Право природопользования

Автор: Maxvel 8-11-2010, 19:20

1. Понятие и принципы права природопользования.
2. Виды права природопользования.
3. Права и обязанности природопользователей.
4. Правовое регулирование лицензирование природопользования.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств для удовлетворения экономических, экологических и иных интересов общества, называется правом природопользования.
Право природопользования рассматривается в трех аспектах как институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя.
Как институт право природопользования – это совокупность нормативных правовых актов и правовых норм о природопользовании.
Они закрепляют основные принципы права природопользования, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, порядок и условия природопользования и т.д.
Как правоотношение право природопользования – совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Оно служит механизмом реализации объективного и субъективного права природопользования.
Как правомочие право природопользования – это принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.
Роль права природопользования состоит в том. что посредством его peaлизуются правомочия государства и других субъектов отношений природопользования, касающихся земли и других природных ресурсов. Таким путем обеспечиваются взаимодействие между этими субъектами, лучшее использование природных ресурсов, реализуются экономическая, экологическая, оздоровительная, эстетическая и другие формы права природопользования.

Характерные чеоты права природопользования:
1. Производность (зависимость) права пользования природными ресурсами от права собственности на них
Содержание правового института и субъективных прав природопользования зависит от воли собственника (государства), которое устанавливает правовые нормы, определяющие порядок и условия пользования природными объектами, предоставляет конкретные объекты в пользование и др.
2. Рациональное природопользование – это такое природопользование, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Данный принцип обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий.
Требования рационального природопользования в основном специфичны и зависят от вида используемого природного ресурса.
3. Экосистемный подход к регулированию природопользования; т.е. соблюдение правовых требований о предупреждении и недопущении причинения вреда в процессе использования одного природного объекта другим природным объектам и окружающей среде в целом.
4. Целевой характер пользования природными ресурсами;
Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.
5. Устойчивость права пользования природными ресурсами. Его суть в том, что природные объекты предоставляются в срочное или бессрочное пользование, а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе.
6. Платности специального природопользования. Заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства в области охраны окружающей среды (экологический налог, арендная плата и др.).
7. Связи права природопользования с охраной природы. Природопользователи обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия на природную среду.
8. Абсолютный характер защиты права природопользования. Природопользователи вправе требовать от всяких лиц воздержания от неправомерных вторжений в границы природопользования.

 

2.Виды природопользования:
1. В зависимости от основания возникновения:
1.1. Естественное природопользование - оно не требует какого-либо специального разделения. Осуществляется оно людьми в силу принадлежащих им естественных условий существования - пользование атмосферным воздухом, водой для питья, других 
1.2. Общее природопользование осуществляется гражданами безвозмездно без специального разрешения и закрепления природных ресурсов за ними (лесом в культурно-оздоровительных целях, сбор грибов, ягод, меда, орехов и т.д.). Право на такое пользование природными объекта ми возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. Но в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами
1.3. Специальное природопользование - осуществление природопользования в процессе экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за плату, на основании решений государственных органов, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и (или) при помощи специальных сооружений (устройств)
2. В зависимости от срока:
2.1. Бессрочное природопользование (предоставление земельного участка в пожизненное наследуемое землевладение, в собственность)
2.2. Срочное природопользование – предоставление природного объекта на определённый срок (в аренду до 99 лет землю; для добычи полезных ископаемых до 20 лет и т.д.).
3. В зависимости от вида объекта права природопользования: 
 право землепользования, право недропользования, право водопользования, право пользования атмосферным воздухом, право лесопользования, право пользования растительным миром вне лесов, право пользования животным миром.
4. По целевому назначению использования отдельного природного объекта:
4.1. В земельном законодательстве по категориям земель (7 категорий) - земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, лесного, водного фонда и т.д.
4.2. В законодательстве о недрах - разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение и т.д.
4.3. Виды лесных пользований – заготовка древесины, живицы, побочное лесопользование и т.д.
4.4. Виды пользования животным миром – охота, рыболовство, получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (мёд, воск) и т.д.

 

3.Под субъектами права природопользования понимаются: 
1. потенциальные, возможные природопользователи, круг которых четко очерчивается в законе (юридические и физические лица независимо от форм собственности, в том числе и иностранные, а также иностранные государства и международные организации); 
2. реальные пользователи природными объектами. 
В соответствии с видами права природопользования выделяются следующие виды субъектов права природопользования: землевладельцы и землепользователи, недропользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животным миром, пользователи атмосферным воздухом.
Объект права природопользования - это земля, недра, воды и другие природные ресурсы, которые могут находиться в пользовании. Но объектом права природопользования является конкретно определенный земельный, водный и другой участок, предоставленный в пользование конкретно определенному субъекту, за исключением общего природопользования. 
Конкретизация объекта права природопользования производится в решении о его предоставлении и в документе, удостоверяющем такое право. Объектом право пользования может быть только объект, предоставленный в установленном законном порядке. В противном случае считается, что объект используется самовольно. Общее содержание права природопользования заключается в правомочиях и обязанностях субъектов этого права по владению и пользованию соответствующими природными ресурсами и объектами природы.

Права природопользователей:
1. Общие права:
 1) самостоятельно выбирать формы и способы хозяйственной деятельности, связанной с использованием соответствующего природного объекта; 
2) по своему выбору использовать результаты хозяйственной деятельности;

3) возводить необходимые для осуществления своего права строения и сооружения, дороги и т.д.; 
4) требовать возмещения убытков при принудительном изъятии природного объекта для других государственных и общественных нужд.
2. Специфические права:
Недропользователь вправе использовать отходы своей горнодобывающей промышленности и связанных с ней перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии, ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного горного отвода, производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за собственный счет и некоторые другие. 
Землепользователь вправе в установленном порядке использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты и пресные подземные воды.

Обязанности природопользователей:
1) использовать природный объект только для тех целей, для которых он предоставлен; 
2) использовать его рационально, способами и методами, исключающими причинение вреда другим объектам природы и пользователям, угрозу экологической опасности и т.д.; 
3) проводить рекультивацию нарушенных в результате хозяйственной деятельности земель; 
4) своевременно вносить предусмотренные законом платежи за пользование природными ресурсами; 
5) вести любое строительство на природном объекте или в связи с его использованием, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами, по согласованию с архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами; 
6) возмещать вред, причиненный ими нарушением земельного, водного, горного и иного законодательства в результате хозяйственной деятельности;

7) вести первичный учет количественного и качественного состояния используемого природного объекта, окружающей природной среды и своевременно представлять его результаты в соответствующие органы.
Права и обязанности природопользователей в отношении конкретных природных ресурсов конкретизируются в соответствующем отраслевом законодательстве и зависят от используемого вида природного ресурса.

 

4.Лицензирование природопользования.
Предпосылкой появления института лицензирования стал переход Республики Беларусь к новой рыночной экономики, появление новой формы собственности, новых оранизационно-правовых форм предприятий: акционерные общества, общества с дополнительной и ограниченной ответственностью, частные предприятия и т.д. 
 Экологическое лицензирование - деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензии (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление иных видов работ, касающихся охраны окружающей среды.
До принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядок лицензирования природоохранной деятельности определяли сами лицензирующие органы. Однако сегодня система лицензирования на представляет собой двухуровневую систему, в которой общий порядок лицензирования определяется нормами Декрета № 17, а специфика лицензирования отдельных видов деятельности отражается в положениях, утверждённых на каждый вид деятельности Советом Министров Республики Беларусь. Именно в этих положениях о лицензировании определяются виды деятельности, подлежащие лицензированию; устанавливается срок, на который выдаётся лицензия; определяется перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий или лицензиатам; уточняется перечень документов, которые необходимо представить соискателю лицензии; определяется сам лицензирующий орган и его полномочия, а также порядок осуществления им контроля за соблюдением лицензиатом законодательства; регулируется порядок проведения проверки или экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также предусматриваются иные особенности выдачи лицензий на отдельные виды деятельности.

 

Процесс лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды включает ряд стадий:
1. предоставление заявления пакета необходимых документов
2. регистрация документов органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности
3. проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
4. принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии
5. выдача лицензии
6. решение уполномоченного органа о приостановлении, прекращении действия лицензии или её аннулировании.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган: заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и места его нахождения; лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять; копии учредительных документов (устава) юридического лица; копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика; документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления; выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица). Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке; другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, либо определенные Президентом Республики Беларусь.
• Министерство лесного хозяйства: - выдача специальных разрешений (лицензий) на ведение охотничьего хозяйства; на заготовку древесины на землях лесного фонда (валка деревьев, обрубку (обрезка) сучьев и раскряжевка, трелевка (перемещение древесины от места валки до погрузочного пункта или дороги); на переработку древесины, включая производство пилопродукции (продольное деление бревен и полученных частей), оцилиндрованных изделий, срубов, лущеного и строганого шпона, технологической щепы, древесного угля. № 1551
• Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь - выдача специальных разрешений (лицензий) на ведение рыболовного хозяйства. № 1550
• Государственный комитет по имуществу - осуществление геодезических, картографических и мелиоративных работ, деятельность по созданию планов и карт населённых пунктов № 1372
• Министерством по чрезвычайным ситуациям - выдача специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности деятельность связанная с источниками ионизирующего излучения (производство, хранение, утилизация, захоронение радиоактивных веществ); деятельность, связанная с опасными производственными объектами (краны, паровые котлы); добыча полезных ископаемых (кроме торфа и сапропелей); перевозка опасных грузов всеми видами транспорта) № 1357
• Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды - обращение с озоноразрушающими веществами (производство, купля (продажа), хранение, утилизация (обезвреживание), рециклинг и т.п.); геологическое изучение недр (комплекс исследовательских и прикладных работ, проводимых в целях уяснения строения земной коры и протекающих в ней процессов, поиска и разведки полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых); - добыча торфа или сапропелей; горизонтальное бурение скважин на воду глубиной более 20 метров;- использование отходов 1-3 классов опасности,- обезвреживание отходов;- экологический аудит. № 1371
• Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь:- радиационное обследование территорий, лесных и водных массивов, зданий и сооружений, оборудования, транспорта, промышленных, сельскохозяйственных, гражданских и других объектов, - определение содержания радионуклидов в сельскохозяйственной и промышленной продукции, продукции лесного хозяйства, строительных материалах, пищевых продуктах, питьевой воде, лекарственно-техническом сырье, коммунальных отходах, поверхностного загрязнения, мощности дозы гамма-излучения.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии