БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экологическое право » ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Автор: Maxvel 8-11-2010, 19:07

ТЕМА №1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
1. Формы взаимодействия общества и природы.
2. Понятие, предмет и метод экологического права.
3. Принципы экологического права.
4. Система экологического права.
5. Соотношение экологического права со смежными отраслями права.
6. Экологические функции государства и права. Экологизация норм права.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Природа – естественная объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей. 
Человек как часть природы является звеном в цепи её естественных связей. С одной стороны, человек в отношении к природе выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, потребляющий природные ресурсы. С другой стороны, он выступает как объект природы, испытывающий её воздействие, зависимый от состояния природной среды, качества окружающей среды, нуждающийся в обеспечении экологической безопасности.

На основе данных фактов можно выделить следующие формы взаимодействия общества и природы:
1. Использование природных объектов и природных ресурсов – она выражает экономические интересы общества, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей (экономическая).
Отрицательное воздействие человека на окружающую среду при экономическом воздействии проявляется в форме: загрязнения, истощения и разрушения (уничтожения) природной среды.
2. Охрана окружающей среды – выражает экологические интересы общественного развития, связанные с сохранением качества и многообразия окружающей среды. Она включает в себя рациональное природопользование, экологическую безопасность, функции восстановительных мер (экологическая).
3. Эколого-экономическая (смешанная) – выражает рациональное, эффективное использование природы в сочетании с требованиями по охране окружающей среды. Она осуществляется по следующим направлениям:

Таким образом, отношения по взаимодействию общества и природы можно подразделить на 3 группы:
• Природопользование – использование человеком окружающей природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, культурных и иных интересов.
• Обеспечение экологической безопасности – система мер, направленных на защиту окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
• Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – система мер, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природной среды, которая включает рациональное природопользование, экологическую безопасность и систему восстановительных мер.

 

2.Исторически система правового регулирования взаимодействия общества и природы подразделяется на четыре этапа: гражданско-правовой, земельный, земельно-ресурсный, экологический. Хотя главную роль в системе регулирования «общество - природа» всегда выполняло земельное право, так как именно оно через свои регулятивные нормы выражало интересы общества в потреблении природных ресурсов.
Толчком для развития экологического права как самостоятельной отрасли права послужило первоначально выделение земельного права как самостоятельной отрасли из системы гражданского права. По мере вовлечения в эксплуатацию других природных ресурсов из земельного права стали выделяться другие отрасли права - лесное, водное, горное. Появляется Природоресурсовое право, цель которого состояла в организации рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Но постепенно, по мере роста отрицательного воздействия хозяйствования на окружающую среду в требование рационального использования включается экологический элемент и образуется новая область права - природоохранительное право.
Таким образом, такой исторический процесс привел к созданию экологического права как совокупности природоохранительного и природноресурсового отраслей права.
экологическое право - специфическая самостоятельная отрасль права, которая включает общие нормы и шесть самостоятельных отраслей (земельное, водное, лесное, недр, или горное право, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха). Иногда в литературе формулируют также право особо охраняемых природных территорий.

Понятие «экологическое право» имеет три основных значения:
• отрасль науки,
• отрасли права, 
• учебная дисциплина.


ЭП как отрасль науки – наука о правовой охране окружающей среды. Предметом науки ЭП являются: методы научных исследований, законодательство, правоприменительную и правотворческую практику, историю развития ЭП, источники ЭП, экологические правоотношения, управление, контроль и т.д.
ЭП как отрасль права – совокупность правовых норм (законодательство), регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Она включает общие нормы и самостоятельные отрасли права (земельное, горное (недр), водное, лесное, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха).

ЭП как учебная дисциплина - система знаний, которая охватывает лишь основные аспекты отрасли права и отрасли знаний, призванные обеспечить понимание теоретических основ и реализация на практике правовых норм.

Предмет экологического права – отношения в сфере взаимодействия общества и природы по поводу использования, воспроизводства и охраны объектов природной среды.
К предмету ЭП относятся 4 группы отношений:
1. собственности на природные объекты и ресурсы
2. управления (деятельность государственных органов в данной области)
3. по природопользованию
4. охранительные отношения

Метод правового регулирования экологического права – способ правового воздействия на поведение участников экологических правоотношений.
В науке права существует два основных метода: административно-правовой и гражданско-правовой, но в системе белорусского права выделено более 10 отраслей права. Это значит, что большинство отраслей, в том числе и экологическое, не имеют собственного метода правового регулирования.

Специфика метода ЭП заключается в том, что он сочетает в себе черты двух основных методов права. В экологическом праве приоритетным методом является административно-правовой, так как природные ресурсы находятся преимущественно в собственности и ведении государства.
Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве данный метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. 
Гражданско-правовой метод регулирования проявляется в порядке заключения договоров на природопользование, судебном разрешении возникающих споров, определения размера вреда, причинённого экологическими правонарушениями.

 

3.Принципы ЭП являются своеобразным базисом, на основе которого строятся и реализуются нормы и институты ЭП. Значение принципов ЭП заключается в том, что посредством их правового закрепления и соблюдения устраняется пробелы, существующие в ЭП. Они служат определённым регулятором до принятия специального НПА, регулирующего экологические отношения.
ЭП право основано как на общих принципах права (законности, гласности, равенства перед законом, ответственности за вину и т.д.), так и на принципах данной отрасли права. Отраслевые принципы выражены в экологическом законодательстве либо следуют из анализа правовых норм.

Принципы ЭП:
1. Соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;
2. Научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды (рациональное использование природных ресурсов).
3. Охрана окружающей среды. Основой этого принципа является ст. 55 Конституции РБ, в соответствии с которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам. Его содержание – не только обязанность каждого охранять природу, но и обязанность государства последовательно решать вопросы экологического воспитания и образования;
4. Государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;
5. Платности специального природопользования, согласно которому любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользования граждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах;
6. Независимости контроля в области охраны окружающей среды;
7. Обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан;
8. Приоритета сохранения естественных экологических систем
9. Обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;
10. Сохранения биологического разнообразия;
11. Снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
12. Запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации природных объектов.
13. Ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
14. Организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры;
15. Международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

 

4.Систему ЭП как учебной или научной дисциплины образуют три части: общая, особенная и специальная.

Общая часть состоит из правовых институтов, содержащих общие положения, действия которых распространяются на все институты особенной части (институт собственности, владения, контроля, ответственности, источников правового регулирования и т.д.)

Особенная часть состоит из самостоятельных институтов, т.е. институты, затрагивающие отдельные природные объекты и ресурсы (правовой режим земель, недр, вод, лесов и растительного мира, животного мира, атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий, охрана окружающей среды в городах и сельском хозяйстве).

Специальная часть содержит институты международно-правовой охраны окружающей среды и право окружающей среды в зарубежных странах.
Система ЭП как отрасли права состоит из общей части и семи самостоятельных отраслей права: земельное, водное, лесное, недр, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха и право особо охраняемых природных территорий.

 

5.В современном понимании экологическое право - новая, наиболее молодая и развивающаяся отрасль. Но в тоже время она находится во взаимосвязи с другими отраслями права, отличие между которыми состоит в предмете и методе правового регулирования.

1. Следует отметить особую связь экологического права с конституционным правом, которому принадлежит ведущая роль в системе нашего права и которое является основой существования всех отраслей права. В отдельных статьях Конституции закреплены основные начала и принципы экологического права. 
Так ст. 34 гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
В статье 44 сказано что, государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Статья 46 гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. А охрана природной среды является долгом каждого (ст. 55).

2. Связь с административным правом проявляется в том, что часто административно-правовые акты являются основанием возникновения, изменения или прекращения экологических отношений. Например, вынесение решения о предоставлении земельного участка органом местной администрации служит основанием для приобретения права собственности на земельным участок, возникновения права пожизненного наследуемого владения или пользования участком земли.
Связь экологического и административного права выражается в первую очередь в применении одинаковых методов регулирования - императивных. Но различия между этими отраслями выражаются в предметах их правового регулирования.
Предмет административного права - организация системы исполнительных органов государственной власти, в том числе и в сфере рационального использования и охраны земель. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, определяет их компетенцию по выполнению соответствующих функций управления, а экологическое право в отличие от административного закрепляет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, осуществлению соответствующих управленческих функций.

3. Закрепление в гражданском законодательстве понятия «недвижимость» и вовлечение земель в гражданский оборот вызвали проблему разграничения сфер правового регулирования экологического законодательства и гражданского законодательства. 
Общую сферу правового регулирования экологического и гражданского законодательства составляют вопросы права собственности на землю и другие природные объекты, иных вещных прав на земельные участки, оборотоспособности отдельных природных объектов, в незначительной степени договоров с природными объектами и гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства.
В основе разграничения предметов правового регулирования этих двух отраслей права лежит следующий принцип. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования сделок с природными объектами, вопросы применения гражданско-правовой ответственности, а в экологическом - отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностями отдельных природных объектов (порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями; специфические методики определения размера ущерба, причинённого природному объекту).

4. Экологическое право теснейшим образом связано с земельным правом. Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды.
Земельным правом регулируются отношения между исполнительными и распорядительными органами, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами, с другой стороны, по поводу предоставления им во владение и пользование земельных участков. А земля в свою очередь является одним из природных объектов.

5. Связь норм экологического права с нормами природоресурсового права, (горное, водное, лесное, фаунистическое право), заключается в том, что экологическое право определяет общие основы правового регулирования использования всех природных объектов и проблемы, которые носят комплексный характер (проблема загрязнения окружающей среды, утилизации токсичных веществ, создание особо охраняемых природных территорий и др.), а природоресурсовое право - затрагивает вопросы, касающиеся отдельных природных объектов (флоры, фауны и т.д.).

6. В уголовном праве содержатся отдельные составы преступления против экологической безопасности и природной среды и конкретные меры ответственности, применяемые к нарушителям (умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов, нарушение требований экологической безопасности, прием в эксплуатацию экологически опасных объектов, непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства, сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды и др.).

 

6. Государство наряду с хозяйственными, культурными и социальными функциями выполнят и экологическую функцию, которая возникла недавно.
 Экологическая функция – это основные направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы, выражающиеся в защите и сохранении природы, в её воспроизводстве и улучшении, а также в рациональном использовании природных ресурсов.
Экологическая функция государства подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя функция – это основные направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы на территории РБ. Она выражается в защите, сохранении природы, в её воспроизводстве и улучшении, в рациональном использовании. 
Внешняя функция – предусматривает участие РБ в международной охране окружающей среды.  
Усиление экологической функции государства приводит к расширению роли права в регулировании экологических отношений. Её основная задача – обеспечение качества окружающей среды в условиях хозяйственного комплекса.
Экологическая функция государства реализуется различными правовыми и организационными методами. 
Правовые методы: принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность. 
Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. 
Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом.
Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
Организационным методам осуществления экологической функции государства является принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. 
Однако организационные методы опосредуются в ЭП и соответственно осуществляются в правовых рамках.
Экологизация норм права – это разработка и принятие нормативных правовых актов с учётом основных принципов ЭП. Экологизация норм права находит отражение в издании специальных нормативных правовых актов в данной области (З-н «Об охране окружающей среды» в ред. От 17 июля 2002 года, Закон в ред. От 23 мая 2000 года «Об особо охраняемых природных территориях»); создание системы органов специальной компетенции (Минприроды, Минлесхоз, Государственный комитет по имуществу); а также разработка конкретного механизма охраны окружающей среды (наличие мер ответственности).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии