БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экологическое право » ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Автор: Maxvel 8-11-2010, 19:16

ТЕМА № 4. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
1. Понятие и содержание права собственности на природные ресурсы.
2. Признаки права собственности на природные ресурсы.
3. Формы собственности на природные объекты.
4. Защита права собственности на природные ресурсы.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Важнейшим правовым институтом экологического права, регулирующим общественные отношения, является институт права собственности. Необходимо отличать понятие собственности на природные ресурсы и права собственности на природные ресурсы.
Собственность- необходимая предпосылка всякого производства. Она присуща любому обществу, любой общественно-экономической формации, она была и при первобытнообщинном строе и будет существовать всегда.
Что же касается права собственности, то оно возникает позднее собственности как экономической категории, т.е. собственность предшествует праву собственности и связана с необходимостью охраны собственности
Право собственности в объективном смысле есть совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих в соответствии со структурой общества отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.
Право собственности в субъективном смысле означает возможность индивида или коллектива по своему усмотрению и независимо от кого-либо владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами в пределах, установленных законом.
Субъективное право собственности на природные ресурсы закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Это право предоставляет возможность использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. 
Содержание права собственности составляют три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Эти три элемента являются обязательными. Особенностью указанных правомочий является то, что они возникают у субъекта с самого начала приобретения права собственности (например, путем покупки какой-нибудь веши) и заканчивается с потерей его (например, в результате продажи этой вещи).
Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляются собственником свободно в той мере, в какой их оборот допускается законом и если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п.3 ст.210 ГК).
Следовательно, собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия и использовать его для любой деятельности, если это не противоречит закону. Так, согласно п.2 ст.210 ГК, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе: отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Право владения природными ресурсами заключается в дозволении природоресурсным, иным законодательством фактическом обладании государством или разными лицами такими ресурсами. Т.к. собственники в данном случае реально не в состоянии физически охватить и обладать своей собственностью, законом они наделяются юридическим титулом владельца. Наличие титула означает, что владелец обладает правом владения и оно имеется прежде всего у собственника, но может быть и у других лиц, получивших это право на основании договора с собственником либо на основании административного акта. Иногда право владения возникает в силу прямого указания закона.

Пользование - это возможность извлекать из вещи полезные свойства в целях удовлетворения различного рода потребностей, в том числе получать плоды и доходы в процессе эксплуатации этой вещи. 
Пользование имуществом тесно связано с владением, которое является предпосылкой для права пользования, хотя и осуществляются одновременно. Но право пользования может осуществляться и без права владения (например, сбор грибов и ягод в лесу).
Право пользования природными ресурсами сводится к допустимому действующим законодательством непосредственному или опосредованному извлечению из указанных ресурсов веществ, продуктов, иных полезных свойств (добыча полезных ископаемых или диких животных; заготовка лесопродуктов или выпас скота, выращивание сельскохозяйственной продукции или застройка земель, осуществлению, рекреации или получению ренты за природопользование и т.д.).
Пользование природными ресурсами может осуществляться государством и другими их собственниками, полностью или частично делегироваться государственным органам, передаваться юридическим и физическим липам Республики Беларусь, лицам без гражданства, иностранными государствам, их юридическим и физическим лицам.
Все перечисленные субъекты пользуются указанными ресурсами, в первую очередь, размещая и эксплуатируя на них свои различные здания, строения и сооружения и т.д.
Юридические и физические лица пользуются природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами путем получения продуктов природопользования, извлечения иных полезных свойств. Собственники земельных участков пользуются этими участками в процессе производства продуктов земледелия и животноводства, строительства и сооружений или посредством сдачи земель в аренду.
Под правом распоряжения природными ресурсами понимается установленная природоресурсовым и другим законодательством возможность специально уполномоченных на то органов государства, граждан, имеющих в собственности земельные участки, определять юридическую судьбу данных ресурсов соответственно путем их изъятия и предоставления в пользование или аренду, полного или частичного исключения из хозяйственного оборота, отчуждения иностранному государству, купли-продажи, завещания, дарения, залога и т.д.
Государство, осуществляя право распоряжения, передает часть своего имущества во владение и пользование предприятиям, организациям, наделяя их соответствующими правами.

Распоряжением являются, например, акты передачи государством части своей территории по договору (в аренду), создание заповедников или национальных парков, факты продажи или дарения гражданами своих садоводческих участков, установления и взимания арендной платы или налоговых платежей за природопользование, предоставления по ним льгот… 
С учетом видов, размеров и ценности природных ресурсов право paспоряжения ими в пределах своей компетенции осуществляют Парламент публики Беларусь, Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы Советов депутатов различных уровней.
Некоторыми специальными распорядительными полномочиями наделены также органы охраны природы, лесного хозяйства, горного надзора и др. (разрешение на добычу полезных ископаемых, выдача лесных билетов).
Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности физическим и юридических лиц, осуществляется ими самостоятельно, но под контролем государства.
Но право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. Правомочиям собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами соответствует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность означает, что в процессе реализации своих правомочий собственник обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством (при продаже или передаче в пользование природных ресурсов другим лицам собственник обязан обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды).

 

2.Двойственность положения природных объектов как объектов хозяйствования и составных частей окружающей природной среды предопределяет эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.
Экологические и экономические признаки в институте собственности находятся во взаимодействии. Нельзя сказать, что земля в одном месте выступает как недвижимость, а в другом - как составная часть окружающей среды. 
Право собственности на животный мир как природный объект вытекает из принадлежности права собственности на другие объекты природы - леса и воды. Дикие звери находятся в собственности у того, у кого находится в собственности среда обитания лесные угодья. Рыбы и другие водные животные могут находиться в собственности тех, кому принадлежит собственность на водные объекты. Травяной покров, отдельно стоящие деревья, группы деревьев считаются в собственности тех, кому принадлежит по праву собственности поверхность земельных угодий.
У природных объектов отсутствует стоимость, которая определяется как совокупность затрат общественно необходимого человеческого труда. Но отсутствие стоимости не снимает денежной оценки земли и других природных объектов, платности всего природопользования.
Право собственности на землю и другие природные ресурсы существенно отличается от права собственности на имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия собственности на природные объекты обусловлены:
• во-первых, особым характером природных объектов как предметов материального мира, 
• во-вторых, особой значимостью этих объектов для человеческого общества.

Выделяют две основные группы отличий:
1. Отличия, вытекающие из специфических характеристик природных ресурсов как объектов собственности:
1.1. природные объекты отграничены в своем учете от учета других имущественных объектов - природные объекты учитываются по натуральным показателям (земля в баллах по кадастровой оценке; леса по группам лесов и категориям защищенности).
2.2. использование земли и природных объектов планируется в обособленном порядке (путём составления и утверждения программ).
3.3. распределение и перераспределение природных объектов обязательно осуществляются в натуре, путем отвода, т.е. обозначения границ объекта на местности с последующей выдачей документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды выделенными объектами.
2. отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты.
2.1. особый режим использования природных объектов существенно отличается от использования имущества: природные объекты должны эксплуатироваться в точном соответствии с их целевым назначением, которое определяется как установлением категорий, так и целевым назначением при предоставлении в хозяйственную эксплуатацию; приемы хозяйственной эксплуатации должны осуществляться не во вред механизму экологического взаимодействия объективных законов природы, в силу которых функционирует данный природный объект;
2.2. Наличие системы государственного контроля по всем видам природных объектов;
2.3. Т.к. природные объекты представляют собой естественные организмы, необходимо непрерывное наблюдение за их развитием, в связи с этим предусмотрена особая система - мониторинг;
2.4. Вред, причиненный имущественному объекту вред можно сразу обнаружить, а вред, причиненный природному объекту, обнаруживается, как правило, спустя значительное время.

 

3.Ранее считалось, что государственная собственность на природные богатства является наиболее оптимальной формой собственности, способствующей охране природы. Но последующее развитие показало, что государственная собственность на природные объекты со временем в определенной мере превратилась в определённый барьер охраны природной среды. 
Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РБ. В РБ существуют 2 формы собственности: государственная и частная, при этом государственная собственность в данной области является доминирующей. Так в соответствии со ст. 13 недра, воды, леса – составляют исключительную собственность государства. Земли с/х назначения находятся в собственности государства. Положения Основного Закона получили развитие в отраслевом законодательстве: горном, водном, земельном и др.
Ст. 2 Закона РБ от 5 мая 1998 года «Об объектах, находящихся только в собственности государства» к указанным объектам относит следующие природные ресурсы:
1. земли сельскохозяйственного назначения, 
2. другие земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность;
3. недра;
4. воды;
5. леса;
6. особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;
7. дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь;
8. редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь;
9. воздушное пространство Республики Беларусь;
10. радиочастотный ресурс.
Частная собственность в РБ существует только на один природный объект: землю, за исключением земель с/х назначения.

Признаки объектов права собственности:
• отдельные природные объекты (земля, леса, недра и т.п.);
• только те, которые предусмотрены в законе;
• при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

В зависимости от степени значимости для общества объекты права собственности на природные ресурсы подразделяются на:
1. состоящие в государственной собственности,
2. находящиеся в частной собственности.
Отдельные виды природных ресурсов объединены в фонды, которые имеют определенный правовой статус: земельный фонд, водный и лесной фонд. Фонды, в свою очередь, подразделяются на «подфонды». Каждый «подфонд» имеет свое целевое назначение, а значит, и правовой статус. Так, земельный фонд делится по категориям земель. Согласно Кодексу Республики Беларусь о земле, в соответствии с основным целевым назначением все земли подразделяются на семь категорий.
Субъектами права государственной собственности является государство которое реализует свои правомочия собственника через органы гос.власти и управления и государственные юридические лица. Субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица.
Но экологические требования, предъявляемые к объектам охраны права собственности природных ресурсов обязательны для субъектов независимо от формы собственности на природные ресурсы и подчиненности.

 

4.Необходимо проводить различие между "охраной собственности" и "охраной права собственности". 
Объектом охраны собственности являются, во-первых, сами природные объекты, а во-вторых, и отношения собственности. Объектом охраны права собственности являются конкретные правомочия собственника природных ресурсов, их охрана обеспечивается самыми различными мерами, в том числе и правовыми. Следовательно, целесообразно всег¬да различать охрану права в широком смысле этого слова и в узком, т.е. только правовыми средствами.
Необходимо различать «охрану права» и «защиту права». Охрана права собственности трактуется несколько шире, чем защита, и начинается от установления принципов права собственности и заканчивая ответственностью за их нарушение. В такой охране участвуют многие отрасли права (конституционное право, уголовное право, гражданское право и др.). Но когда речь идет о защите, имеется в виду соответствующая реакция правоохранительных органов на какое-либо реально существующее нарушение. Охрана не обязательно должна быть связана с конкретными правонарушениями. 
Правовые методы охраны права собственности на природные ресурсы и природные объекты осуществляются в соответствии с законодательством об охране права собственности. Так, статья 44 Конституции Республики Беларусь гласит, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Существуют различные правовые средства охраны права собственности на природные объекты и природные ресурсы, установленные в отраслевом законодательстве РБ.
Конкретные способы защиты права собственности определены отраслевым законодательством и зависят от степени тяжести и вида правонарушения. Так в уголовном и административном праве содержатся конкретные меры ответственности, применяемые к нарушителям права собственности на природные объекты (штраф, лишение права занимать определённые должности, лишение свободы и т.д.).
Наиболее широкий выбор способов защиты права собственности на природные ресурсы определён гражданским законодательством.

Защита таких прав осуществляется путем:
• признания права;
• восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
• признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки купли-продажи, дарение, залог, самовольный обмен, самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие противоправные сделки, заключаемые, как правило, гражданами; 
• признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
• самозащиты права;
• присуждения к исполнению обязанности в натуре;
• возмещения убытков;
• взыскания неустойки;
• компенсации морального вреда;
• прекращения или изменения правоотношения;
• неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
• иными способами, предусмотренными законом.
Защита прав собственности регулируется также в специальными способами: истребования имущества из чужого незаконного владения (ст. _), истребования имущества от добросовестного приобретателя (ст. ), расчеты при возврате имущества из незаконного владения (ст. ) и защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (ст. ), а также относительно последствий прекращения права собственности в силу закона (ст. ).
Законодательство о собственности устанавливают и органы, осуществляющие защиту права собственности - защита права собственности осуществляется общими и хозяйственными судами. 





Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии