БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Основы интеллектуальной собственности » ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Основные положения

2. Разрешение спорных вопросов по объектам промышленной собственности

3. Защита авторского права и смежных прав

4. Ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной
собственности

5. Меры борьбы с пиратством

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Основные положения    

Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является неотъемлемой и наиболее важной частью законодательства любого государства как в области промышленной собственности, так и в области авторского права и смежных прав.

Законодательство предоставляет правообладателям возможность подачи апелляций на решения государственных органов, осуществления действий против лиц, нарушающих их права, с тем, чтобы предотвратить дальнейшие нарушения и компенсировать потери, причиненные нарушением.

Соглашением Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИП С) сформулированы обязательства правительств стран-членов организации предусмотреть в своем национальном законодательстве процедуры и гарантии, направленные на обеспечение эффективной реализации прав интеллектуальной собственности, включая административные меры и средства судеб­ной защиты, а также пограничные меры (таможенный контроль).

Во всех законодательных актах Республики Беларусь, относящихся к объектам интеллектуальной собственности, содержатся нормы, регламентирующие защиту прав авторов и владельцев прав интеллектуальной собственности (Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 989), законы о патентах, товарных знаках и других объектах, закон об авторском праве и смежных правах). Кроме того, меры таможенного контроля, административного и уголовного характера предусмот­рены в соответствующих кодексах (таможенном, административном, уголовном).

1.1. Разрешение спорных вопросов по объектам промышленной собственности

Притязание на права промышленной собственности подчас вызывает необходимость разрешения споров и возражений:

а)      в связи с получением охранных документов и их действительностью;

б)      по поводу реализации прав авторов и правообладателей.

Действующим законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что споры, связанные с получением охранных документов и их действительностью, могут рассматриваться в административном и судебном порядке.

Административный порядок рассмотрения споров относится к компетенции патентного органа, при котором создан апелляционный совет.

К компетенции апелляционного совета относится рассмотрение жалоб, возражений и заявлений, поступающих от физических и юридических лиц. В апелляционный совет могут быть поданы жалобы:

  • на решение предварительной экспертизы по заявкам на объекты промышленной собственности;
  • на решение патентной экспертизы об отказе в выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, сорт растения;
  • на решение экспертизы об отказе в регистрации товарного знака;
  • на решение экспертизы по заявке на регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара.

Возражения, подаваемые в апелляционный совет:

  • против выдачи патента на изобретение, патента на полезную модель, патента на промышленный образец, патента на сорт растения;
  • против регистрации товарного знака;
  • против регистрации наименования места происхождения товара и против выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара.

Апелляционный совет рассматривает заявления:

  • о признании товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь;
  • о прекращении действия регистрации наименования места происхождения товара и прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара.

Жалобы, поступающие в апелляционный совет, должны быть рассмотрены в течение четырех месяцев, а возражения и заявления — в течение шести месяцев с даты поступления. Рассмотрение жалоб, возражений и заявлений осуществляется на заседании коллегии в составе не менее трех членов апелляционного совета.

Дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, рассматриваются в судебном порядке.

В марте 2000 г. в качестве специализированного суда в системе общих судов была создана Судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь (далее — Коллегия), которая рассматривала только дела, касающиеся объектов промышленной собственности. С января 2003 г. Коллегия рассматривает также споры по всем объектам интеллектуальной собственности, включая авторские и смежные права. В настоящее время Коллегия является единственным в Республике Беларусь судебным органом, рассматривающим в первой инстанции гражданские дела по спорам в области интеллектуальной собственности.

К компетенции Коллегии, в частности, относятся споры:

  • об авторстве на изобретение, полезную модель, промышленный образец, сорт растения, топологию интегральной микросхемы;
  • об установлении патентообладателя;
  • о нарушении исключительного права на использование объекта промышленной собственности и других имущественных прав;
  • о вознаграждении за создание и использование служебных объектов промышленной собственности и распределении вознаграждения между соавторами;
  • об использовании изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральной микросхемы в период действия временной правовой охраны;
  • о праве преждепользования;
  • о признании патента недействительным;
  • о заключении и исполнении лицензионных договоров, договоров об уступке прав, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых патентом, признании этих договоров недействительными;
  • о нарушении законодательства о товарных знаках и знаках обслуживания, географических указаниях;
  • по жалобам и возражениям на решения апелляционного совета при патентном органе и др.

Практика работы Коллегии Верховного Суда Республики Беларусь показывает, что около 50 % всех рассмотренных дел — это жалобы на решения апелляционного совета при патентном органе. Другая часть дел относится к искам о досрочном прекращении действия регистрации товарных знаков, о взыскании убытков в связи с нарушением исключительного права на использование объектов промышленной собственности, об установлении правообладателя, о признании   недействительными   патентов,   о восстановлении действия патента и т. п.

Верховному Суду подведомственны и другие споры, вытекающие из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь в редакции от 30 декабря 2002 г.) .

1.2. Защита авторского права и смежных прав

Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст. 139) установлено, что использование результатов интеллектуальной деятельности может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (п. 1 ст. 39) физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований закона, является нарушителем авторского права и смежных прав.

Экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав, являются контрафактными. К контрафактным отнесены также экземпляры охраняемых произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций вещания, импортируемые без согласия правообладателей в Республику Беларусь (пп. 2, 3 ст. 39).

Нарушением авторского права и смежных прав также являются:

  • любые действия, включая изготовление, импорт в целях распространения или распространение (продажа, прокат) устройств или предоставление услуг, которые осуществляются осознанно или при наличии достаточных оснований сознавать, что они без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав, предоставляемых Законом «Об авторском праве и смежных правах», и основ-ной коммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обход таких средств;
    • устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя;
    • распространение, импорт с целью распространения, передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения без разрешения правообладателя произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых без разрешения правообладателя была устранена или изменена электронная информация об управлении правами (п. 5 ст. 39).

Любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения правообладателя устранена или на которых изменена информация об управлении правами или которые без разрешения правообладателя изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств, считаются контрафактными (п. 6 ст. 39).

Защита авторских и смежных прав, как было указано выше, осуществляется в судебном порядке. При этом правообладатель в соответствии с законом (ст. 40) вправе требовать:

  • признания авторского или смежных прав;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав;
  • пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушения;
  • возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
  • взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;
  • выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тыс. базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;
  • принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.

Контрафактные экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда. Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе устройств, незаконно используемых для изготовления и воспроизведения экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания с обращением их в доход государства.

Контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию, а не востребованные ими экземпляры подлежат уничтожению или переработке с обращением в доход государства. 

2. Ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности

Одним из распространенных видов судебных споров, связанных с нарушением исключительного права, охраняемого патентом, является промышленное или коммерческое использование объекта промышленной собственности без разрешения патентообладателя.

Использованием изобретения, полезной модели, промышленного образца признается введение в гражданский оборот продукта, изготовленного с применением запатентованного изобретения, запатентованной полезной модели или изделия, содержащего запатентованный промышленный образец. Лица, незаконно использующие топологию интегральной микросхемы, обязаны прекратить ее использование и возместить причиненный ущерб.

За незаконное использование товарного знака, а также обозначения, сходного с ним до смешения для однородных товаров, владелец знака может потребовать:

  • прекращения нарушения и возмещения причиненных убытков;
  • удаления с товара или упаковки незаконно используемого знака;

ареста или уничтожения товаров, в отношении которых был незаконно применен товарный знак;

  • наложения штрафа в размере стоимости товара или передачи его в пользу потерпевшей стороны.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 155-19) умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака и знака обслуживания, фирменного наименования, наименования места происхождения товара конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке и знаке обслуживания, не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией этой продукции.

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы влечет наложение штрафа в размере до 50 минимальных заработных плат с конфискацией контрафактных экземпляров объектов авторского права, смежных и патентных прав, а также материалов и оборудования, используемых для их изготовления, или без конфискации (ст. 167-9).

Уголовная ответственность за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь (ст. 201 и 248).

Так, присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет.

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере, наказываются общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

Эти действия, совершенные повторно, наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 201 УК).

Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, наименования места происхождения товара конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке и знаке обслуживания, не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст. 248 УК).

Необходимо также учитывать, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» незаконное использование или введение в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности отнесено к формам недобросовестной конкуренции, которая подлежит пресечению в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, в Таможенный кодекс Республики Беларусь введены нормы, обеспечивающие защиту объектов интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 197-1-197-7). Правообладатель или иное лицо, представляющее его интересы, вправе подать в Государственный таможенный комитет заявление об осуществлении таможенными органами Республики Беларусь мер по защите его прав на объекты интеллектуальной собственности. Если таможенные органы припредъявлении или декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обнаружат признаки, указывающие на то, что товары могут являться контрафактными, таможенное оформление приостанавливается сроком на 10 рабочих дней до принятия решения судом.

3. Меры борьбы с пиратством

Пиратство в словаре русского языка определяется как промысел пиратов, разбой. В сфере интеллектуальной собственности к понятию «пиратство» относятся изготовление и распространение контрафактных (поддельных) товаров в области музыки, например копии музыкальных произведений: контрафактные копии, контрабандные копии, пиратские копии. Контрафактные копии представляют собой точные копии звуковых, видеодисков или кассет в такой же упаковке, как и оригинал, с использованием товарного знака, принадлежащего правообладателю оригинальной записи. Контрабандные копии — это копии записей, сделанных в ходе живого исполнения, или передачи, сделанные без разрешения правообладателя. Пиратскими являются несанкционированные копии звуко- и видеозаписи, которые имитируют оригинал, имеют плохое качество и в ряде случаев отличаются упаковкой от оригинала. Наиболее распространенными объектами пиратства, как отмечается в публикациях ВОИС, являются [29, ст. 344]:

  • звуковые записи;
  • видеозаписи;
  • компьютерные программы;
  • трансляции;
  • книги. ■

Ежегодный ущерб только производителей компьютерных программ, в результате пиратского копирования, оценивается в 14 млрд долларов США. Пиратское копирование звуко- и видеозаписей оценивается от 1 до 5 млрд долларов США.

Наибольший интерес для пиратов представляют произведения, пользующиеся успехом на рынке. Авторы, исполнители, производители фонограмм, издатели, организации вещания несут значительный материальный ущерб, поскольку не получают соответствующее вознаграждение.

Пиратские записи значительно дешевле оригинальных, что стимулирует насыщение рынка популярными товарами по низким ценам, в результате материальный ущерб несет государство. В то же время низкие цены повышают спрос на товары, в результате чего расширяется индустрия по производству пиратской продукции, и государство теряет международную репутацию, ставится под вопрос участие в международном культурном обмене.

Контрафакция и пиратство в области прав интеллектуальной собственности представляют серьезную не только национальную, но и международную проблему. Имеются данные о связи пиратства в области интеллектуальной собственности с другими формами организованной преступности.

Значительные потери несут государство и общество в форме упущенных доходов от налогов, возможностей получения инвестиций. Решение этой проблемы, имеющей глобальный характер, может быть более успешным, если правообладатели будут иметь соответствующие закрепленные законом права и средства защиты, включая эффективные меры защиты на основе уголовного и гражданского права.

Основная мера борьбы с пиратством — это наличие достаточной законодательной базы, предусматривающей уголовно-штрафные санкции (штрафы, тюремное заключение) за нарушение патентных, авторских и смежных прав.

Важное значение имеет также применение сдерживающих мер по нераспространению пиратской продукции. К этим мерам в ряде стран относят законодательное введение применения защитных идентификационных знаков для маркировки аудиовизуальных произведений и фонограмм. Экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм перед выпуском в оборот маркируются защитными идентификационными знаками, в противном случае их распространение или экспорт запрещены. В Закон «Об авторском праве и смежных правах», очевидно, необходимо внести дополнения, обязывающие физических или юридических лиц, осуществляющих воспроизведение аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, размещать на каждом экземпляре, содержащем указанные объекты, информацию, которая идентифицирует обладателя исключительных имущественных прав или организацию коллективного управления имущественными правами, предоставивших разрешение на такое воспроизведение.

Предупредительными мерами до окончательного судебного решения являются:

  • арест товаров, в отношении которых имеются подозрения, что они являются пиратскими копиями, и оборудования для их изготовления;
  • опечатывание помещений, где несанкционированно изготавливаются или предлагаются к продаже или прокату контрафактные копии;
  • издание постановлений (распоряжений) о прекращении производства или распространения несанкционированных копий.

Исключительно важной мерой в предотвращении пиратской деятельности является создание эффективной системы коллективного управления авторскими и смежными правами. Эта система должна являться связующим звеном между пользователями и правообладателями, что окажет влияние на сокращение пиратской деятельности.

Большая роль в борьбе с пиратством отводится правоохранительным органам. В ряде стран созданы специальные подразделения, основной функцией которых является борьба с нарушителями авторских и смежных прав. Им предоставлено право инициировать расследования и подавать иски в суд. Отсутствие эффективной правоприменительной практики по предотвращению нарушений авторских и смежных прав наносит ущерб как правообладателям, так и международному престижу государства.

Так, органами внутренних дел Республики Беларусь в 2004 г. было выявлено 59 преступлений и пресечено 646 административных правонарушений, связанных с незаконным распространением аудиовизуальных произведений и фонограмм. Госстандартом запрещена реализация аудио- и видеопродукции на сумму 62 млн руб.

В Республике Беларусь разработана государственная программа защиты интеллектуальной собственности, предусматривающая ужесточение мер в отношении распространения пиратской продукции и ее изготовителей

8. Организационное обеспечение управления интеллектуальной собственностью

  • Государственное руководство
  • Патентная политика организации
  • Патентные службы и патентные поверенные
  • Организация зарубежного патентования
  • Патентные пошлины и сборы

1. Государственное руководство

В результате распада СССР Республика Беларусь стала суверенным независимым государством, поэтому возникла необходимость в создании национальной системы охраны интеллектуальной собственности и органа управления, проводящего государственную политику и руководство в этой области.

Решением правительства в 1992 г. было создано Государственное патентное ведомство при Совете Министров Республики Беларусь, которое в 1997 г. Указом Президента Республики Беларусь преобразовано в Государственный патентный комитет (Белгоспатент).

Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный патентный коми­тет Республики Беларусь преобразован в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» и введен в структуру Государственного комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь. Национальному центру интеллектуальной собственности переданы функции Комитета по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь.

30 ноября 2001 г. утвержден Устав Национального центра интеллектуальной собственности (далее — Центр). Центр обеспечивает охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляет функции патентного органа, установленные законодательными актами Республики Беларусь, а также реализует государственную политику в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав.

Основными задачами Центра являются:

  • разработка и осуществление мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области охраны прав промышленной собственности, авторского права и смежных прав;
  • разработка проектов нормативных правовых актов в области охраны прав промышленной собственности, авторского права и смежных прав, анализ и обобщение практики действующего в этой области законодательства;
  • осуществление международного сотрудничества в области охраны прав промышленной собственности, авторского права и смежных прав;
  • оформление прав на объекты промышленной собственности;
  • организация информационной и издательской деятельности в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;  
  • досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности;
  • комплектация, обработка и пополнение патентного фонда для целей экспертизы;
  • методическое обеспечение оценки и учета объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов;
  • организация работы по патентованию объектов промышленной собственности за рубежом;
  • обеспечение охраны в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь имущественных прав авторов, их правопреемников и иных обладателей авторского права и смежных прав на основании заключенных договоров;
  • оказание содействия в пределах своих полномочий деятельности творческих союзов;
  • содействие становлению в Республике Беларусь организаций по осуществлению и охране на коллективной основе имущественных прав авторов, их правопреемников и иных обладателей авторского права и смежных прав.

В целях реализации возложенных на него задач центр:

  • готовит для внесения в установленном порядке предложения по совершенствованию актов законодательства в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав, а также предложения по вопросам участия Республики Беларусь в международных договорах и международных организациях в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;
  • организует международное сотрудничество и обеспечивает выполнение международных обязательств в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав, в установленном порядке представляет Республику Беларусь во Всемирной организации интеллектуальной собственности и других специализированных международных организациях;
  • обеспечивает организацию и проведение научно-исследовательских и других работ в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;
  • организует и проводит республиканские и международные семинары, конференции, совещания, выставки и другие аналогичные мероприятия в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;
  • оказывает методическую и правовую помощь в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;
  • оказывает на возмездной основе услуги в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;
  • организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав.

Как патентный орган Центр осуществляет следующие функции:

  • устанавливает требования к документам, относящимся к оформлению правовой охраны объектов промышленной собственности и деятельности патентных поверенных;
  • принимает, регистрирует и рассматривает заявки на выдачу патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, заявки на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, а также на другие объекты в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
  • проводит экспертизу заявок на выдачу охранных документов, выдает от имени Республики Беларусь охранные документы, ведет государственные реестры объектов промышленной собственности;
  • обеспечивает издание официальных бюллетеней о зарегистрированных заявках и выданных охранных документах на объекты промышленной собственности, а также нормативно-методических и иных информационных материалов по охраняемым объектам промышленной собственности;
  • организует в установленном порядке рассмотрение возражений, жалоб и заявлений в Апелляционном совете по вопросам, относящимся к его компетенции;
  • регистрирует договоры о передаче прав на объекты промышленной собственности, лицензионные договоры о передаче прав на использование объектов промышленной собственности и другие договоры в пределах своей компетенции;
  • осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных.

Центр разрабатывает правила составления и подачи заявок на объекты промышленной собственности, порядок их рассмотрения; правила подачи жалоб, возражений и их рассмотрения Апелляцион­ным советом, которые обязательны для всех заявителей.

Созданная в Республике Беларусь структура управления, законодательная и нормативно-методическая база обеспечивают охрану прав интеллектуальной собственности. Особое место при этом занимают охрана и реализация прав на объекты промышленной собственности, по которым Национальный центр интеллектуальной собственности от имени государства выдает охранные документы (патенты, свидетельства). Количество подаваемых в Центр заявок от национальных и зарубежных заявителей, регистрируемых охранных документов, используемых объектов промышленной собственности в различных отраслях экономики имеет тенденцию роста (табл. 1).

Таблица .1. Охрана и реализация объектов промышленной собственности

Показатель

 

 

Год

 

 

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Подано заявок на изобретения

1198

1144

ИЗО

1259

1265

1340

Зарегистрировано патентов на изобретения

537

529

691

1030

934

955

Подано заявок на полезные модели

210

315

422

551

655

853

Зарегистрировано патентов на полезные модели

138

264

339

484

540

731

Подано заявок на промышленные образцы -

95

64

76

121

196

197

Зарегистрировано патентов на промышленные образцы

143

104

86

43

146

204

Зарегистрировано товарных знаков

5150

5155

5507

5570

5940

5700

Использовано изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

397

358

425

420

468

563

Зарегистрировано лицензионных договоров и договоров на уступку прав

206

208

259

295

300

329

В инфраструктуру национальной системы охраны объектов интеллектуальной собственности входит Белорусское авторское общество, на которое возложены функции управления на коллективной основе имущественными правами авторов произведений науки, литературы и искусства или их правопреемников, а также содействие авторам или их правопреемникам в передаче прав на использование произведений.

Важное место в инфраструктуре национальной системы охраны объектов интеллектуальной собственности принадлежит Республиканской научно-технической библиотеке (РНТБ). Библиотека выполняет функции центрального хранилища информации для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами и товарными знаками. Государственный патентный фонд, функционирующий в составе РНТБ, является единственным в республике центром, который располагает полным фондом патентной документации.

2. Патентная политика организации

Главным источником экономического развития в XXI в. является активная интеллектуальная деятельность, дающая новые знания и изобретения.

Доля природных ресурсов, несмотря на увеличивающуюся их стоимость, занимает все меньший удельный вес в стоимости товаров и услуг. Доминирующее положение занимают интеллектуальные ресурсы, охраняемые патентами. Усиливается борьба за патентные права на новые предпринимательские идеи и методы, компьютерные операционные системы и программные продукты, другие высокотехнологичные решения.

Интеллектуальная собственность стала основным оружием в конкурентной борьбе на мировых рынках. Создаются организации, предметом деятельности которых становится торговля интеллектуальной собственностью. Крупные мировые компании провозглашают новые подходы к управлению инновационной деятельностью, ставя во главу своей стратегии охрану прав на объекты интеллектуальной собственности и их защиту от несанкционированного использования.

Патентное право, как отмечалось выше, обеспечивает собственнику монопольные права на результаты интеллектуальной деятельности, патентообладатель может предъявить нарушителю патента иск в виде денежной компенсации за причиненный вред, потребовать наложения ареста и конфискации контрафактного товара. Многолетний опыт зарубежных фирм подтверждает серьезность последствий, которые при этом возникают. Так, широкую известность получил судебный процесс между компаниями «Kodak» и «Polaroid». За нарушение патентных прав на камеры и пленки для моментальной фотографии, разрабо­танные фирмой «Polaroid», компании «Kodak» пришлось выплатить 925 млн долларов в качестве компенсации за нанесенный ущерб, закрыть завод, который обошелся в 1,5 млрд долларов, 500 млн долларов затратить на выкуп проданных камер и 100 млн долларов — на 14-летний судебный процесс

Примеров недооценки роли патентов достаточно много. Фирмы и организации, которые не уделяют должного внимания патентованию результатов своих разработок, в большинстве своем теряют рынки сбыта, несут убыток по судебным искам за нарушение исключительных прав и в конечном итоге терпят банкротство.

В связи с этим неотъемлемым элементом инновационной стратегии  научных организаций, предприятий,  предпринимательских структур должно стать обеспечение надежной охраны прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности, отслеживание и предотвращение нарушений своих прав и нарушений прав треть­их лиц при реализации товаров на внутреннем и зарубежных рын­ках и прежде всего обеспечение патентной чистоты экспортной продукции.

В осуществлении инновационной стратегии с учетом такого компонента, как интеллектуальная собственность, важное значение приобретают следующие виды деятельности:

а)      патентные исследования и выделение основных, базисных решений в разрабатываемой технологии или объекте техники;

б)      выявление отличительных особенностей разрабатываемой продукции от известных технических решений и принятие мер по обходу мешающих патентов;

в)      формирование портфеля патентов и патентных заявок, обеспечивающего блокировку разработок конкурентов и ограничение их возможностей на рынке;

г)       предварительная технико-экономическая оценка значимости патентуемых решений и ноу-хау, оценка стоимости нематериальных активов и постановка их на учет;

д)      анализ осуществимости и сфер применения, созданных инноваций, предполагаемых затрат и сроков выхода на рынок.

Вентиль – маленькая, но очень важная часть трубопровода. Одним из самых распространенных является ручной латунный вентиль 15б1п, применяемый в качестве запорного устройства в трубопроводах, работающих под водяным паром. Он имеет класс герметичности затвора «С» и выдерживает давление до 1,6 МПа.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии