БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экологическое право » Экологические правоотношения

Экологические правоотношения

Автор: Maxvel 8-11-2010, 19:13

1. Экологические правоотношения: понятие, содержание, виды.
2. Субъекты экологических правоотношений.
3. Объекты экологических правоотношений.
4. Содержание экологических правоотношений.
5. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями. Посредством правоотношений экологическое право приводится в действие и реализуется, т.е., достигаются поставленные в нем цели. Без правоотношений как формы проявления экологического права оно не действует. 
Но не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Это связано с тем, что одни экологические отношения вообще не требуют правового регулирования, другие в данный момент не могут быть урегулированы нормами экологического права, а третьи регулируются нормами других отраслей права.

Отличительные особенности экологических отношений от экологических правоотношений:
1. Экологические правоотношения являются правовой формой экологических отношений. 
2. В экологических отношениях стороны свободны в выборе вариантов своего поведения, то в экологических правоотношениях эти варианты ограничены и регламентированы законом (граждане обладают неограниченным правом общего природопользования в лесах (сбор грибов, ягод, отдых и др.). Но когда интересы экономической и противопожарной безопасности в этих лесах требуют введения специальных правил, то граждане, становясь субъектами экологических правоотношений, получают ограничение в виде запрета пребывания в определенных участках леса в определенное время, обязанности соблюдения противопожарных правил в лесах и др.).
3. Экологические отношения могут возникнуть при любых условиях, а экологические правоотношения возникают только на основе и во исполнение правовых норм, устанавливающих определенные правила поведения сторон экологических отношений (если общее лесопользование, осуществляемое гражданином путем сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. без применения технических средств, устройств и сооружений, может осуществляться им в любое время и по своему усмотрению, то специальное лесопользование с применением таких средств - только после реализации правовых норм о приобретении лицензии на такие виды лесных пользований).
4. Как правило, экологические правоотношения составляют предмет экологического права. Однако экологические отношения, могут входить в этот предмет, зачастую являются «потенциалом» для последующего правового урегулирования. (Так, остаются пока неурегулированными отношения по охране атмосферного воздуха от нерационального воздухозабора его в промышленных или иных целях, хотя они и входят в предмет экологического права.)

По способу воздействия на общественные отношения нормы права, регулирующие охрану природы и рациональное использование ее ресурсов, по мнению проф. В. В. Петрова, подразделяются на:
• нормы-принципы, закрепляющие принципы природопользования и охраны окружающей среды;
• нормы-правила, определяющие условия и порядок использования и охраны природной среды;
• нормы-приоритеты, устанавливающие преимущества в охране одних объектов природы перед другими.
Экологические правоотношения – отношения в сфере взаимодействия общества и природы по поводу использования, воспроизводства и охраны объектов природной среды, урегулированные нормами экологического права.

К предмету ЭП относятся 4 группы отношений:
1. собственности на природные объекты и ресурсы
2. управления (деятельность государственных органов в данной области)
3. по природопользованию
4. охранительные отношения

Классификация экологических правоотношений:
А) От форм взаимодействия общества и природы:
1. Природоресурсовые отношения – отношения возникающие в процессе осуществления пользования природными ресурсами в целях удовлетворения различных потребностей людей
2. Природоохранные правоотношения – отношения, связанные с деятельностью по охране окружающей и природной среды.
Б) В зависимости от вида природного объекта:
1. земельные правоотношения
2. водные правоотношения
3. лесные правоотношения
4. правоотношения недропользования и т.д.
В) В зависимости от сферы возникновения экологических правоотношений:
1. Регулятивные правоотношения - правоотношения, складывающиеся непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий (ст.101 ЛК).
2. Охранительные правоотношений – правоотношения, связаные с применением ответственности за невыполнение установленных законом правил по охране окружающей природной среды. (Например, правоотношения, но привлечению субъектов лесных правонарушений к административной или уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства (ст. 121 ЛК).
Г) В зависимости от вида прав на природный объект:
1. Правоотношения по осуществлению правомочий собственника
2. Правоотношения по осуществлению других вещных прав (право постоянного (бессрочного) пользования им, либо в праве сервитута (права ограниченного) пользования соседним земельным участком).
Д) В зависимости от содержания правоотношения:
1. Материальные экологические правоотношения складываются по поводу конкретных материальных объектов (природных объектов, ресурсов, прав и обязанностей субъектов) находящихся под эколого-правовой охраной (экологические правоотношения по осуществлению противопожарных мероприятий (ст. 107 ЛК), т.к. объектом их является лесной массив и противопожарная безопасность в нем).
2. Процессуальные экологические правоотношения – правоотношения, связанные с деятельностью соответствующих органов государства, имеющие целью реализацию материальных экологических правоотношений (правоотношения, возникающие по поводу осуществления мероприятий по охране и защите лесов (ст. 108 ЛК), поскольку объектом этих правоотношений является определенный порядок согласований, направленный на отработку более совершенных планов мероприятий по охране лесов).

 

2.Субъектами экологических правоотношений признаются лица, обладающие правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.
В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей среды» в качестве субъектов экологических правоотношений выступают:
• государство 
• государственные органы, наделенные компетенцией по регулированию природоресурсовых и природоохранных отношений, 
• юридические лица Республики Беларусь
• физические лица: граждане РБ, иностранцы и лица без гражданства
• иностранные и международные юридические лица и их представительства
• иностранные государства
Для того чтобы быть субъектом экологических правоотношений необходимо обладать экологической правосубъектностью, которая возникает и существует аналогично с гражданской правосубъектностью. Она может быть общей и специальной, последняя, как правило, основана на определённом правовом титуле (разрешение, лицензия, договор).
Свои правомочия как субъекта экологического права государство реализует через соответствующие органы на местах.

 

3.Под объектами экологических правоотношений понимается то, по поводу чего складывается данное правоотношение. Объектами правоотношений выступают предметы и явления реальной действительности, на которые непосредственно направлены юридические права и обязанности субъектов данных правовых отношений. 
В соответствии со ст. 5 Закона «Об охране окружающей среды» объектами отношений в области охраны окружающей среды являются земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир в его видовом разнообразии, особо охраняемые природные территории, типичные и редкие природные ландшафты, климат, естественные экологические системы, иные природные объекты, а также право природопользования.

Виды объектов экологических правоотношений:
1. Природные объекты, ресурсы, компоненты, комплексы и вся природная среда в целом.
2. Порядок эксплуатации (установление лимитов изъятия) и охраны этих объектов.
3. Права субъектов экологических правоотношений (право на благоприятную окружающую среду, право на осуществление общего природопользования)
Первый вид объектов правового регулирования экологического права должен обладать определенными признаками:
• естественное происхождение (исключение природно-антропогенные объекты)
• экологическая зависимость, т.е. определённое место в цепи экосвязей (связь с природой)
• выполнять жизнеобеспечивающие функции.
Не является объектом охраны ЭП природное вещество, изъятое человеком из природы (вода в резервуарах, выловленная рыба, срубленные деревья, извлеченные из недр полезные ископаемые и т.д.), т.к. оно теряет связь с естественной средой и превращается в товарно-материальные ценности. Не являются объектом правового регулирования и другие товарно-материальные объекты независимо от источника своего происхождения - естественного или социального. Например, различные сооружения на водных объектах, шахтное оборудование для добычи полезных ископаемых или оборудование для его разведки и т.д. Сюда же относятся и такие продукты «совместного» труда человека и природы, как сельскохозяйственные посевы, плодовые насаждения, домашние сельскохозяйственные животные, птица, пчелы и другие.

Природная среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.
Антропогенный объект – это объект созданный человеком, для обеспечения его социальных потребностей, и не обладающий свойствами природного объекта.

Природно-антропогенный объект – это или 1) природный объект, изменённый в результате деятельности человека или 2) объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (водохранилище).
 Природный объект – это естественная экосистема, т.е. ландшафт и совокупность компонентов природной среды.
 Компоненты природной среды – это земля, недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, озоновый слой, особо охраняемые природные территории.
Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

 

4.Содержание экологического правоотношения – это субъективные права и обязанности, т.е. права и обязанности, принадлежащие субъектам в каждом конкретном экологическом правоотношении. Эти права и обязанности зависят от категорий субъектов указанных правоотношений, целей, видов и характера природопользования или природоохранных работ и мероприятий.

Выделяют общие и специальные права и обязанности субъектов:
1. Общие права и обязанности субъектов, сводятся соответственно к целевому и рациональному использованию и охране природных объектов и природных комплексов.
2. Специальные права и обязанности устанавливаются и зависят от конкретного вида использования природного объекта: земли, недр, вод, леса, животного мира и т.д.
В Главе 3 Закона РБ «Об охране окружающей среды» в ред. От 17 июля 2002 года перечислены основные права и обязанности граждан и общественных организаций в области охраны окружающей среды.

Граждане и общественные объединения имеют право:
• создавать общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;
• обращаться в установленном порядке в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
• принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
• вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
• осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;
• обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
• предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду и т.д.
Граждане и общественные объединения обязаны:
• соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;
• беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;
• выполнять требования в области обращения с отходами; пожарной безопасности;
• соблюдать правила охоты и рыболовства;
• выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;
• возмещать вред, причиненный их действиями окружающей среде и т.д.
Законодательством Республики Беларусь могут быть определены иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
Компетенция отдельных органов государственного управления в области рационального использования и охраны природной среды определена отдельными НПА.

 

5.Экологические юридические факты – это обстоятельства, с которыми нормативные акты связывают какие-либо юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.
Экологические права возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в законодательстве. Эти основания именуются юридическими фактами, которые могут иметь сложные составы и процедуры своего осуществления.

Общими признаками всех юридических фактов как совокупности действий, на основании которых возникает экологическое правоотношение, является:
1. Связь юридических фактов с правомочием распоряжения природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами как государственной или частной (земельной) собственностью. 
2. Юридические факты представляют собой государственно-правовые разрешительные системы получения природных ресурсов, объектов и комплексов в собственность, пользование или во владение (общее и специальное природопользование). Правда, общее пользование может осуществляться без выдачи на то специальных индивидуальных разрешений со стороны государства и без соответствующего оформления, например, передвижения по земле, купание, выпас скота, сбор грибов, добыча гражданами песка или глины для собственных нужд и т.д. Однако и эти природопользования в целом имеют разрешительно-правовую основу, поскольку они прямо предусмотрены земельным или другим природоресурсовым законодательством.

Классификация юридических фактов
1) В зависимости от воли субъектов (характера течения): события и действия
2) По признаку дозволенности законом действия (юридические факты) бывают: правомерные и неправомерные.
3) По содержанию правомерные действия делятся на:
3.1. Юридические акты (сделки, административные акты, лицензирование)
3.2. Юридические поступки

Экологическое правоотношение обычно возникает, изменяется и прекращается на основании не одного, а совокупности юридических фактов, образующих фактические составы. При этом для каждого вида природных объектов и комплексов характерны свои фактические составы. 
• Так, для получения в пользование или собственность земель это могут быть: заявка, согласование, решение, земельный отвод и выдача государственного акта на право землепользования или собственности.
• При предоставлении в пользование недр необходимы ходатайство, согласование, экспертиза, решение, горный отвод, лицензия или иной документ, удостоверяющий право недропользования. 
• Лесопользования осуществляются на основании заявок, лесорубочных билетов (ордеров) и лесных билетов. 
• Для осуществления сложных и экологически опасных пользований водами требуются заявки, согласования, экспертизы, разрешения на специальное водопользование, а иногда даже отграничение предоставленных водных объектов в натуре по сухопутным или другим ориентирам. 
• В процессе использования атмосферного пространства для полетов или запусков ракет необходимы заявки, специальные разрешения и оконтуривание трасс, линий и коридоров атмосферопользования.
• Использование животного мира должно осуществляться при наличии охотничьих или рыболовных билетов и (или) лицензий на добычу соответствующего дикого животного. 
• По заявкам и специальным разрешениям производятся некоторые пользования растительным миром и т.д. 
Как правило юридические составы состоят из следующей совокупности юридических фактов, расположенных в определённой последовательности: заявка - согласование мест расположения предполагаемых природопользований - рассмотрение ходатайств компетентными государственными органами и вынесение по ним решений - выдача специальных разрешений (лицензий); - отграничение (отвод) указанных объектов на местности (в натуре); - выдачу документов, удостоверяющих на них соответствующее право (право собственности или право природопользования). В отдельных случаях требуются экспертизы или иные заключения о возможности и целесообразности осуществления природопользования.
В качестве оснований изменения права природопользования могут быть юридические факты в виде событий (лесной пожар, заболевание или стихийное возгорание леса, эпизоотия и массовая гибель диких животных, вносящие юридически значимые коррективы в существующие права пользования лесом и животным миром) или действий (нарушение плодородного слоя почвы, повреждение или загрязнение лесов, браконьерство и другие нарушения, влекущие изменения содержания соответствующего вида права природопользования).

Конкретными основаниями прекращения экологических правоотношений являются:
• минования надобности в осуществлении природопользования; 
• истечения сроков природопользования 
• добровольного от него отказа; 
• необходимость изъятия природных объектов для государственных либо общественных нужд; 
• использования указанных ресурсов не по целевому назначению;
• систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование; 
• ликвидации или реорганизации юридического лица, смерти физического лица, выступавших в качестве природопользователей и (или) земельных собственников 
• прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональное использование природного объекта и т.д.
• аннулирование права на специальное природопользование (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета).

Что может быть лучше, чем рыбалка в Астрахани вместе с друзьями. Специально для этого около Астрахани у дельты Волги построены рыболовные базы и базы отдыха, где рыбаки смогут отдохнуть после незабываемой рыбалки.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии