БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Экологическое право » Шпоры по экологическому праву 2

Шпоры по экологическому праву 2

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

10. Субъекты экологических правоотношений.

 

Субъектами экологических правоотношений, т.е. носителями прав и обязанностей в этих правоотношениях, являются:

- государство;

- государственные органы, обладающие компетенцией по регулированию экологических отношений;

- Советы депутатов;

-  юридические и физические лица, оказывающие или способные оказать своей деятельностью отрицательное воздействие на окружающую среду, а также являющие пользователями природными объектами и ресурсами;

-  международные объединения и организации с участием отечественных и иностранных юридических и физических лиц;

-  иностранные государства;

-  иностранные юридические лица и граждане.

Иностранное государство может выступать субъектом правоотношений собственности, пользования или аренды при предоставлении ему земельного участка для обслуживания зданий (части зданий), которые используются для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства  в Республике Беларусь.

Республика Беларусь является субъектом правоотношений государственной собственности на природные объекты и ресурсы. Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы участвуют в качестве субъектов в отношениях по управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

Юридические и физические лица  выступают участниками правоотношений природопользования, в том числе аренды. Граждане Республики Беларусь и юридические лица, кроме того, являются участниками правоотношений собственности на землю.

Чтобы стать субъектом экологических правоотношений, юридические и физические лица должны иметь экологическую правосубъектность. У юридического лица она специальная, определяется во многом  целями и задачами его организации и деятельности. Экологическаяправосубъектность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации (п.2 ст. 47 ГК) и прекращается в момент завершения его ликвидации, т.е. после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.8 ст.59 ГК).

Экологическая правосубъектность физических лиц, как и их гражданская правоспособность, возникает с момента рождения и прекращается смертью.

Экологическая правоспособность гражданина как его способность своими действиями приобретать и осуществлять экологические, создавать для себя обязанности и исполнять их наступает в полном объеме с достижением совершеннолетия, т.е. по достижения 18-летнего возраста. В случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.

 В состав субъектов экологических правоотношений входят иностранные граждане и  лица без гражданства. Они, например, могут быть землепользователями, лесопользователями.

Субъекты экологических  правоотношений не во всех случаях обладают самостоятельностью и независимостью, соотносятся друг с другом как равные, как это имеет место в гражданском праве. В экологических правоотношениях они могут находиться в отношениях подчиненности, субординации. Это определяется характером правового регулирования, наличием властных полномочий у органов государства и преимущественно административно-правового метода правового регулирования экологических правоотношений.

Все субъекты экологических правоотношений подразделяются на:

- природопользователей,

- органы, осуществляющее управление пользованием природными объектами и ресурсами,  охраной окружающей среды;

- общественные объединения экологического профиля;

 - правоохранительные органы.

 

  1. 34.                   Экологический аудит.Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической  безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на занятие этим  видом  деятельности.  Лица, проводящие экологический  аудит, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах.

Экологический аудит хозяйственной  и  иной деятельности юридических лиц или  индивидуальных  предпринимателей может проводиться в добровольном или обязательном  порядке за счет собственных средств этих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

При приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности  индивидуального  предпринимателя,  оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, а также в  иных случаях, установленных законодательными  актами Республики Беларусь, экологический  аудит проводится в обязательном  порядке  за  счет собственных средств этого юридического  лица  или индивидуального предпринимателя.

Важнейшее требования контроля в области охраны окружающей среды – это предупреждение и выявление нарушений природоохранного законодательства, совершенствование форм контроля, организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды, предупреждение экологических правонарушений и  кризисов.

 

 

 

35.Экологическая сертификация

Экологической сертификацией является деятельность специально аккредитованных государственных органов (например, центров стандартизации и метрологии) по подтверждению соответствия объектов сертификации требованиям в области охраны окружающей среды и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Создание системы нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей среды – одно из достоинств закона «Об охране окружающей среды». Однако на практике данная система не показала своей эффективности по ряду причин: недостаток финансовых средств и отсутствие современных отечественных технологий.  По приблизительным подсчетам только 20 процентов загрязняющих производств не превышают установленные предельно допустимые нормативы выбросов или сбросов вредных веществ. Остальные предприятия можно разделить на две группы: для одних устанавливаются временно согласованные выбросы, действие которых распространяется на весьма отдаленные сроки; другие предприятия получают разрешения на выброс по фактическому объему, что является значительной уступкой экономике, но явным ущербом для окружающей среды и человека.

 

37. Понятие, сущность, формы и функции экологической ответственности.

В основе экологической ответственности лежит экологическое правонарушение. Удовлетворяя свои экономические потребности общество воздействует на окружающую среду и посягает на целостность экологии. Результатом такого несогласованного поведения является причинение вреда природной среде и нарушение гармонии в природе.

Экологическая ответственность – важный социальный и правовой  институт:

1. Экологическая ответственность  - это обязанность соблюдать нормы взаимодействия общества и природы с целью сохранения научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества.

2. Экологическая ответственность – это обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные нарушением норм взаимодействия общества и природы.

Функции экологической ответственности:

  1. Стимулирующая, направленная на соблюдение норм экологического права и выполнении экологический предписаний.
  2. Компенсационная, направленная на возмещение потерь в природной среде и сохранение здоровья человека.
  3. Превентивная, обеспечивающая предупреждение новых правонарушений путем применения мер взыскания и наложения наказания.

Экологическая ответственность имеет две формы:

  1. Экономическую.
  2. Юридическую.

Экономическая ответственность базируется на материальной заинтересованности загрязнителя в уменьшении вредного воздействия на окружающую среду. Экономическая ответственность наступает по факту причинения вреда.

В настоящее время установлены следующие виды экономической ответственности:

- обязательные платежи предприятий за нормативные и сверхнормативные сбросы (выбросы) загрязняющих веществ, за размещение вредных отходов;

- возмещение потерь сельскохозяйственного, лесохозяйственного производства при изъятии  земельных участков или ограничении в их использовании;

- взимание платы за использование вод в промышленности

Юридическая ответственность порождается неправомерными действиями и регулируется нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, законодательства. Юридическая ответственность наступает по факту совершения правонарушения.

Экологичекое законодательство устанавливает случаи, когда предусмотрено возмещение потерь и убытков, вызванных правомерными действиями природоползователей. Так, при изъятии или временном занятии земель сельскохозяйсвенного или лесохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского или лесного хозяйства, предполагаемые землепользователи или собственники должны возместить потери сельскохозяйственного или лесохозяйствнного производства.

 

53.Экологические требования при размещении и развитии населенных пунктов.Населенный пункт — это компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного проживания граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов согласно статье 4 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административ­но-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» относятся:

- города;

- поселки городского типа;

- сельские населенные пункты.

Законом установлены три категории городов:

  • город Минск — столица Республики Беларусь;
  • города областного подчинения;
  • города районного подчинения.

В зависимости от численности проживающего населения, уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры, государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории, населенные пункты относятся к определенным категориям.

К категории городов относятся:

город Минск — столица Республики Беларусь;

города областного подчинения — населенные пункты с численностью населения не менее 50 тыс. человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой.

города районного подчинения — населенные пункты с численностью населения свыше 6 тыс. человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

  • городские поселки — населенные пункты с численностью населения свыше 2 тыс. человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • курортные поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 2 тыс. человек, на территории которых находятся санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительские учреждения;
  • рабочие поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и др.) относятся к категории сельских населенных пунктов.

В соответствии с действующим земельным законодательством земельные участки, предоставленные для развития городов, поселков городского типа, сельских и других населенных пунктов, относятся к категории земель населенных пунктов. Основное целевое назначение земель населенных пунктов заключается в том, что они служат территориальным операционным базисом для размещения жилых, производственных, социально-культурных зданий сооружений и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения. В этой связи ценность земель населенных пунктов заключается не столько в уровне плодородия, сколько в месторасположении территорий их удаленности от крупных промышленных и культурны  центров, рельефа местности, грунтов основания, возможности просадки фунтов, обеспеченности коммуникациями и т.п. В состав земель населенных пунктов входят:

  • земли застройки;
  • земли общего пользования;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли, занятые лесами;
  • земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Земли застройки состоят из земель, застроенных и под­лежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, про­мышленными, административными и иными строениями и сооружениями.

Земли общего пользования состоят из земельных участков, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные и т.д.), для удовлет­ворения культурно-бытовых потребностей населения (пар­ки, лесопарки, бульвары, скверы и т.д.), кладбищ и дру­гих участков, предназначенных для культурно-бытовых нужд. На землях общего пользования разрешается возведе­ние капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных стро­ений и сооружений облегченного типа без ущерба для це­левого назначения земель общего пользования.

К землям сельскохозяйственного назначения в городах относятся земли, предоставленные или предоставляемые юридическим лицам для ведения товарного сельского хо­зяйства, а также гражданам для огородничества, выпаса скота и сенокошения.

Земли, занятые городскими лесами, служат целям улучше­ния состояния окружающей среды, организации отдыха, удовлетворения культурно-эстетических потребностей насе­ления, защиты территории от водной и ветровой эрозии.

К землям промышленности, транспорта, связи, энергети­ки, обороны и иного назначения в городах и иных населенных пунктах относятся земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач.

К землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этих пунктов в порядке землеустройства. Земельные участ­ки в пределах сельских населенных пунктов используются под застройку жилыми, культурно-бытовыми, производ­ственными и иными зданиями и сооружениями, а также для ведения личных подсобных хозяйств, огородничества и других целей в соответствии с градостроительной доку­ментацией.

Все земли городов, иных населенных пунктов должны использоваться в строгом соответствии с их генеральными планами и планами землеустройства территории этих населенных пунктов.

Субъектами права на землю в городах выступают граждане, их объединения, предприятия, организации и уч­реждения. В зависимости от вида городских земель и субъекта права на землю земельные участки в городах предоставля­ются в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, а также передаются в частную собственность граж­дан, юридических лиц Республики Беларусь в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь о земле.

Особое место занимают земли пригородных и зеленых зон. Они находятся за пределами городской черты и являются резервом для расширения территории города, местом размещения и строительства необходимых сооруже­ний, связанных с благоустройством и нормальным функ­ционированием городского хозяйства. Занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выпол­няющими защитные, санитарно-гигиенические и оздоро­вительные функции и являющиеся местом отдыха населе­ния, эти земли выделяются соответственно в пригород­ную и зеленую зоны города.

 

45. Под градостроительством понимается деятельность по пространственному расселению населения, развитию го­родов и других поселений, созданию условий для их тер­риториального устройства, здоровой и безопасной среды обитания людей.

Основным законодательным актом в области градостроительства является Закон Республики Беларусь от 26 нояб­ря 1993 г. «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями  и дополнениями). Он установил основы законодательного регулирования архитектурной и градостроительной деятельности и направлен на формирование полноценной среды обитания, сохранение ее природных компонентов и исто­рико-культурного наследия, защиту прав и законных инте­ресов всех субъектов данной деятельности. Кроме того, в Законе приоритетное значение получили экологические параметры — экологически безопасное развитие городов, рациональное землепользование и охрана природы.

В Законе Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» содержатся развернутые санитарно-эпидемические требования в области градостроительства. Они касаются планировки и застройки городов и других населенных пунктов, санитарной охраны окружающей среды, рационального размещения отходов производства и потребления, предотвращения и устранения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на его здоровье (статья 21).

Кроме того, архитектурная и градостроительная деятельность в Республике Беларусь регламентируется иными государственными нормами, правилами и стандартами, устанавливающими требования к проектированию, про­ведению инженерных изысканий, строительно-монтажных работ, эксплуатации зданий и объектов инженерной инф­раструктуры. Органы, утвердившие указанные нормативные документы, несут ответственность за их техническую, экономическую, экологическую и социальную обоснован­ность и соответствие современным достижениям науки и техники, а также действующему законодательству.

Основой для планирования архитектурной и градостроительной деятельности является градостроительный проект. Он представляет собой систему взаимоувязанных документов, разработанных в соответствии с нормативной документацией и на основе данных Государственного градостроительного кадастра.Основными типами градостроительных проектов являются:

  • схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь и ее административно-территориальных образований;
  • генеральные планы территорий сельских Советов;
  • генеральные планы городов и других поселений;
  • проекты детальной планировки.

Градостроительный проект является юридическим документом, определяющим качество среды обитания человека, характер застройки и уровень благоустройства тер­ритории, сохранность историко-культурного наследия и природного окружения.

Застройка территорий населенных пунктов осуществляется на основании генеральных планов городов и иных населенных пунктов. Генеральные планы  разрабатываются, как правило, на 25—30 лет, с выделением соответствующих периодов. При разработке генеральных планов городов, а на их основе иной нормативной документации, основополагающее зна­чение имеют принципы зональности, экологической бе­зопасности и рациональной организации территории.

В целом к числу направлений стратегического характера по созданию инфраструктуры в сфере охраны окружающей среды в населенных пунктах Республики Беларусь следует отнести:

  • рациональное использование имеющихся территориальных ресурсов населенных пунктов на основе их экономической оценки;
  • первоочередное развитие жилищного строительства, наращивание его объемов в малых городах и сельских населенных пунктах;
  • улучшение демографической ситуации;
  • совершенствование и развитие социальной, производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктур;
  • улучшение экологических условий проживания населения в городах и на территориях, подвергшихся загрязнению окружающей среды;
  • улучшение благоустройства и санитарного содержания населенных пунктов;
  • охрану историко-культурного наследия и рациональное использование природных ресурсов.

 

 

  1. 53.                   Правовая охрана окружающей среды населенных пунктов от вредных физических воздействий, меры санитарной охраны населенных пунктов.

 

Именно в городах сконцентрированы транспорт, промышленность, энергетика, которые являются основными источниками загрязнения атмосферного воздуха. Поэтому города становятся самыми загрязненными участками государственной территории. В большинстве городских поселений систематически фиксируются превышения допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере и воде. В воздушный бассейн городов ежегодно поступает более 2 млн. т загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников выбросов.

Территории городов и иных населенных пунктов имеют бо­лее высокие требования к охране окружающей среды. Из-за большой скученности населения эти требования носят, прежде всего, санитарно-эпидемическую направленность осуществляемых мер при проектировании, строительстве и реконструкции населенных пунктов. Планировка и застройка населенных пунктов должны предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предотвращение и устранение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на его здоровье.

Обязательному согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, подлежат предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам; проекты районной планировки; схемы размещения территориальных производственных и сельскохозяйственных комплексов; территориальные схемы размещения; генеральные планы городов, поселков, сельских и других населенных пунктов, курортов; проекты детальной планировки, проекты жилых районов, микрорайонов; состав пусковых комплексов.

Расширение или увеличение мощности, изменение профиля объектов промышленного, строительного, транспортного и иного назначения, освоение новых видов и образцов продукции, внедрение новых технологий, техники и оборудования, новых видов сырья, топлива, материалов, веществ и физических факторов подлежат обязательному предварительному согласованию с органами государственного санитарного надзора.

Проектно-сметная документация на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, зданий и сооружений должна разрабатываться с соблюдением санитарных правил, что удостоверяется соответствующей записью в ней руководителя проекта, а при отсутствии установленных санитарных правил или отступлении от них подлежит в этой части обязательному согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

Ввод в эксплуатацию объектов, их отдельных очередей, пусковых комплексов зданий и сооружений, технологических линий (возведение, реконструкция, расширение, техническое перевооружение) не допускается без положительного заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Физические и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, их финансирование и (или) кредитование, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ, их финансирование и (или) кредитование

Организация работ по благоустройству и обеспечению надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы.

Кроме того, вокруг крупных городов и промышленных центров должно предусматриваться размещение и посадка зеленых и защитных зон с ограниченным режимом природопользования, обеспечивающих защитные, санитарно-гигиенические, рекреационные и иные функции. В пределах городской черты также должны размещаться парки, скверы, зеленые насаждения.

Так как в населенных пунктах  сосредоточено большое количество предприятий и транспорта, Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрены следующие обязанности субъектов хозяйствования в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения:

- осуществлять санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения среды обитания человека, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, на улучшение условий воспитания и обучения детей, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;

 - своевременно информировать население, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, об аварийных ситуациях, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемическому благополучию населения;

- обеспечивать проведение специализированного лабораторного контроля за качеством используемого сырья и производимой продукции;

- выполнять требования, постановления и предписания органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;

- обеспечивать проведение государственной гигиенической регламентации и регистрации, создавать условия для сохранения и укрепления здоровья работников;

- приостанавливать производство, применение и (или) реализацию не соответствующей санитарным правилам продукции, в том числе продовольственного сырья, пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов и изделий;

- обеспечивать реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду, на  возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу, причиненному нарушением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, на получение достоверной информации о состоянии среды обитания человека, здоровья населения, санитарно-эпидемической обстановке, санитарных правилах; принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения и их результатах; качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения и товаров для личных (бытовых) нужд, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды.

Специальные правила установлены и для минимизации вредных ионизирующих излучений и физических воздействий (шум, вибрация, ультразвук, электромагнитные волны и др.). Воздействие на население указанных излучений не должно превышать предельно допустимых уровней.

Юридические  лица  и  граждане,  деятельность которых связана с использованием  источников  физических  воздействий, а также местные исполнительные и распорядительные органы  обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению вредного воздействия шума,  вибрации,  электрических, электромагнитных, магнитных полей и  иных вредных физических воздействий на окружающую среду, в том числе в  производственных,  общественных и жилых помещениях, на улицах, во дворах,  на  площадях  городов  и  иных  населенных пунктов, в зонах отдыха и иных общественных местах, в местах обитания диких животных, в  том  числе в местах их размножения, на естественные экологические системы и типичные и редкие природные ландшафты.

 

58. Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению

 

Переросшая в катастрофу глобального масштаба ава­рия на Чернобыльской АЭС является самой тяжелой и тра­гической из всех 26 происшедших к тому времени (26 апреля 1986 г.) подобных аварий в мире. На долю Республики Беларусь пришлось около 70 процентов загрязненной радионуклидами территории Европейской части бывшего СССР. Под радиацией оказалось 23% территории республики, где до переселения проживало свыше 2,2 млн. человек, расположено 53 города и около 4 тысяч иных населенных пунктов. Наибольшему загрязнению подверглась территория республики цезием-137 — 46,5 тыс. кв. км. Вследствие выпадения большого количества радиоактивных долгоживущих элементов из сельскохозяйственного оборота минимум на 30 лет выбыло 265 тыс. га сельхозугодий. Радиационное загрязнение лесных фитоценозов выявлено на 25% лесного фонда стран.

Катастрофические последствия аварии выразились в загрязнении огромных регионов радионуклидами с различными периодами полураспада, радиационном облучении миллионов человек. В результате катастрофы сформировался новый социально-политический и биохимический регион — Чернобыльская провинция.

К числу основных составляющих экономического ущерба от чернобыльской катастрофы относятся прямые потери, связанные с:

- изъятием из сельскохозяйственного производства плодородных пахотных земель;

- сокращение пользования лесными, минерально-сырьевыми, топливными и другими природными ресурсами;

- прекращением  деятельности предприятий и учреждений социальной сферы в зонах отчуждения и отселения;

- снижением объемов производства и окупаемости средств, вложенных в здания, сооружения, мелиоративные системы и другие.

Экономические затраты на преодоление последствий катастрофы связаны с переселением людей, перепрофилированием предприятий промышленности,  агропромышленного комплекса, других отраслей, а также обеспечением безопасных условий жизнедеятельности и социальной защиты населения, проживающего в районах радиоактивного загрязнения.

Правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, устанавливает Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Закон регулирует режим территорий радиоактивного загрязнения, условия проживания, осуществление хозяйственной, научно-исследовательской и другой деятельности на этих территориях.

Территория радиоактивного загрязнения — это часть территории Республики Беларусь, на которой в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС возникло долговременное загрязнение окружающей среды.

Законом подразделяются на пять зон:

1) зона эвакуации (отчуждения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 г. в соответствии с существовавшими нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение;

2)      зона первоочередного отселения

3)     зона последующего отселения

4)     зона с правом на отселение

5)     зона проживания с периодическим радиационным контролем.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся ра­диоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» радиационно опасными признаются земли, расположенные на территориях радиоактивного загрязнения, на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей республиканским допустимым уровням содержания радионуклидов или межгосударственным экономическим соглашениям. Данные земли в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на человека исключаются из хозяйственного пользования либо на них вводятся ограничения хозяйственной деятельности.

Радиационно опасные земли, которые в установленном порядке исключаются из хозяйственного пользования ввиду непригодности их использования по основному целевому назначению, выделяются как земли отчуждения и могут быть изъяты в установленном порядке у собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей. На указанных землях могут проводиться научно-исследовательские работы, работы по локализации и утилизации радиоактивных отходов и другие виды работ, определенные Советом Министров Республики Беларусь или международными договорами.

Радиационно опасные земли, не отнесенные к землям отчуждения, переводятся в разряд земель ограниченного хозяйственного использования.

Границы радиационно опасных земель устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и периодически пересматриваются Советом Министров Республики Беларусь.

Исключение земель из категории радиационно опасных и перевод их в хозяйственное пользование в соответствии с основным целевым назначением, исключение земель из разряда земель отчуждения и перевод их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования производятся по решению Совета Министров Республики Беларусь после их комплексного обследования и экспертных заключений.

Управление территориями радиоактивного загрязнения, учет радиационно опасных земель по зонам, составление планово-картографических материалов, ведение земельного кадастра осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными орга­нами и МЧС в соответствии с административно-территориальным устройством, предназначением и направленностью их хозяйственного, научного или иного использова­ния.

Для осуществления мер, направленных на улучшение санитарного состояния и снижение радиационной опасности территорий зон первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, создаются специализированные предприятия.

Принадлежащие предприятиям (объединениям) неза­висимо от форм собственности, учреждениям и гражданам здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, в том числе те, за которые вып­лачена компенсация, а также земля, другие природные ресурсы, находящиеся на территориях зоны эвакуации (от­чуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, яв­ляются собственностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов.

В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ. Данная зона защищается от несанкционированного проникновения в нее людей, всех видов наземного транспорта и другой техники.

В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается:

- постоянное проживание населения, несанкциониро­ванное пребывание людей;

- несанкционированный въезд всех видов транспортных средств и другой техники, а также сплав леса;

- привлечение к работе лиц без медицинского заключения и их согласия;

- вывоз без специального разрешения МЧС или особо уполномоченных им органов строительных машин и оборудования, домашних вещей, древесины, почвы, торфа, других полезных ископаемых, растительных кормов, ле­карственных растений, грибов, ягод и иных продуктов побочного лесопользования (за исключением образцов для научных целей).

Пребывание на территории зоны эвакуации (отчуждения) допускается только при наличии специального разрешения.

На собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, имеющих земельные участки на территориях радиоактивного загрязнения, распространяются права и обязанности, установленные Кодексом Республики Беларусь о земле, с ограничениями, предусматриваемыми Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Они обязаны проводить в соответствии с рекомен­дациями комплекс специальных агрохимических, агротехнических, агромелиоративных, лесохозяйственных и других мероприятий, направленных на снижение поступления радионуклидов в производимую продукцию. Все затраты на проведение указанных мероприятий возмещаются в полном объеме за счет средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, обеспечивается строгий природоохранный режим, охрана территорий, памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством. Охрана общественного порядка, государственной собственности, тушение пожаров и пожарно-профилактический надзор на территориях зон первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, контрольно-пропускной режим при въезде и выезде из этих зон обеспечиваются  органами милиции и МЧС.

В целях снижения риска заболеваемости населения и уменьшения доз облучения на территориях радиоактивного загрязнения осуществляются периодический контроль радиоактивного загрязнения почвы, воды, воздуха, продуктов питания, сырья, помещений, медико-биологический и радиоэкологический мониторинг, а также дезактивация территории.

Действующее законодательство запрещает строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение работающих предприятий независимо от ведомственной подчиненности на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения и зоны с правом на отселение без комплексной оценки состояния окружающей среды в данном регионе. Эти виды деятельности осуществляются только по решению Совета Министров Республики Беларусь или в порядке им устанавливаемом. Режим работы предприятий, учреждений и организаций, которые расположены на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и на которые распространяется действие Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяется Советом Министров Республики Бе­ларусь. В частности, в зоне эвакуации  установлен шестичасовой рабочий день (при 36-часовой неделе), производится фиксированная доплата работающим за время работы, а в рабочие дни выдается трехразовое питание.

Содержание территорий радиоактивного загрязнения (включая населенные пункты, транспортные магистрали, сети энергообеспечения, связи, водоохранные, мелиоративные системы и другие сооружения), ведение лесного хозяйства, научных исследований, радиационного контроля, охрана общественного порядка, противопожарные мероприятия и другие виды деятельности финансируются за счет средств, выделяемых согласно государственным программам по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и других фондов.

Задачи государственного контроля за соблюдением природоохранного (специального правового) режима, природопользования на территориях радиоактивного загрязнения состоят в обеспечении соблюдения всеми предприятиями (объединениями) независимо от форм собственности, учреждениями, а также гражданами требований законодательства Республики Беларусь в целях снижения радиационного воздействия на население и экологические системы, проведении природовосстановительных и защитных мероприятий, рациональном использовании хозяйственного и научного потенциала этих территорий.

 

 

59.Земли как обьект использования и охраны.

В соответствии со ст. 5 Кодекса РБ о землепредоставляют земельные участки во владение и пользование.

Право владения землей означает охраняемую законом возможность фактического обладания ею ст. 52 Кодекса о земле - граждане РБ имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных  участков в следующих случаях: личное подсобное хозяйство, строительство дома, садоводство, животноводство, дача, народные промыслы, наследство.

Ст. 64 предусматривает, что в постоянное владение земля предоставляется колхозам, совхозам и др. для ведения с/х производства.

Пользование землей предусмотрено ст. 8 Кодекса о земле и означает возможность извлекать из земли ее полезные свойства. Пользование может быть постоянным или временным. Постоянное пользование - без заранее установленного срока.

Временное - краткосрочное до 3-х лет, долгосрочное от 3 до 10. Самостоятельный вид пользования – аренда.

Аренда представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, и иным имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности. Земля предоставляется гражданам, колхозам, совхозам, предприятиям, иностранцам.

Право землевладения и землепользования следует понимать как совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок рационального использования земли в соответствии с целью или право владения и пользования землей, т. е. непосредственной эксплуатации земли как природного ресурса с целью получения какого либо блага.

 

60.Право собственности на землю.

Ст. 5 Декларации - право государственной собственности РБ на свои природные ресурсы.

Затем статья 41 Закона РБ от 11.12.90 "О собственности в РБ": ст. 16 этого закона установила, что предоставление земли гражданам РБ определено кодексом о земле, где записано, что предоставление земельных участков осуществляется только во владение и пользование.

1.10.91 Постановление "О признании г. с. на землю на территории РБ" "О праве собственности на землю", в котором определен механизм передачи земли в гос. собственность" Т. о. - право собственности на землю предоставляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей в целях ее использования и охраны.

Ст. 3 Кодекса о земле - 7 категорий.

62.Управление и контроль за использованием и охраной земли.

Управление землями представляет собой деятельность исполнительно-распорядительных органов государства и МСНД по организации рац. использования и охраны земель, а также по обеспечению соблюдения зем. законодательства.

                        Объектом управления выступают отношения по совершенствованию регулирования, землевладения и землепользования и изменению мер по охране земель. Основные функции, составляющими содержание управления пользованием и охраной земель являются

1. Учет земель и ведение государственного земельного кадастра. Ст. 119 - гос. зем. кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о пр. режиме земель, их распределению по ЗП и ЗВ, категориям земель, о качественной характеристике и н. х. ценности.

2. Прогнозирование использования земель и мероприятий в области охраны земель. Проблемы прогнозов 15 лет

  1. Распределение и перераспределение земель. В результате этой функции происходит возникновение и прекращение права ЗВ и ЗП - предоставление и изьятие.
  2. 4. Контроль за использованием и охраной земель - требования законодательства. 5. Разрешение земельных споров Коз 124-135

                        Система органов управления. Общая компетенция - МСНД от З-на Омс и нх ст.

5 Коз - полномочия СНД. Ст. 16 Коз - органы, имеющие права предоставления земельных участков, ст. 13 Коз - изьятия. Специальная компетенция: Комитет по земельной реформе и землеустройству при СМ РБ, ГК РБ по с/х и продов., Минлесхоз, другие министерства, ГК 21.02.91 Постановление о комитете по зем. р. и з-ву - функции

Участие граждан, общественности, чьи интересы затрагиваются - сходы и т. п. референдумы.

 

63.Недра как объект использования и охраны.

Управление недрами представляет собой деятельность соответствующих органов по организации геологического извлечения недр, их рационального использования и охраны.

Деятельность по управлению недрами осуществляют органы общей и специальной компетенции. Общей - СМ РБ, СНД.

СМ осуществляет распоряжение недрами в пределах территории РБ: - устанавливает порядок пользования и их охраны - проведение государственного надзора и контроля за геологическим изучением недр - определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование недрами.

СНД - Кодекс о недрах, закон 22.02.1991 года - согласование сроков и мест производства работ : - геолог.изучению недр, выполняемых на территории района - участие в разработке госуд. эколог. программ - предоставление горных отводов для разработки общераспостраненных ПИ - установление порядка пользования недрами для хоз. и быт. нужд, не связанных с добычей полезных ископаемых - осуществление государственного контроля в области использования и охраны.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

  • ГК РБ по экологии - проведение единой национальной политике по вопросам ООС и использованию природных ресурсов; госуд. контроль за соблюдением норм эколог.безопасности; санитарные нормативы качества.
  • Гос. комиссия по запасам полезных ископаемых РБ - утверждение запасов полезных ископаемых разведанных месторождений и допол. развед.
  • ПР.О. "Беларусьгеология" осуществляет поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, выявляет и оценивает участки недр, используемых для целей, не связанных с добычей мин. сырья, получения информации о недрах.

                        - ОРГАНЫ государственного горного надзора - важное место в системе ОУ. На них возлаг. осуществление горных отводов для разработки ПИ, госуд. надзор за использованием и охраной недр.

                        Основные функции управления недрами: - организация учета недр и ведения государственных кадастров ПИ. - прогнозирование мероприятий - распределение и перераспределение - надзор и контроль - решение споров.

 

64.Право пользования недрами и его виды.

Право пользования недрами представляет собой совокупность правовых норм, определяющий порядок и условия рационального использования недр.

Использование - деятельность, на осуществление которой госуд. дано соотв. разрешение, т. е. когда пр. орг., учреждения и граждане наделены правом пользования недрами. Виды:

1. Основной вид права пользования недрами является право пользования для добычи ПИ. Недра предост. в пользование на основании акта, удостоверяющего горный отвод органами госуд. горного надзора. Горные отводы для разработки месторождений ПИ предоставляются исполкомами СНД и подлежат регистрации в органах горного надзора.

Горные отводы для разработки месторождений ПИ предоставляются только предприятиям, которые в соответствии с их уставами, положениями или решениями компетентных органов вправе вести разработку месторождений общ. ПИ.

2. Предоставление недр для целей, не связанных с добычами ПИ, т. е. для строительства и сооружения поземных сооружений, в т. ч. для подземного хранения нефти, захоронения веществ и отходов производства.

3. Предоставление для разработки месторождений торфа, сапронеля. Предоставляется для разработки на основании постановления СМ или решения исполкома СНД.

4. Пользование недрами для удовлетворения иных потребностей. Предприятия, граждане имеют права пользования недрами для своих хозяйственных и бытовых нужд.

Производится без предоставления горного отвода. Субъекты права пользования - граждане, предприятия, которые в установленном порядке приобрели право пользования недрами и права и обязанности по рацион.использованию.

Содержание права пользования недрами составляют права и обязанности пользователей.

Закон РБ от 3.12.91 "О налоге за пользование природными ресурсами" - эколог.налог. Прекращение полностью или частично.

 

65.Контроль и надзор за исполнением и охраной недр.

Экологический контроль - система госуд. и общ.мер, направленных на организацию наблюдения за соответствием и изменениями в природной среде и ее отдельных обьектов.

Эколог.контроль подразделяется на:

                        а) наблюдения и учет в области природной и ОС

                        б) контроль и надзор в области рационал. использования природных ресурсов и ООС

Госуд. учет запасов и месторождений ПИ осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений ПИ и составления государственного баланса запасов ПИ. Гос. кадастр ПИ должен содержать сведения по каждому месторождению, характеризующие кол-во и качество запасов и совместно с ними залегающих ПИ и содержащихся в них компонентов, горно-технологические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку.

Государственный кадастр ведется геологическими организациями. Участки недр, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат гос. учету органами госуд. горного надзора.

Проект закона "Об ООС" содержит раздел, регулирующих порядок контроля и надзора в области ООС. СТ. 43-46 По субьектам, осущ. контроль и надзор: а) госуд, б) ведомств, в) обществ.

Госуд. осущ. органами общей и специальной компетенции. Спец. ГК по эколог; Гос. горный надзор, респ. геолог.орг. Ведомст - органами, в ведении которых находятся пользователи недр. Макшейдерская и геологическая служба, службой технического контроля.

Общ. - ст. 46 закона "ООС" - обществ. проверки

 

66.Вода как обьект использования и охраны.

Воды - часть окружающей среды и природный обьект, состоящий из естественных и искусственных водоемов, подземных вод, ледников, мирового океана, выполняющих экологич. и культ.-оздор. функции. Т.К это совокупность водныхобьектов, использование которых поддается регулированию, то вода в атмосфере, почвенная влага, вода из природной среды не относится к водам.

Водное законодательство регулирует водные отношения, т. е. общественные отношения в области использования и охраны вод в РБ. Предмет правового регулирования - воды. В состав входят: а) реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов; б) подземные воды.

Основа водных отношений - государственная собственность на водные объекты.

Содержание права - правомочия РБ по владению, пользованию и распоряжению водами на территории РБ. Это значит, что водные объекты передаются только в пользование. Субъект права собственности на воды РБ в целом. Право коммунальной собственности на воды не предусмотрены. Водное законодательство: 1) Водный Кодекс 27.12.1972, постановлений СМ по вопросам использования и охраны в т. ч. Пост. СМ РБ от 18.01.1983 "О водоохранных полосах (зонах) малых рек", Постановление СМ от 21.03.1986 "Об улучшении организации работ по охране малых рек от загрязнения, засорения и истощения", других нормативных актов.

 

67.Право водопользования и ее виды.

Совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия рационального использования вод составляет право водопользования в объективном смысле. В субъективном смысле право водопользования представляет собой правомочия конкретного водопользователя по использованию полезных свойств водных объектов в целях, предусмотренных законом.

Водопользователи: ст. 18 ВК государственные, кооперативные, общественные организации, учреждения и граждане РБ. Иностранцы только на условиях аренды.

В зависимости от целевого назначения право пользования водами:

а) для удовлетворения пит., бытовых, личных и других

б) для с/х, промышленности, энергетики, транспорта, рыбного хозяйства

в) для сброса сточных вод.

Приоритет отдается питьевым и бытовым нуждам.

В зависимости от влияния на состояние вод: общее и специальное водопользование (с применением технических сооружений и устройств) или без, но с влиянием на воды. Совместное и обособленное водопользование (наход. только водныеобьекты, предоставленные юридическим лицам). Это первичные пользователи, которые могут разрешать вторичное водопользование при согласовании с орг. Общие - без разрешения, специальные - с разрешением.

Содержание права водопользования - права и обязанности. Правомочия только владение и пользование.

Общие права: - добывать воду для использования - эксплуатировать водные объекты для нужд с/х и т. п. - возводить гидротехнические сооружения - пользоваться водными объектами для отдыха.

Обязанности: - цели, - рацион,- сбросы, - не нарушать, - охота.

Ограничения (в виде запретов ст. 52, 81 и решения соответствующих органов). В государственных интересах:- мелководье, аварии, стихийные бедствия, питьевая вода, рыбы.

Прекращение права водопользования: - минование надобности в водопользовании, - истечение срока, - ликвидация предприятия, передача обьекта, изьятие.

 

68.Правовая охрана вод.

По показателю удельной водности РБ занимает одно из последних мест в СНГ. Отсюда следует важность охраны вод.

Под правовой охраной понимается совокупность правовых средств, направленных на сохранение восстановление и улучшение состояния природных запасов вод. ВК содержит основные принципы и положения охраны вод от вредных воздействий. В настоящее время охрана водных ресурсов осуществляется главным образом путем установления запретов и ограничений вместо развития системы мер профилактического характера, предотвращающих ухудшение качества вод.

Правовая основа охраны вод-ст.94 ВК РБ, по которой все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинять вред здоровью населения, вызвать уменьшение рыбных запасов.

Под загрязнением вод понимается насыщение природных запасов воды посторонними веществами растворимых или удерживаемыми в воде в виде взвесей. Уровень - опасность для здоровья людей и т.п. Засорение вод - насыщение водоёмов различными нерастворимыми в воде предметами, отходами и отбросами. Истощение вод - сокращение воды в водном объекте. Водопользователи обязаны проводить согласованные с ГК по экологии МСНД по предупреждению и ликвидациии вредного воздействия вод,а именно: - наводнений, затоплений, подтоплений - разрушение берегов, защитных дамб и др. сооружений - заболевание и засоление почв; эрозии

Конкретные меры по охране вод в РБ содержатся в "Основных направлениях оздоровления и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов в РБ на 1991-95 до 2000 года" от 21.03.89г.

 

Продолжение



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии