при наличии на договоре оттиска штампа этого концерна, подтверждающего согласование указанным концерном такой сделки.

По внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт (импорт) товаров, сделки по которым резиденты обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества ”Белорусская универсальная товарная биржа“, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров или их поступления либо проведения платежей зарегистрировать паспорт сделки в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в соответствии с формой и в порядке, устанавливаемых Национальным банком по согласованию с Комитетом государственного контроля, независимо от стоимости указанных товаров.

Таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам в предусмотренных законодательством случаях производится только при наличии зарегистрированного паспорта сделки.

 

6.За нарушение валютного законодательства может наступать административная, уголовная и финансовая ответственность. В КоАП предусмотрены штрафные санкции за следующие правонарушения:

- за незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства – штраф в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

- за скупку, продажу, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте – штраф в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

- за осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Национального банка Республики Беларусь, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, – штраф в размере от десяти до ста базовых величин.

- за несвоевременную обязательную продажу иностранной валюты – штраф в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере до одного процента от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств.

- за необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже, – штраф в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере необоснованно заниженных валютных средств.

- за невозвращение из-за границы индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица валюты, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления, – влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются следующие экономические санкции за:

- несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций - в размере до 2 процентов не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг);

- нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, - в размере до 100 процентов суммы средств, использованных не по целевому назначению;

- несанкционированное использование иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте в расчетах между резидентами Республики Беларусь - в размере до 100 процентов суммы платежа с плательщика и получателя (с каждого);

- несоблюдение установленных законодательством сроков использования валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке, - в размере 1 процента суммы неиспользованных в установленный срок валютных средств за каждый следующий со дня просрочки день, но не более суммы неиспользованных средств;

- нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь, - до 10-кратной суммы этих средств;

Применение экономических санкций осуществляется уполномоченными должностными лицами Комитета государственного контроля и его территориальных органов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии