БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Экологическое право » Шпоры по экологическому праву

Шпоры по экологическому праву

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

3.Экологическая функция государства и  права. Концепция государственной политики РБ в области охраны окружающей среды.

Государство в соответствии  со своими внутренними политическими задачами выполняет разнообразные функции: нормотворческую, правоохранительную, функцию регулирования общественных правоотношений, культурно-воспитательную, социальную и т.п. Все современные государства осуществляют функцию охраны окружающей среды  как самостоятельную функцию государства.

Экологическая функция государства представляет собой основные  направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы.

В последнее десятилетие происходит экологизация государственной политики во всех европейских государствах. Это означает: 1. Коренное изменение характера производственной деятельности, т.е. изменяются технологии, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, внедряются  программы энергосбережения и ресурсосбережения, безотходные технологии и производства. 2. Повышение уровня жизни людей должно осуществляться не за счет истощения природы, а сопровождаться сохранением, условий существования животного и растительного мира. 3. Максимальная поддержка научных исследований. 4. Образование и воспитание, формирование нового отношения к природе, восприятие человеком себя как части природы.

Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды Утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 06.09.1995 г. Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.

Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются:

1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам.

2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики.

3) законодательно обеспеченная система государственного контроля за состоянием окружающей  среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и  здоровья населения;

4)  государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатирующихся хозяйственных объектов.

5) привлечение  к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием населения, общественных организаций;

6) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба.

8) участие в решении глобальных экологических  проблем.

 

1.Понятие, предмет и экологического права.

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и  природы в интересах настоящего и будущего поколения людей.

Экологическое право включает в себя природоресурсовое право (регулирует отношения по поводу земли, вод, недр, лесов, а также по поводу использования и охраны животного мира) и правовую охрану природной среды. Т.е. экологическое право характеризуется как система норм, регулирующих ресурсовые и охранительные отношения в процессе хозяйственного использования природной среды.

Предмет экологического права – общественные отношения, возникающие  по поводу использования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов.

Принципами экологического  права являются следующие:

1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

2. Принцип научно обоснованного сочетания  экологических и экономических интересов общества.

3. Рациональное использование природных ресурсов  с учетом возможностей окружающей среды.

4. Соблюдение экологических требований законодательства, неотвратимость ответственности за их нарушение.

5. Гласность в работе юридических лиц,  государственных органов  по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

6. Связь с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач.

7. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

 

2. Система ЭП

В системе экологического права выделяют общую, особенную и специальную части.

В общую часть входят следующие правовые институты: институты собственности и владения природными ресурсами и объектами, природопользования, управления, контроля, ответственности и т.д., действие которых распространяется практически на все институты особенной части. В особенную часть входят институты, затрагивающие лишь отдельные природные объекты, ресурсы или территории. Это — правовой режим земель, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха и особо охраняемых природных территорий. Специальная часть включает институты международного права окружающей среды.

Система экологического законодательства состоит из двух частей: природоресурсного законодательства (земельное, водное, горное, лесное, охраны и использования животного мира, атмосферного воздуха, особоохраняемых природных территорий) и законодательства в области охраны окружающей среды.

 

5.Конституционные основы экологического права.

Конституционные нормы являются основой развития всего законодательства, в том числе и экологического. Конституция имеет высшую юридическую силу.

Республика Беларусь объявила себя правовым социальным государством, высшей ценностью которого является человек, его права, свободы.

Так, в соответствии с нормами Конституции всем предоставлены равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме  запрещенной законом, и гарантируется равная защита и равные условия. Недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения составляют исключительную государственную собственность. Но эти природные объекты и ресурсы могут быть использованы в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Целый ряд статей Конституции касается экологических прав и гарантий граждан. Так, ст. 40 провозглашает, что каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Исходя из смысла этой статьи, гражданам предоставлено право получать любую информацию, в том числе и о состояния окружающей среды. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассматривать обращения и давать ответ по существу в определенный законом срок.

Согласно ст. 44 Конституции осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов и в целях защиты и улучшения условий жизни общества, а также охраны и восстановления окружающей среды.

Согласно ст. 55 Конституции охрана природы – это долг каждого человека.

Т.о. государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов  в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

 

7.8.Законы Республики Беларусь, Декреты и указы Президента как источники экологического права.

Источниками экологического права являются законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Закон – это нормативный акт высшего законодательного органа, обладающий высшей юридической силой, которому должны соответствовать другие акты органов государства.

В экологическом праве основным законом является Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 г. Этот закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды,  природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия,  природных  ресурсов  и  объектов и направлен    на    обеспечение   конституционных  прав  граждан   на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. Ведущим принципом, направленным на решение задач  об охране окружающей среды, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. Реализация этого принципа обеспечивается путем установления нормативов качества окружающей среды, например, установление предельно допустимого  химического, физического, биологического воздействия, предельно допустимых концентраций химических веществ в воздухе, воде, почве), установления требований к хозяйственной деятельности, влияющей на состояние окружающей среды, например проведение государственной экологической экспертизы хозяйственной деятельности, влияющей на состояние окружающей среды, установление для предприятий нормативов предельно допустимых сбросов, выбросов вредных веществ в атмосферу, лимитов на природопользование) .

В Республике действуют 4 кодекса, определяющие порядок и условия использования и охраны природных объектов: Кодекс о недрах, Кодекс о земле, Водный кодекс, Лесной кодекс. А также ряд законов: Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», Закон Республики Беларусь  «О государственной экологической экспертизе», Закон Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог),  Закон Республики Беларусь «Об отходах» Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О здравоохранении» ,Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения, Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экологические правоотношения регулируются также Гражданским кодексом, Уголовным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и рядом других.

Согласно ст. 101 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь имеет право издавать временные декреты, имеющие силу закона. Таким примером является Декрет  Президента РБ «О лицензировании отдельных видов  деятельности», которым устанавливаются виды лицензируемой деятельности в сфере природопользования.

Источниками экологического права являются также указы Президента. Например, в сфере регулирования экологических правоотношений действует Указ Президента Республики Беларусь от 24 марта 1995 г. №121 «О реализации на территории Республики Беларусь системы раннего предупреждения, обеспечивающей радиационный мониторинг в районах, прилегающих к действующим атомным электростанциям».

 

8.Постановления Правительства, нормативные акты министерств, государственных комитетов и местных органов власти  и управления как источники экологического права.

Постановления правительства Республики Беларусь имеют обязательную юридическую силу на всей территории государства.

Правительственные нормативно-правовые акты в области экологического права  по содержанию можно классифицировать на ряд видов.

1. Одни из них подробно определяют правовое положение природных объектов, ресурсов, их отдельных элементов:

- Положение об  охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории РБ.

- О государственных  кадастрах природных ресурсов.

- О создании Национальной системы мониторинга окружающей седы в РБ.

2. Другие определяют порядок предоставления природных объектов и ресурсов в пользование:

- Об утверждении положения о лицензировании промыслового лова рыбы и добычи водных беспозвоночных.

- Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.

- О ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

3. Третьи вводят особый режим пользования и охраны отдельных категорий и групп, элементов окружающей среды:

- Об учреждении Книги редких и находящихся по угрозой исчезновения видов животных и растений Белорусской ССР – Красной книги Белоруской ССР.

Источниками экологического права выступают также нормативные акты министерств и государственных комитетов. Они имеют общеобязательную силу для всех природопользователей, на которых распространяется их действие.

К числу источников экологического права относятся также решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и  распорядительных органов. Эти решения  могут приниматься по вопросам распоряжения, контроля за использованием находящихся в ведении местного совета земель, недр, вод, лесов, охотничьих и рыбных угодий, а также других природных ресурсов. Широкие полномочия местным Советам депутатов, местным исполнительным и  распорядительным органам предоставлены в решении вопросов обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности населенных пунктов.

 

9.Понятие, содержание и виды экологических правоотношений.

Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями. Не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Существует несколько классификаций экологических правоотношений. Все экологические правоотношения можно подразделить на два вида: природоресурсовые и природоохранительные.

Природоресурсовые отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Природоохранительные отношения выражают требования охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования.

Экологические отношения могут классифицироваться  в зависимости от форм воздействия человека на природу на следующие виды:

-отношения, связанные с добычей веществ из природной среды;

-отношения,  связанные с загрязнением природной среды;

-отношения, связанные с возобновлением природных ресурсов;

-отношения,  связанные с использованием полезных качеств  природного объекта без его изъятия (добычи), например, землепользование;

-отношения,  связанные с охраной природы и окружающей среды и обеспечением качества окружающей среды.

В зависимости же от объекта, по поводу которого возникают природоресурсовые и природоохранительные отношения, их можно классифицировать на:

- отношения по использованию и охране природной среды (природных объектов, природных ресурсов, природных комплексов и отдельных объектов природы, имеющих научную или культурную ценность);

- отношения по охране и обеспечению качества окружающей человека среды.

Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности участников экологических правоотношений. Субъекты  экологических правоотношений реализуют их путем совершения активных действий, например, добычи полезных ископаемых, проведения государственной экологической экспертизы, либо путем воздержания от совершения тех или иных действий, запрещенных законодательством.

Содержанием правоотношений собственности на природные объекты и ресурсы являются права и обязанности собственников: государства, юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и ресурсами.

Экологические правоотношения в области управления имеют своим содержанием права и обязанности государственных органов общей и специальной компетенции, а также природопользователей и собственников природных объектов и ресурсов по планированию природопользования, ведению кадастров природных ресурсов, осуществлению мониторинга за состоянием окружающей среды.

Содержание охранительных экологических правоотношений определяется характером нарушения экологического законодательства и особенностями возникающей ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной.

 

11. Понятие и виды объектов экологических правоотношений.

Объектами экологических  правоотношений являются: природа в целом, окружающая среда, природная среда: природные объекты  (земли, леса, воды) и ресурсы (полезные ископаемые, полезные свойства земли), природные комплексы (заповедники, национальные парки, памятники природы).

Природа как объект использования и охраны заключает в себе природную среду и окружающую среду.

Природная среда состоит из следующих компонентов: природные объекты, природные ресурсы природные комплексы и территории.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды», подлежат правовой охране следующие природные объекты: климатические ресурсы, атмосфера, включая озоновый слой, земля, недра, почвы, воды, растительный и животный мир, типичные и редкие ландшафты и иные объекты. Таким образом  перечень природных объектов, подлежащих правовой охране  не является исчерпывающим.

Ст. 40 этого закона выделяет природные объекты и территории, подлежащие особой охране: это биологические виды, занесенные в Красную книгу РБ, государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Особой охране подлежат также  курортные зоны, водоохранные зоны  водоемов, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов и иные территории.

Объекты экологических отношений можно классифицировать на природные ресурсы и природные комплексы.

Природными ресурсами является часть природного объекта, которая выступает в качестве источника удовлетворения материальных, экономических потребностей и интересов человека. Сведения о природных ресурсах содержатся в кадастрах природных ресурсов, которые представляют собой  систематизированные своды данных, количественно и качественно характеризующие  определенные виды природных ресурсов.

Природный комплекс или территория – это совокупность взаимосвязанных между собой частей природных объектов, обособленных с целью заповедной охраны. Это редкие и типичные ландшафты, достопримечательные объекты природы (валуны, дубы), государственные  заповедники, пригородная зеленая зон.

 

12.13.Понятие и формы собственности на природные объекты и ресурсы.

Согласно Конституции республики Беларусь собственность может выступать в двух формах: государственной и частной.  В соответствии со ст.  Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Статья 2 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об  объектах, находящихся только в собственности государства» к указанным объектам относит природные ресурсы:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность;

-  недра;

- воды;

- леса;

- особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;

- дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

- воздушное пространство.

В частной собственности могут находиться земельные участки и водоемы, расположенные на таких земельных участках.

Право собственности на животный мир как природный объект  вытекает из принадлежности права собственности на другие объекты природы – леса и воды, т.е. их среду обитания. Рыбы и другие водные животные находятся в собственности  того, кому принадлежит собственность на водные объекты. Травяной покров, отдельно стоящие деревья или их группа находятся в собственности того, кому принадлежит право собственности на земельный участок, где они произрастают.

В государственной собственности находится большинство земель.

Не подлежат передаче в частную собственность:

1. Земли  сельскохозяйственного назначения, т.к. находятся в исключительной государственной  собственности.

2. Земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.).

3. Земли транспорта и связи.

4. Земли, предоставленные для нужд обороны.

5. Земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактив­ному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

6. Земли заповедников, национальных и дендрологических пар­ков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры.

7. Земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

8. Земли лесного фонда.

9. Земли водного фонда.

10. Сенокосы, пастбища и другие угодья населенных пунктов, используемые для общих нужд населения;

11. Служебные земельные наделы.

12. Земли населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых.

Частная собственность – это собственность граждан и юридических лиц.

Кроме этого, действующим законодательством предусматривается возможность передачи земельных  участков в собственность иностранным государствам.

 

14.15.Субъекты, объекты, содержание  права собственности на природные объекты и ресурсы.

Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Собственниками земельных участков могут быть граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к постоянно проживающим, т.е. пребывающие на территории Республики Беларусь более 183 дней. В году.  Все остальные физические лица не могут быть субъектами права частной собственности на землю.

В собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные для:

- ведения личного подсобного хозяйства;

- строительства и обслуживания жилого дома;

- ведения коллективного садоводства;

- дачного строительства.

Неиспользование  в  течение  двух лет земельного участка, предоставленного  для одной из вышеперечисленных целей также является основанием для изъятия земельного участка.

Земельные участки могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, при приватизации объектов государственной собственности и при осуществлении ими инвестиционных проектов.

Субъектами права собственности на землю в Республике Беларусь могут выступать иностранные государства. Для этого необходимо наличие  двух условий: 1) Республика  Беларусь должна иметь возможность для этих же целей   приобрести   в собственность  земельный  участок  на  территории этого иностранного государства 2) одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь   иностранное государство должно предоставить  Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей.

 

17. Право природопользования: понятие, виды и принципы.

В юридической литературе право природопользования определяется как объективное право, так и субъективное право. Право природопользования как правовой институт (объективное право) представляет собой совокупность правовых норм и возникающих на их базе отношений, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов и объектов природы.

В зависимости от использования тех или иных природных ресурсов различают следующие виды природопользования:

1) землепользование;

2) водопользование;

3) лесопользование;

4) пользование недрами, животным миром, атмосферным воздухом.

Землепользование - совокупность правовых норм и возникающих на их базе отношений, регулирующих условия и порядок рационального использования земли. В соответствии со статьей 69 Кодекса о земле граждане Респуб­лики Беларусь имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков в следующих случаях:

• для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

• для ведения личного подсобного хозяйства;

для строительства и обслуживания жилого дома;

• для ведения коллективного садоводства и животноводства;

• для дачного строительства;

• для традиционных народных промыслов;

• в случае получения по наследству или приобретения жилого дома.

 Пользование землей может быть постоянным и временным.

Право пользования недрами представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия рационального использования недр. Деятельность, связанная с использованием недр подлежит лицензированию. Право пользования недрами определяется Кодексом Республики Беларусь о недрах и иным законодательством.

Право водопользования — это совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия рационального использования вод. Водный кодекс Республики Беларусь предусматривает меры рационального пользования водами, основные виды водопользования.

Право лесопользования — это совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей, исходя из интересов общества в получении древесной и недревесной лесной продукции, использовании иных полезных свойств леса и обеспечения охраны лесов и других объектов природы.

Право пользования животным миром понимается как право добывания животных, использования полезных свойств жизнедеятельности живых организмов и использования самих животных с целью получения продуктов их жизнедеятельности и регулируется Законом "Об охране и использовании животного мира", иным законодательством.

В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды пользования животным миром: 1) охота; 2) рыболовство промысловое и любительское;3) добыча животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;4) пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях.

Право пользования атмосферным воздухом регулируется Законом Республики Беларусь "Об охране атмосферного воздуха", постановлениями Правительства, которые устанавливают нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу, а также  плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду.

В свою очередь каждый вид природопользования подразделяется на составные части. К примеру, землепользование классифицируется на: сельскохозяйственное; пользование землями населенных пунктов; пользование землями промышленности, транспорта, связи.

21. Субъекты и объекты права природопользования, права и обязанности природопользователей.

Общее содержание права природопользования заключается в правомочиях и обязанностях субъектов этого права по владению и пользованию соответствующими природными ресурсами и объектами природы.

Собственник природных ресурсов имеет более широкие правомочия, а именно, право владения, пользования и распоряжения ими, чем пользователь. Природопользователь имеет только право владения и пользования.

Природопользователям предоставляется право выбора тех или иных способов использования природных ресурсов и природных объектов.

К обязанностям природопользователей относятся: использование природных ресурсов в соответствии с той целью, для которой они предоставлены; рациональное использование природных ресурсов (земельных, недр, водных, лесных, животного мира, атмосферного воздуха); не допускать нарушение прав, предоставленных другим природопользователям; не наносить ущерба другим объектам природы, а также окружающей среде; своевременно вносить плату за природные ресурсы.

Природопользователи обязаны соблюдать экологические нормы и требования. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях  государственного  регулирования  воздействия  хозяйственной и иной  деятельности  на  окружающую  среду, гарантирующего сохранение благоприятной    окружающей    среды  и  обеспечение   экологической безопасности.

 

22. Основания возникновения и прекращения права природопользования.

Право природопользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в  специальных нормативно-правовых актах по вопросам использования природных ресурсов. Возникновение права природопользования происходит путем предоставления природного ресурса или объекта во владение и пользование. Право пользования   участками  государственного  лесного  фонда  возникает на основании решений органов государственного  управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды участка  государственного  лесного  фонда,  договора  безвозмездного пользования   участками  государственного  лесного  фонда,  а  также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Предоставление права пользования животным миром в виде охоты осуществляется путем выдачи охотничьего билета. Основными действиями, имеющими юридическое значение при предоставлении земель, являются: а) решение компетентных органов государства о предоставлении земельного участка. б) получение документов, удостоверяющих это право.

Прекращение права природопользования может быть полным или частичным. Право природопользования прекращается полностью, когда природопользователь лишается права пользования на весь предоставленный ему участок природного объекта. Частичным прекращением называется изъятие у природопользователя только части участка с сохранением за ним права пользования остальной частью. Основания изменения и прекращения различных видов природопользования предусмотрены в законодательстве о земле, о водах, об охране и использовании животного мира, в лесном, горном законодательстве.

 

23.Понятие и принципы управления природопользованием и охраной  окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, по обеспечению режима законности, и конституционных гарантий прав граждан на экологически чистую и благоприятную окружающую среду.

На государство и его органы возлагаются обязанности: 1) осуществлять меры по постепенному сокращению поступления в природную среду опасных для здоровья веществ. 2)осуществлять систему слежения за состоянием здоровья населения. 3)добиваться рационального природопользования в республике. 4)создавать на территории республики заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки.

Принципы:

  1. Принцип законности.
  2. Принцип плановости регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
  3. Сочетание государственного регулирования с местным самоуправлением.

Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечении рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды. Они подразделяются на :

  1. Административные, т.е. прямой приказ, обеспеченный возможностью государственного принуждения.
  2. Экономические, т.е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении предприятиями, организациями, трудовыми коллективами, гражданами решений органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. 
  3. Методы морального стимулирования, которые реализуются посредством применения мер поощрительного характера.

 

24. Административно-правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Различаются следующие методы управления: 1.адм-ые, т.е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью гос принуждения, 2.экон-ие, т.е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении природопользователями необ-х экол. мероприятий, 3.морально-психологические, которые реализуются посредством как мер поощрительного хар-ра, так и мер воздействия на нарушителей.  Адм-й метод управления природопользованием осущ-ся в условиях монопольного владения гос-ва природными ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами- природопользователями, в условиях сохранения предприятий наносивших ущерб окруж. среде, в 10-ки раз превышающий стоимость выпускаемой продукций. В такой обстановке только адм-ый метод позволял без применения экон-их санкций в какойто мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации путём директивных предписаний вышестоящих гос органов.

 

 

 

25.Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной  окружающей среды.

Как и функции управления, органы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.

 Президент Республики Беларусь обладает следующими полномочиями:

- подписывает международные договоры,  законы в области природопользования и охраны окружающей среды,

-  издает декреты и указы в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие  обязательную силу на всей территории Республики Беларусь;

- в случае стихийного бедствия или экологической катастрофы вводит на территории РБ чрезвычайное положение.

Парламент – Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:

- определяет государственную экологическую политику;

- осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

 - принимает законы в области охраны окружающей среды.

- рассматривает и утверждает государственные экологические программы

Совет Министров  Республики Беларусь – центральный орган государственного управления - выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:

- осуществляет реализацию определенной Парламентом и Президентом Республики Беларусь экологической политики и экологических программ;

- создает внебюджетные фонды охраны природы;

- координирует деятельность министерств государственных комитетов, других органов, занимающихся охраной окружающей среды;

- утверждает лимиты добычи и использования природных ресурсов, лимиты сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

- определяет порядок ведения учета природных ресурсов;

- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;

Местные исполнительные и распорядительные органы и местные советы депутатов – осуществляют  функции аналогичные функциям Высших органов власти и управления (Национального собрания, Правительства) на местном уровне и в отношении объектов коммунальной собственности.

Однако к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- организация планирования охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ;

- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений и организаций.

Органы специальной компетенции:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:

  1. Организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рац. использования природных ресурсов.
  2. Проводит государственную экологическую экспертизу.
  3. Организует национальную систему мониторинга окружающей среды, учет и оценку природных ресурсов, ведет кадастры водных ресурсов, недр, земель, атмосферного воздуха, животного и  растительного мира, отходов, торфяного фонда;
  4. формирует республиканский банк данных о состоянии окружающей среды.
  5. Ведет Красную книгу РБ,
  6. Осуществляет лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (см. предыдущую тему Лицензирование природопользования).

На Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь  возлагается управление по охране и использованию животного мира и  рыбных запасов государства, регулированию рыболовства в рыбохозяйственных водоемах,  лицензирования промышленной добычи рыбы и водных беспозвоночных.

Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) осуществляет  функции пожарной охраны, гражданской обороны, аварийно-спасательной  службы. В области охраны окружающей среды МЧС осуществляет:

  1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных промышленными авариями, катастрофами стихийными бедствиями, ликвидацию  их последствий;
  2. обеспечение государственных органов и населения Республики Беларусь информацией о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состоянии загрязнения природной среды.
  3. Защиту населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, управление территориями, подвергшимися радиоактивному  загрязнению, организацию надзора за охраной и использованием территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению,

Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь. На него возложены следующие задачи:

  1. Государственное  регулирование деятельности  в области лесного хозяйства.
  2. Повышение продуктивности леса, создание и выращивание лесных насаждений.
  3. учет и изучение лесного фонда.
  4.  осуществление мероприятий по охране и защите лесов: Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области охраны окружающей среды осуществляет следующие задачи:
  5. Обеспечение развития здравоохранения населения.
  6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучии населения.
  7. Утверждает санитарно-гигиенические нормы и правила, применяемые на предприятиях торговли, производства продуктов питании, в парфюмерно-косметическая промышленности т.п.,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

  1. Осуществляет руководство сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственными  предприятиями, занимающимися производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственного  сырья и обслуживанием сельского хозяйства.
  2. Обеспечивает рациональное использование земель сельскохозяйственного  назначения, предоставленных во владение, пользование юридическим лицам, находящимся в ведении Министерства.

 

29. Учет в области охраны окружающей среды. Учет природных ресурсов  и ведение природных кадастров.

Объекты, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду, виды и количество  выбросов и сбросов  загрязняющих  веществ  в  окружающую среду, виды и величина вредных  физических  и иных воздействий на окружающую среду подлежат государственному учету,  проводимому  территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Государственный учет в области охраны окружающей   среды осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной  деятельности,  а  также  текущего  и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Юридические лица и индивидуальные  предприниматели при осуществлении  хозяйственной  и иной деятельности обязаны вести учет используемых  природных  ресурсов,  выбросов  и сбросов загрязняющих веществ  в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия  на  окружающую среду. Данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих  веществ в окружающую среду, обращении с отходами, а также об иных видах вредного воздействия на окружающую среду подлежат учету  в экологическом паспорте предприятия   и государственному  статистическому  учету.

Выполнение функции учета природных ресурсов и ведение государственных  кадастров  природных ресурсов имеет первостепенное значение для учета количественных, качественных и иных характеристик  природных ресурсов, а также для  учета объема, характера и режима их использования, организации рационального природопользования, воспроизводства, охраны и защиты окружающей среды.

В настоящее время на территории республики ведется 10 видов природно-ресурсных кадастров: земельный, недр, водный, атмосферного воздуха,  лесной, растительного мира, животного мира, климатический, торфяного фонда,  отходов. Порядок ведении учета природных ресурсов и ведения природных кадастров регулируется отдельными законодательными актами природоресурсного законодательства. Кроме того в Республике Беларусь ведется государственный градостроительный кадастр.

Ведение государственных кадастров природных ресурсов осуществляют  Министерство  природных  ресурсов  и охраны окружающей среды Республики Беларусь и  иные специально уполномоченные республиканские  органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.

Информация о состоянии окружающей среды накапливается в Министерстве природных ресурсов и охраны  окружающей  среды  Республики  Беларусь  и  составляет государственный  фонд  данных  о  состоянии  окружающей среды и вредных   воздействиях  на  нее.

 

32. Государственная экологическая экспертиза

В  Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится экспертами Министерства  природных  ресурсов  и  охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по  инициативе  общественных  объединений  и  граждан независимыми специалистами,  которые вправе  получать от  заказчика (инициатора планируемой  хозяйственной)  документацию, подлежащую  общественной  экологической  экспертизе,  в  том   числе материалы  по  оценке  воздействия  на  окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности,  а  также  иные   материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы.

Заказчиком государственной экологической экспертизы выступают органы государственного управления, органы местного самоуправления, юридические лица (организации, предприятия и учреждения) и физические лица (граждане). Экологическая экспертиза может проводиться по инициативе общественности.

Реализация проектов, строительство предприятий, которые подлежат государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию.

Объектом государственной экологической экспертизы являются:

- предплановая, предпроектная и проектная документация по хозяйственной деятельности, которая может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду;

- действующие предприятия, военные, научные и другие объекты независимо от формы собственности;

- экологическое состояние отдельных местностей и регионов, населенных пунктов.

Государственной экологической экспертизе подлежат также и другие проекты, решения, системы объекты, внедрение, реализация, эксплуатация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности.

Государственная экологическая экспертиза проектной документации должна предшествовать принятию решений о реализации планируемой хозяйственной деятельности. Осуществление хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь без положительного заключения недопустима и запрещается.

 Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в органы, которые проводят   государственную экологическую  экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер.

 

 

28. Осуществление мониторинга окружающей среды

Мониторинг окружающей  среды является составной частью Национальной системы мониторинга и осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников  вредного воздействия и воздействием  этих  источников  на  окружающую  среду), обеспечения государственных  органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной  и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования. Мониторинг окружающей среды является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Мониторинг  окружающей среды проводится Министерством природных ресурсов  и  охраны  окружающей  среды  Республики  Беларусь,  иными органами   государственного  управления  в  порядке,   установленном законодательством Республики  Беларусь.

Государственные органы, юридические лица и граждане в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вправе запрашивать и безвозмездно получать от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов  информацию о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, полученную в результате мониторинга окружающей среды.

Национальная система  мониторинга включает в себя:

1. Медицинский мониторинг, т.е система наблюдений за состоянием здоровья населения Республики Беларусь.

2. Мониторинг окружающей среды:

- мониторинг атмосферного воздуха;

- мониторинг общего содержания атмосферного озона;

- мониторинг качества воды;

- мониторинг земель;

- мониторинг радиационного загрязнения.

- мониторинг выбросов, сбросов вредных веществ в окружающую среду;

- мониторинг опасных отходов;

- мониторинг физических явлений;

- комплексный экологический мониторинг (наблюдение за состоянием отдельных экосистем).

3. Биологический мониторинг:

- мониторинг животного мира;

- мониторинг растительности.

4. Импактный мониторинг:

- мониторинг чрезвычайных ситуаций, т.е. систематическое  наблюдение за состоянием окружающей среды в период чрезвычайных ситуаций;

- локальный, т.е. наблюдение за воздействием на окружающую среду отдельных источников загрязнения.

 

27. Нормирование, стандартизация в области природопользования и охраны окружающей среды, экологическая сертификация, установление экологических ограничений.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях  государственного  регулирования  воздействия  хозяйственной и иной  деятельности  на  окружающую  среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды  и  обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении:1. Нормативов качества  окружающей  среды.  2. Нормативов допустимого воздействия на окружающую  среду. 3. Лимитов на природопользование,  4. Иных нормативов в области охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды: Нормативы  качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем  экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее. Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством  здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики  Беларусь. В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, для  этих природных объектов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие  на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ  В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ Государственными стандартами и иными техническими нормативно-правовыми актами  в области охраны окружающей среды устанавливаются  экологические требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, а также  к  выпускаемым товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Государственные стандарты в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом  научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

 

35. Экологической сертификацией является деятельность специально аккредитованных государственных органов (например, центров стандартизации и метрологии) по подтверждению соответствия объектов сертификации требованиям в области охраны окружающей среды и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Создание системы нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей среды – одно из достоинств закона «Об охране окружающей среды». Однако на практике данная система не показала своей эффективности по ряду причин: недостаток финансовых средств и отсутствие современных отечественных технологий.  По приблизительным подсчетам только 20 процентов загрязняющих производств не превышают установленные предельно допустимые нормативы выбросов или сбросов вредных веществ. Остальные предприятия можно разделить на две группы: для одних устанавливаются временно согласованные выбросы, действие которых распространяется на весьма отдаленные сроки; другие предприятия получают разрешения на выброс по фактическому объему, что является значительной уступкой экономике, но явным ущербом для окружающей среды. и человека.

 

Продолжение

 



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии