БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » История государства и права ЗС » Право средневекового Арабского халифата

Право средневекового Арабского халифата

Право средневекового Арабского халифата

 

1.  зарождение мусульманского права и его источники. Регулирование имущественных отношений

2.  брак и семья

3.  преступление и наказание по шариату

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.С возникновением халифата формируется право – шариат (надлежащий путь – в переводе). Право изначально формируется как важнейшая часть религии. Источники: Коран (религиозно-моральные направляющие установки), сунна (сборник преданий и изречений Мухаммеда и его поступков) – судебно-наследственные и семейные отношения, иджма (решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами), фетва (письменные заключения), решения уммы, кияс (судебные решения по аналогии), адат (обычное право, не противоречащее Корану). В дальнейшем источниками права считают указы халифов.

Шариат заставляет жить строго-определенным образом. 5 критериев шариатского образа жизни. Если эти критерии не соблюдаются, то человек считается неверным – кяфиром (4 степени неверности). Невыполнение религиозного долга влекло к потере всех прав. Воины и государственные служащие имели право икта, т.е. пользовались землей за службу вместе с проживающими на ней крестьянами. Особый статус был у собственности мечети – вакуф, (освобождающий от налогообложения, нельзя отчуждать) это земля, переданная мечети для благотворительных целей. Мульк – право частной собственности на землю. В случае неверности человека, они лишался мулька.

 

2.Патриархальный характер, многоженство (законные 4 жены), неограниченное количество наложниц при условии их материального обеспечения и справедливого к ним отношения. Право развода со стороны мужа.

 

3.Отказ от правильного поведения рассматривался не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех. Действия различали на:

  • строго обязательное
  • желательное
  • разрешаемое
  • нежелательное, но ненаказуемое
  • запрещенное, строго наказуемое

Дифференция важна относительно важных ценностей мусульман. По характеру наказания все преступления делились:

1)  против религии и государства

2)  против отдельных лиц

3)  правонарушение, выбор нарушения зависит от суда



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии